Поученіе. Препод. Маронъ

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Обычай прибѣгать въ извѣстныхъ случаяхъ съ молитвою къ опредѣленнымъ святымъ имѣетъ для себя законное основаніе.

Преподобный Марон, пустынник Сирийский

 I. Преп. Маронъ, пустынникъ сирійскій, память коего совершается нынѣ, подвизался близъ города Кира, лежавшаго на два дня пути отъ Антіохіи.

Мѣстомъ для своихъ подвиговъ онъ избралъ вершину одной горы, въ старину чтившейся язычниками. Сдѣлавъ это мѣсто идольскихъ жертвоприношеній мѣстомъ служенія Богу, онъ подвизался въ небольшой хижинѣ, въ которой рѣдко, впрочемъ, бывалъ, почти всегда оставаясь подъ открытымъ небомъ. Для умерщвленія плоти онъ поднималъ тяжкіе тѣлесные труды. Богъ послалъ ему даръ молитвою и благословеніемъ врачевать различные, не только тѣлесные, но и душевные недуги и болѣзни. Онъ исцѣлялъ больныхъ горячкой, изступленныхъ, одержимыхъ бѣсомъ. Онъ врачевалъ души отъ недуговъ любостяжанія, гнѣва, невоздержанія и безпечности, внушалъ смиренномудріе гордымъ и справедливость неправеднымъ. — Послѣ краткой болѣзни онъ съ миромъ отошелъ къ вѣчной жизни, около 370 года. Жители одного ближняго селенія взяли св. мощи его и положили въ своемъ храмѣ, на благословеніе своему селенію.

Наши предки молились преп. Марону объ исцѣленіе отъ лихорадки.

II. Братіе! Многіе изъ христіанъ вѣруютъ, что въ нѣкоторыхъ случаяхъ можетъ испросить имъ у Бога особую помощь только извѣстный святой. Напримѣръ, чтобы избавиться отъ зубной боли, молятся священномученику Антипѣ; чтобы сохранить скотъ отъ падежа ищутъ помощи у мучениковъ Флора и Лавра, великомученика Георгія и священномученика Власія; чтобы получить помощь у Господа въ случившихся бѣдствіяхъ и затрудненіяхъ земной жизни, просятъ молитвеннаго ходатайства у св. мученика Трифона; объ отысканіи покраденныхъ вещей прибѣгаютъ къ мученику Іоанну— воину и т. д.

а) Въ этой вѣрѣ въ особую помощь въ извѣстныхъ случаяхъ того или другого святого—ничего предосудительнаго нѣтъ. Ибо если они вѣруютъ, то конечно и съ особымъ съ своей стороны усердіемъ и любовію прибѣгаютъ къ тому или другому святому; а въ усердіи и любви къ святымъ, кромѣ хорошаго, ничего другого видѣть нельзя; а съ другой стороны права вѣра подобныхъ людей и потому, что благодатная дѣятельность святыхъ иногда получаетъ какъ бы нѣкое опредѣленное направленіе. —Если спросимъ о семъ апостола Павла, то можемъ имѣть слѣдующій отвѣтъ: вся сія—подаяніе благодатныхъ дарованій, опредѣленіе ихъ рода, степени, силы, вся сія дѣйствуетъ единъ и тойжде Духъ, раздѣляя властію коемуждо, яко же хощетъ (1 Кор. XII, 11).

Впрочемъ, какъ Духъ Божій, по безпредѣльной благости готовый дать всякому человѣку всякое благодатное дарованіе, дѣйствительно раздаетъ дарованія сообразно съ закономъ правды,— достойнымъ, и, сообразно съ закономъ премудрости,—способнымъ употребить оныя для благихъ цѣлей: то можно полагать, что вышнее опредѣленіе рода, степени, силы, пространства благодатныхъ дарованій, низпосылаемыхъ вѣрующему человѣку, бываетъ по нѣкоему примѣненію къ роду, степени, силѣ, пространству его свободныхъ духовныхъ расположеній, и его подвиговъ и добродѣтелей. Нѣчто подобное сей мысли находимъ у апостола Павла, когда онъ о подвигахъ Самого Іисуса Христа говоритъ: вї немже бо постада, Самъ искушенъ бывъ, можетъ и искушаемымъ помощи (Евр. II. 18).

Кто съ вѣрою и любовію къ Богу и Его закону, съ надеждою благодатной помощи Божіей, твердо стоялъ противъ искушенія и дѣйствительно пріялъ- благодатную помощь къ отраженію онаго; кто ревностно и постоянно упражнялся въ нѣкоемъ благочестивомъ подвигѣ или добродѣтели, и дѣйствительно пріялъ благодатную помощь совершить подвигъ и добродѣтель; кто мужественно рѣшился лучше пострадать и умереть, нежели измѣнить истинѣ и правдѣ, и дѣйствительно пріялъ благодатную помощь побѣдоносно прейти поприще неповиннаго страданія: тотъ можетъ и другимъ искушаемымъ и подвизающимся помощи; или вообще потому, что привлеченная его вѣрою и подвигомъ вселяется въ него сила Христова (2 Кор. XII. 9), и дѣйствуетъ не только въ немъ, но и чрезъ него; и въ особенности потому, что онъ, по опыту своего искушенія и подвига, тѣмъ глубже сочувствуетъ и состраждетъ другимъ въ подобномъ искушеніи и подвигѣ, и тѣмъ ревностнѣе ищетъ имъ помощи, и, по опыту обрѣтенной для себя благодатной помощи, тѣмъ съ большимъ дерзновеніемъ вѣры и тѣмъ съ большимъ успѣхомъ, предстательствуетъ предъ Богомъ и за другихъ, требующихъ подобной помощи, находя притомъ въ радости благотворенія награду за свой подвигъ.

б) Такое примѣнительное направленіе благотворной силы святыхъ можно усматривать на опытѣ въ житіяхъ ихъ. У преподобнаго Даніила Скитскаго просилъ помощи нѣкто, тяжко боримый искушеніемъ, возставшимъ противъ его цѣломудрія. Старецъ послалъ его на гробъ мученицы Ѳомаиды молиться при ея предстательствѣ. И когда повелѣнное было исполнено: искушеніе исчезло. Почему же помощь должна была прійти именно чрезъ сію мученицу?—Потому, что она въ жизни прошла чрезъ тяжкое искушеніе противъ ея цѣломудрія и мученически умерла за сохраненіе цѣломудрія. Въ житіи священномученика Власія,память коего св. церковь совершаетъ 11-го Февраля, передается слѣдующій случай. У нѣкоторой женщины былъ единственный сынъ. Однажды, когда онъ ѣлъ рыбу, рыбная кость остановилась въ его горлѣ, и такъ какъ, при всѣхъ усиліяхъ, вынуть ее оказалось невозможнымъ, то отрокъ сталъ невыразимо страдать, лишился голоса и былъ близкимъ къ смерти. Мать взяла его полумертваго, отнесла къ св. Власію, положила къ ногамъ его и, разсказавши, что съ ними случилось, со слезами начала умолять о помощи. «Помилуй сына моего, вопіяла она, рабъ Спасителя нашего Іисуса Христа, ибо сей сынъ мой есть единственный!» Власій внялъ мольбамъ ея, положилъ руку на уста отроку и, возведши очи свои къ небу, сталъ молиться такъ: "о, Господи, помогающій всѣмъ усердно прибѣгающимъ къ Тебѣ! Услыши мою молитву: Твоею невидимою силою исторгни кость изъ горла отрока сего и исцѣли его. И еще сдѣлай такъ, что если что подобное случится съ людьми или со скотомъ, то тѣмъ изъ людей, которые при этомъ скажутъ: Боже, молитвами раба Твоего Власія помоги, тѣмъ Ты, Господи, ускори на помощь, и подай исцѣленіе въ славу и честь святаго Твоего имени!" Послѣ молитвы святого отрокъ сталъ совершенно здоровымъ, сталъ громогласно славить Господа, и святый Власій отдалъ его матери («Чет. -Мин.»11-го Февраля).

III. Изъ этого ясно открывается, что св. великомуч. Власій испросилъ себѣ у Бога еще при жизни особый даръ исцѣленій. А если испросилъ, то почему же и вѣрующимъ въ него не обращаться съ особою вѣрою и усердіемъ за извѣстною помощію именно къ нему и др. святымъ? Аминь. (Сост. Г. Д. по проп. Филарета, митр. моск., т. Y, съ дополн. изъ др. источн.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий