Поученіе. Препод. муч. Вадимъ

    Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Нужно слушаться голоса совѣсти

  I. Св. преподобномуч. Вадимъ, память коего совершается нынѣ, жилъ въ IV вѣкѣ въ одномъ персидскомъ городѣ при царѣ Cапорѣ. Соорудивъ на свои средства монастырь за городомъ, онъ подвизался тутъ.

Въ это время въ Персіи поклонялись солнцу и огню. Сапоръ началъ преслѣдовать христіанъ. Многихъ изъ нихъ заключили въ темницу, въ числѣ ихъ и Вадима. Къ сожалѣнію, не всѣ изъ нихъ оказались твердыми въ вѣрѣ, нѣкоторые отреклись отъ вѣры. Въ числѣ отрекшихся былъ нѣкто Нирсанъ князь. Сапоръ потребовалъ отъ Нирсана, чтобы онъ, въ доказательство своего искренняго отреченія, умертвилъ Вадима. Нирсанъ согласился, но лишь поднялъ руку съ мечомъ, какъ совѣсть заговорила въ немъ, онъ затрепеталъ, и рука опустилась. Но Нирсанъ не послушался голоса совѣсти, снова поднялъ дрожащую руку съ мечомъ и, хотя не въ одинъ разъ, обезглавилъ преподобнаго, который безтрепетно принялъ мученическую смерть.

Послѣ смерти преподобно-мученика Вадима Нирсанъ, купившій себѣ жизнь отреченіемъ отъ Христа и невольнымъ убійствомъ мужественнаго исповѣдника Христовой вѣры, лишился мира и радости, — совѣсть не давала ему покоя, онъ умеръ смертію самоубійцы.

II. Изъ краткаго очерка жизни св. муч. Вадима мы видѣли, братіе, какое дерзкое преступленіе совершилъ богоотступникъ Нирсанъ, и какъ, мучимый совѣстію, онъ дошелъ до отчаянія, закончившагося самоубійствомъ. Такъ опасно сдѣлаться жертвой терзаній совѣсти и такъ необходимо во время слушаться спасительнаго голоса совѣсти.

Вотъ основанія, почему нужно слушаться этого голоса совѣсти.

а) Совѣсть есть сила нашей души, побуждающая насъ къ добру и предостерегающая отъ зла, есть истолковательница нравственнаго закона, начертаннаго Богомъ на сердцахъ нашихъ, есть голосъ Божій въ насъ. Требованія совѣсти сходны съ предписаніями закона Божія письменнаго, откровеннаго. Чему научаетъ, что повелѣваетъ законъ Божій, тому научаетъ, то внушаетъ и совѣсть. Что запрещаетъ законъ Божій, то запрещаетъ и совѣсть. Законъ Божій повелѣваетъ вѣровать въ Бога, почитать Его паче всѣхъ созданій, повиноваться Ему, какъ Владыкѣ всяческихъ, бояться Бога, какъ праведнѣйшаго Судіи, любить Его больше всего, благодарить Его, какъ всещедраго Благодѣтеля, надѣяться на Него, какъ на Всеблагаго и Всемогущаго; то же внушаетъ намъ и совѣсть.

Законъ Божій велитъ оказывать почтеніе и повиновеніе родителямъ и всѣмъ властямъ, отъ Бога учрежденнымъ, то же внушаетъ и совѣсть.

Законъ Божій запрещаетъ вредить человѣку, отнимать у него жизнь, запрещаетъ распутничать, похищать чужое добро явно и тайно, хитростію и насиліемъ, запрещаетъ лгать, льстить, обманывать, клеветать на ближняго, завидовать счастію другого, зложелательствовать и злорадоваться злополучію собрата: то же запрещаетъ и совѣсть. Внимайте же, братіе, своей совѣсти и не отложно исполняйте, что она внушать будетъ. Совѣсть есть истинный учитель; слушающій ея не подвергается преткновеніямъ. Совѣсть во всѣхъ дѣлахъ вашихъ употребляйте вмѣсто свѣтильника: потому что она всѣ дѣла ваши въ жизни, какъ худыя, такъ и добрыя, показываетъ совершенно.

б) Совѣсть наша не только располагаетъ — побуждаетъ насъ къ добру и предохраняетъ отъ зла, но она вмѣстѣ безпристрастно и неподкупно судитъ насъ за тѣ или другія дѣйствія наши, безпощадно и неумолимо караетъ насъ за всякое зло, содѣланное нами. Совѣсть — истинное домашнее судилище. «Преступникъ можетъ избѣжать иногда суда человѣческаго, но онъ никогда не избѣжитъ суда своей совѣсти», учитъ св. Григорій Назіанзинъ (Epist. 5). Совѣсть чувствуетъ каждое движеніе сердца, каждому намѣренію, желанію, каждой мысли, каждому дѣлу даетъ надлежащую оцѣнку: зло она охуждаетъ, устрашаетъ, задерживаетъ, а добро похваляетъ, одобряетъ, поощряетъ; за зло наказываетъ безпокойствомъ, страхомъ, стыдомъ, угрызеніями, тоской, за добро награждаетъ миромъ, самодовольствомъ, самоуслажденіемъ, радостію неземною. Что заставляло тяжкихъ, уголовныхъ преступниковъ открывать свои тайныя преступленія, зная, что за нихъ будетъ имъ кара суда человѣческаго? Не обличенія ли совѣсти, не дающія имъ покоя? Отъ чего овладѣваетъ воромъ робость, прелюбодѣемъ стыдъ, убійцею страхъ, святотатцемъ трепетъ, когда ими совершаются злодѣянія въ темнотѣ ночной, невѣдомо для другихъ? Не отъ преслѣдованія ли ихъ совѣстію? Отчего многіе закоренѣлые злодѣи и тяжкіе преступники, совершавшіе много злодѣйствъ и преступленій безъ смущенія и страха, наконецъ, рѣшались на самоубійство? Отъ возстанія противъ нихъ подавленной доселѣ совѣсти, отъ ея рѣзкихъ обличеній и невыносимыхъ угрызеній. Такъ случилось съ Іудою предателемъ, который, будучи жестоко мучимъ пробудившеюся въ немъ совѣстію, удавился; такъ случилось, какъ мы видѣли, и съ Нирсаномъ богоотступникомъ.

в) Правда, бываютъ люди, коихъ совѣсть не судитъ, не обличаетъ, не мучитъ: но эти люди либо взошли на верхъ добродѣтели, либо ниспади въ бездну порока. Совершеннаго праведника не за что совѣсти обличать и угрызать, а въ совѣсти, замаранной грѣхами, и великіе грѣхи не замѣтны; точно такъ же, какъ въ закопченомъ зеркалѣ не видитъ смотрящій въ него ни лица своего, ни недостатковъ своихъ.

Душа грѣшника, не обличаемаго совѣстію, это — море, тихое на поверхности, но во глубинѣ его гнѣздятся и движутся гади, имъ же нѣсть числа! Мнимое спокойствіе такого грѣшника, это — тишина предъ бурею, потому что рано или поздно, но придутъ наконецъ минуты, когда заглушенный имъ голось совѣсти раздастся со всею силою вь душѣ его и потрясетъ все ея существо, какъ потрясаютъ своды небесные сильные раскаты грома. Таковыя минуты бываютъ при невзгодахъ житейскихъ, и въ особенности минуты предсмертныя, когда все совершаемое нами во всю жизнь нашу, начиная съ ранняго дѣтства, предстанетъ предъ нами такъ ясно, какъ на ладони, покажется намъ совершеннымъ какъ бы вчера, а въ загробной жизни угрызенія совѣсти содѣлаются для грѣшниковъ тѣмъ червемъ не умирающимъ и огнемъ не угасающимъ, о которомъ говорится въ евангеліи.

III. Итакъ, братіе, намъ необходимо жить по закону Божію и по совѣсти, чтобы для насъ совѣсть была не жестокимъ обличителемъ и мучителемъ, а благимъ и кроткимъ утѣшителемъ и руководителемъ; необходимо развивать и изощрять совѣсть нашу изученіемъ писаннаго закона Божія и наставленій Богомудрыхъ учителей. (Сост. Съ доп. по проп. прилож. къ „Рук. для сельск. паст.“ 1891 г., іюнь).

 

  Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий