Поученіе. Препод. Сампсонъ страннопріимецъ

Прот. Григорій Дьяченко

 О добродѣтели страннолюбы.

  I. Преподобный Сампсонъ, память коего совершается нынѣ, родомъ римлянинъ, былъ сынъ очень знатныхъ и богатыхъ родителей, которые дали ему хорошее образованіе и съ раннихъ лѣтъ внушали ему любовь къ Богу и желаніе слѣдовать закону Господнему. Любя ближнихъ, какъ повелѣваетъ Господь, Сампсонъ выучился врачебному искусству, чтобы помогать страждущимъ. Господь благословилъ его доброе намѣреніе и далъ ему чудотворную силу исцѣлять всякій недугъ.

По смерти родителей Сампсону досталось богатое имѣніе, которое онъ употребилъ для пользы ближнихъ. Всѣхъ рабовъ своихъ отпустилъ онъ на волю, раздавалъ щедрыя милостыни, принималъ и кормилъ нищихъ и странныхъ. Онъ очень любилъ уединеніе; но, заботясь прежде всего о пользѣ ближнихъ, онъ поселился въ Константинополѣ и устроилъ домъ, гдѣ принималъ нищихъ, больныхъ и странныхъ. Онъ самъ лѣчилъ больныхъ и силою Божіей творилъ много чудесъ. Изъ смиренія старался онъ скрывать эти явленія особенной милости Божіей къ нему; но святая жизнь его сдѣлалась извѣстною, и патріархъ посвятилъ его во священники.

Случилось, что императоръ Юстиніанъ, царствовавшій въ то время, сдѣлался опасно боленъ. Старанія самыхъ искусныхъ врачей оставались тщетными; но Сампсонъ чудесною силою, данною ему отъ Бога, исцѣлилъ царя. „Требуй отъ меня, какой хочешь, награды, сказалъ ему обрадованный царь; — возьми денегъ или имѣніе".

— Богатства не нужно мнѣ, отвѣтилъ Сампсонъ; оно было у меня и я добровольно лишился его; но,если хочешь сдѣлать мнѣ великую милость, то вели построить домъ для помѣщенія больныхъ и бѣдныхъ; этимъ ты угодишь Богу и весьма обрадуешь меня.

Царь исполнилъ желаніе Сампсона и выстроилъ обширную больницу и страннопріимный домъ, куда назначилъ Сампсона начальникомъ.

Сампсонъ трудился до глубокой старости и мирно отошелъ къ Господу въ 530 году. Лицо его сіяло тихою радостію, когда онъ кончилъ богоугодное житіе свое. Много чудесъ совершалось надъ его могилою и въ устроенной имъ больницѣ

II. Примѣръ пр. Сампсона да укрѣпляетъ и всѣхъ насъ, братія мой и сестры во Христѣ возлюбленные, въ чувствѣ страннолюбія, съ увѣренностію, что призрѣніе странныхъ есть великое дѣло человѣколюбія, завѣщаваемое Спасителемъ и Его учениками! Правда, въ настоящее время, съ ослабленіемъ чистоты и простоты нравовъ, странничество иногда проявляется среди общества въ такомъ видѣ, что невольно охлаждаетъ страннолюбивое чувство. Но, представляя таковыхъ нарушителей правды суду Божію и отвѣтственности предъ закономъ гражданскимъ, мы, братія, должны, по слову апостола, воя искушающе добраго держаться (1 Солун 5,20) и не ослаблять человѣколюбиваго чувства въ сердцѣ своемъ ради нѣкоторыхъ случаевъ злоупотребленія нашимъ довѣріемъ.

а) Въ отечествѣ нашемъ есть много странниковъ, руководимыхъ стремленіемъ посѣщать святыя мѣста православной церкви. Благомыслящій человѣкъ не назоветъ эти богомольныя путешествія безцѣльными и безполезными въ общемъ строѣ народной жизни,—напротивъ, это живые носители духа благочестія народнаго. Съ искреннею вѣрою, обтекая мѣста, ознаменованныя особеннымъ явленіемъ благодати Божіей въ чудотворныхъ иконахъ» и нетлѣнныхъ мощахъ угодниковъ Божіихъ, эти странники-богомольцы разносятъ всюду благоуханіе святыни, благословеніе и милость отъ крѣпкихъ молитвенниковъ земли русской,— питаютъ духъ народнаго благочестія, повѣдая видѣнное и слышанное о жизни и подвигахъ святыхъ угодниковъ Божіихъ. Отказывать въ гостепріимствѣ таковымъ странникамъ непохвально и небезопасно, потому что чрезъ это можно обличить себя въ недостаткѣ благочестія и лишиться Божія благословенія, пренебрегши страннолюбіе, чрезъ которое, по слову св. апостола Павла, нѣціи не вѣдяще страннопріяша ангелы (Евр. 13, 2).

б) Наконецъ, болѣе общимъ предметомъ попеченія страннолюбива представляются тѣ безпріютные бѣдные, для которыхъ общественная и частная благотворительность устрояетъ страннопріимные домы, богадѣльни и т. п. Содѣйствовать процвѣтанію сихъ заведеній есть обязанность каждаго члена общества, какъ по чувству христіанскаго милосердія, которое болѣе всѣхъ добродѣтелей любезно въ очахъ Божіихъ, такъ и по долгу признательности къ престарѣлымъ и немощнымъ братіямъ нашимъ, тѣмъ болѣе, что этотъ способъ благотворенія самый правильный и цѣлесообразный, потому что даетъ возможность благотворить бѣднымъ не временно и не безъ разбора, но по правильному усмотрѣнію нуждъ бѣдныхъ и съ разумнымъ приложеніемъ способовъ къ ихъ удовлетворенію.

III. Подвизайтесь же, братія, въ подвигахъ благотворенія каждый по изволенію сердца своего! Кто подастъ прохожему страннику чашу студеной воды, не погубитъ мзды своей (Матѳ. 10, 42). Будемъ помнить апостольское наставленіе: страннолюбія держитесь (Рим. 12, 13), страннолюбія не забывайте (Евр. 13, 1), будьте страннолюбивы другъ къ другу ( і Петр. 4, 9). Самъ Господь нашъ I. Христосъ, не имѣвшій на землѣ пристанища, гдѣ бы могъ главу подклоните (Мѳ. 8, 21), нѣкогда на страшномъ судѣ воспомянетъ страннолюбивъ: страненъ бѣхъ, речетъ Онъ, и введосте Мене (Матѳ. 5, 35). (Сост. по Чет. Мин. и № 23 „Моск. Еп. Вѣд". за 1879 г.).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий