Поученіе. Препод. Маркъ аѳинскій

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О путяхъ жизни—широкомъ, ведущемъ въ адъ, и узкомъ, ведущемъ въ жизнь вѣчную.

I. Св. препод. Маркъ аѳинскій, память коего совершается нынѣ, былъ чудный подвижникъ. Онъ подвизался въ пустынѣ Ливійской, на горѣ Фраческой. Вотъ какъ самъ онъ разсказывалъ о своей жизни св. старцу Серапіону, котораго Богъ прислалъ къ нему въ послѣдній день его жизни: «95 лѣтъ я живу въ этой пустынѣ, и не видалъ ни человѣка, ни звѣря, ни птицъ и никакихъ животныхъ.

Первыя 30 лѣтъ были особенно тяжелы для меня: одежды я не имѣлъ и страдалъ то отъ холода, то отъ зноя; голодъ утолялъ иногда землею, а жажду — морскою водою; одинокое и безлюдное мѣсто наводило на меня тоску и томленіе; не разъ переносился я мыслію въ міръ, со всѣми его удобствами и удовольствіями. Но больше всего я страдалъ отъ бѣсовъ: ни днемъ, ни ночью они не давали мнѣ покоя, грозя меня убить, утопить въ морѣ или разорвать на части. Послѣ 30-ти лѣтъ я удостоился великой Божіей милости: плоть моя измѣнилась, на тѣлѣ у меня выросли волосы, которые защищали отъ холода и зноя, начала ниспосылаться мнѣ пища, ангелы стали посѣщать меня». — «Есть ли нынѣ въ мірѣ святые съ такою чудодѣйственною вѣрою, что, по слову Христову, могли бы передвигать и горы съ своихъ мѣстъ?» спросилъ Маркъ Серапіона послѣ того, какъ онъ разсказалъ ему свою жизнь. И при этихъ словахъ Фраческая гора двинулась съ мѣста и пошла въ море. Тогда святой остановилъ ее. Маркъ пригласилъ Серапіона помолиться, затѣмъ сказалъ: «великъ для меня нынѣшній день, ибо душа моя разлучается отъ тѣла и идетъ въ обители небесныя». При этомъ послышался съ неба голосъ: «принесите Мнѣ изъ пустыни вѣрнаго Моего раба, совершеннаго христіанина. Иди и почій, Маркъ», и Маркъ испустилъ духъ. Серапіонъ видѣлъ душу его, возносимую ангелами на небо.

II. Мы видѣли, братія, что преподобный Маркъ аѳинскій избралъ не широкій путь жизни, состоящій въ потворствѣ своей чувственной природѣ и служеніи страстямъ, въ праздной и грѣшной жизни, но узкій, соединенный съ голодомъ, холодомъ, трудами, пощеніями и бдѣніями. И этотъ путь, какъ мы видѣли, привелъ его въ царствіе небесное, тогда какъ другой неизбѣжно долженъ былъ бы привести его на мѣсто вѣчныхъ мученій.

Пути, по которымъ совершаетъ человѣкъ свое странствованіе на землѣ, представляются многочисленными и разнообразными, какъ разнообразна самая дѣятельность человѣческая. Но, судя по свойству этихъ путей, ихъ собственно два: одинъ — путь грѣха и порока, другой — путь добродѣтели.

а) Первый путь называется въ евангеліи широкимъ (Мѳ. 7,13). Онъ привлекаетъ къ себѣ людей благами и сокровищами земли, обольщаетъ удовольствіями, манитъ всѣмъ тѣмъ, что льститъ чувственности и нашему испорченному сердцу. По этому пути идутъ всѣ, которые любятъ давать просторъ своему разуму въ дѣлахъ самой вѣры, не хотятъ подчинять его Божественному откровенію и плѣнить въ послушаніе Христово (2 Кор. 10, 5); всѣ, которые даютъ просторъ своимъ страстямъ и своей волѣ, свергая съ нея благое иго заповѣдей Христовыхъ (Матѳ. 11, 30); всѣ непокоряющіеся св. церкви и ея уставамъ, неповинующіеся предержащимъ властямъ, противящіеся своимъ родителямъ. На этомъ пути находятся и блудницы, и прелюбодѣи, и сквернители, и лихоимцы, и татіе, и пьяницы, и досадители, и хищницы (1 Кор. 6, 9 и 10). Здѣсь сластолюбцы, имже Богъ чрево (1 Фил. 3, 19), и соблазнители, прельщающіе души неутверждены (2 Петр. 2, 14), и клятвопреступники, и убійцы, притѣснители вдовъ и сиротъ. Здѣсь не только явные нечестивцы, но и всѣ фарисействующіе христіане, которые часто восклицаютъ: Господи, Господи (Матѳ. 7, 21»), и стараются имѣть образъ благочестія, на самомъ же дѣлѣ отвергаются силы его и божественную истину содержат въ неправдѣ (2 Тим. 3, 5; Рим. 1, 18). Вообще путь такъ просторенъ, что помѣщаетъ всѣхъ грѣшниковъ, какъ они ни безчисленны на землѣ и даже въ самомъ христіанствѣ.

б) Другой путь есть путь тѣсный (Матѳ. 7, 14), по множеству препятствій, которыя встрѣчаются на немъ, трудностей, которыя должно преодолѣть, жертвъ, какія неизбѣжно принести. Чтобы вступить на этотъ путь, необходимо отвергнуться себе (Марк. 8, 34), покаяться во всѣхъ своихъ грѣхахъ (Матѳ. 3, 2), умертвить уды и всѣ порочныя привязанности наши, яже на земли (Кол. 3, 5). Чтобы итти по этому тѣсному пути, надобно стѣснить, ограничить, смирить себя во всемъ: подчинить свой умъ вѣрѣ Христовой, волю — закону Божію, сердце — обѣтованіямъ евангельскимъ, всю духовную дѣятельность — руководству православной церкви. Надобно вести непрерывную брань со врагами нашего спасенія: міромъ, плотію и діаволомъ, и для того, въ полномъ всеоружіи Божіемъ, постоянно трезвиться и бодрствовать и молиться всякою молитвою на всякое время духомъ (1 Петр. 5, 8; Еф. 6, 10—18). Надобно благодушно, съ христіанскимъ мужествомъ переносить многія скорби, напасти и всякаго рода гоненія, которыми усѣянъ этотъ путь отъ начала до конца (2 Тим. 3, 12). Надобно быть готовымъ прощать всѣ обиды, любить самыхъ враговъ нашихъ, благословлять клянущихъ насъ, добро творить ненавидящимъ насъ, молиться за творящихъ намъ напасть (Матѳ. 5, 44).

Кто-же идетъ по этому пути? Увы, мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его (Матѳ. 7, 14): по немъ идутъ только одни истинные послѣдователи І. Христа, Который вмѣсто предлежащія ему радости, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ. (Евр. 12, 2), крестъ самоотверженія и послушанія волѣ Божіей, крестъ бѣдствій и скорбей, и смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти (Фил. 2, 8).

III. Теперь, братіе, можете каждый сами опредѣлить, кто изъ васъ куда идетъ. Если вы шествуете путемъ широкимъ: то знайте, что онъ, по слову Спасителя, ведетъ въ пагубу (Матѳ. 7, 13), — туда, гдѣ червь не умираетъ и огнь не угасаетъ (Марк. 9, 48), гдѣ будетъ мука вѣчная (Матѳ. 25, 46), плачъ и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 8, 12) и гдѣ не дастся грѣшникамъ ослабы и покоя во вѣки вѣковъ (Апок. 20, 10). Если же вы находитесь на тѣсномъ пути: радуйтесь и благодарите Господа: путь сей ведетъ въ животъ (Матѳ. 7, 14), ведетъ ко граду Бога живаго, Іерусалиму небесному, гдѣ нѣтъ ни плача, ни вопля, ни болѣзни, ни смерти (Апок. 21, 4), а откроется для праведниковъ вѣчное блаженство (Евр. 9,15) и вѣчная слава (2 Кор. 4, 17).

Но итти, по своей воли итти во огнь вѣчный, къ своей вѣчной погибели, и лишиться, добровольно лишиться вѣчныхъ благъ, предлагаемыхъ намъ на небеси — кто не содрогнется при одной мысли объ этомъ?

О, остановитесь, грѣшники, на своемъ широкомъ пути и образумьтесь! Какъ ни далеко вы ушли, вы еще можете возвратиться назадъ и вступить на тѣсный путь добродѣтели. Какъ ни многочисленны и тяжки ваши грѣхи, — покайтесь: кровь І. Христа очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (1 Іоан. 1, 7). Какъ ни слабы ваши нравственныя силы, — молитесь: сила Божія въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9), и Отецъ небесный дастъ Духа просящимъ у Него (Лук. 11, 13). А благодатію Св. Духа, при вашей вѣрѣ и христіанскихъ подвигахъ, обильно приподастся вамъ и входъ въ вѣчное царство Господа нашего и Спаса І. Христа (2 Петр. 1,11). Аминь. (Составл. свящ. Г. Д—ко по Чет. -Мин. и слову Макарія, еписк. тамбовск. и шацк., т. II, стр. 11—15).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий