Поученіе. Препод. Сисой Великій

Прот. Григорій Дьяченко

О смиреніи.

I. Подвижничество преп. Сисоя, преставившагося въ 429 г., память коего совершается нынѣ, продолжалось отъ ранней юности до глубокой старости. Сначала жилъ онъ въ скитѣ, потомъ перешелъ Нилъ и уединился на той горѣ, гдѣ подвизался великій Антоній и гдѣ все напоминало ему о дивномъ образцѣ иноческаго житія.

Уединеніе не скрыло великаго подвижника Сисоя отъ людей, жаждущихъ духовнаго просвѣщенія и многіе стали посѣщать Сисоя, чтобы пользоваться его наставленіями. Онъ же не отказывался принимать людей, такъ какъ любовь къ людямъ ставилъ выше своего,хотя и возлюбленнаго, безмолвія.
Въ бесѣдахъ его съ людьми заключались въ особенности уроки смиренія.

— Отецъ!—сказалъ однажды Сисою одинъ пустынникъ,—я замѣчаю за собою, что памятованіе о Богѣ всегда со мною... —Это еще немного, сынъ- мой,—отвѣчалъ ему Сисой,—еще важнѣе того — видѣть себя ниже всѣхъ, потому что такое уничиженіе способствуетъ къ пріобрѣтенію смиренія...

Другому брату сказалъ онъ:—имѣй смиреніе, отрѣшись отъ своей воли, откажись отъ пустыхъ заботъ мірскихъ, и ты найдешь миръ сердца...

О себѣ самомъ Сисой постоянно говорилъ: грѣшникомъ засыпаю, грѣшникомъ пробуждаюсь...

Препод. Сисой говорилъ, что впродолженіе 30-ти лѣтъ онъ молился такъ: — „Господи Іисусе, не дай мнѣ согрѣшить сегодня моимъ языкомъ“...—„И между тѣмъ,—прибавляетъ онъ,—я постоянно согрѣшаю въ этомъ родѣ“...

Во время кончины преп. Сисоя выказалось и великое смиреніе его и великая благодать Господня, пребывающая на смиренныхъ..., Умирая, старецъ пришелъ въ восхищеніе, лицо его просіяло и онъ заговорилъ: —„вотъ авва Антоній идетъ ко мнѣ“... Немного спустя воскликнулъ: „я вижу ликъ пророковъ“, и въ то же мгновенье лицо его еще болѣе просвѣтлѣло,—„вотъ, пришли апостолы“, -сталъ онъ говорить тихо и какъ-будто разговаривая съ кѣмъ-то изъ святыхъ.

— Съ кѣмъ онъ разговариваетъ? — недоумѣвали пустыннику собравшіеся вокругъ преп. Сисоя, чтобы выслушать его послѣднія изреченія.

— Вотъ, ангелы пришли взять мою душу,—и я молилъ ихъ подождать еще нѣсколько, чтобы успѣть мнѣ совершить покаяніе... Они же сказали: ты не имѣешь больше нужды въ покаяніи...—„Не знаю начиналъ ли я еще его? “ Эти послѣднія слова преп. Сисоя дали понять ученикамъ его, знавшимъ о глубокомъ его смиреніи, что добродѣтель его была совершенна...

Наконецъ лицо подвижника просіяло какъ солнце и въ то же время онъ воскликнулъ: „смотрите, Господь идетъ ко мнѣ“, и съ этими словами переселился въ иной міръ.

П. Препод. Сисой есть великій учитель смиренія и въ жизни своей и при смерти. Посему побесѣдуемъ осмиреніи.

а) Всѣ святые украшались смиреніемъ, не смотря на всѣ свои великія добродѣтели. Посмотримъ на этихъ смиренныхъ людей, которые предъ всѣми себя унижали, посмотримъ, кто они были на самомъ дѣлѣ. Смиренъ былъ патріархъ Авраамъ, онъ говорилъ о себѣ: я земля и пепелъ. Но кто этотъ Авраамъ? Это-отецъ вѣрующихъ, которому между патріархами нѣтъ равнаго. Смиренъ былъ царь Давидъ, онъ говорилъ о себѣ: я червь, а не человѣкъ. Но кто этотъ Давидъ? Это — порфироносный пророкъ, которому между царями нѣтъ равнаго. Смиренъ былъ апостолъ Павелъ, онъ написалъ о себѣ: я наименьшій изъ апостоловъ, я недостоинъ и называться апостоломъ. Но кто этотъ Павелъ? Это—одинъ изъ первоверховныхъ апостоловъ, который болѣе всѣхъ трудился въ дѣлѣ проповѣданія. Смиренна была пресвятая дѣва Марія; Она, выслушавъ отъ ангела благовѣстіе о зачатіи Сына Божія, говорила: „величитъ душа моя Господа и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ, яко призрѣ на смиреніе рабы Своея“. Но кто эта смиренная дѣва Марія?— Это—пресвятая Дѣва, Матерь Божія, высшая херувимовъ и славнѣйшая серафимовъ. Впрочемъ, на что намъ приводить слишкомъ много примѣровъ? Перечислять смиренныхъ—значитъ перечислять мужей, высокихъ по духу и святыхъ по жизни. Кончимъ все однимъ. Кто есть Христосъ Іисусъ, Который во всю жизнь до самой смерти непрестанно смирялъ и уничижалъ Себя, Который не восхотѣлъ трости сокрушенной переломить и лъна дымя щагося угасить? Кто этотъ кроткій и смиренный сердцемъ, умывшій ноги Своимъ ученикамъ? Высочайшая премудрость, совершеннѣйшая святость, сіяніе славы Отчей и образъ Ѵпостаси Его*, словомъ Богъ — во плоти.

б) Послѣ сего, что же мы должны сказать о тѣхъ людяхъ, которые не хотятъ смириться предъ другими, которые любятъ гордиться собою? Что сказать о нихъ? Это— люди, въ которыхъ нѣтъ истиннаго христіанскаго духа, въ нихъ нѣтъ истинныхъ достоинствъ; въ нихъ нѣтъ ни величія, ни святости. Гордятся только низкіе и ничтожные люди. Все тяжелое естественно падаетъ внизъ, лежитъ на землѣ, а легкое поднимается вверхъ, летаетъ по воздуху, такъ люди великіе и святые всегда смиряются предъ другими, а низкіе и ничтожные ставятъ себя выше всѣхъ. И въ самомъ дѣлѣ, почему нѣкоторые люди ведутъ себя гордо? Не имѣя ничего, они хотятъ гордостію восполнить недостатокъ совершенствъ, надменностію думаютъ замѣнить слабость своихъ силъ. Почему иной человѣкъ, занявъ важное мѣсто въ обществѣ, дѣлается вдругъ неприступнымъ? Онъ боится, чтобы вблизи не разсмотрѣли его, кто онъ таковъ: онъ неприступностію хочетъ скрыть сбои недостатки, спѣсью думаетъ восполнить скудность своихъ заслугъ. Если вы увидите человѣка гордаго, неприступнаго: то не старайтесь много разгадывать, кто онъ таковъ; это просто человѣкъ безъ истинныхъ достоинствъ, въ немъ нѣтъ ни хорошаго ума, ни добраго сердца.

Правда, и люди съ великими достоинствами иногда предаются гордости. Но зато надолго ли они остаются великими при своей гордости? Начать гордиться, значитъ начинать падать; мечтаніе о себѣ — приготовленіе къ униженію. Богъ оставляетъ гордыхъ самимъ себѣ, а смиренныхъ поддерживаетъ Своею благодатію. И потому-то, братія, когда вы возмечтаете о себѣ: то бойтесь, чтобы вамъ въ скоромъ времени не посрамиться. Только при смиреніи высокъ и силенъ человѣкъ, а безъ смиренія онъ слабъ и низокъ.

Правда, низкіе и слабые люди тоже иногда смиряются. Ихъ смиреніе не лучше гордости. Предъ кѣмъ смиряются низкіе люди? Только предъ высшими. Для чего смиряются? Чтобы удобнѣе возвыситься. Въ какихъ слабостяхъ признаются низкіе люди? Въ самыхъ ничтожныхъ, маловажныхъ. Для чего признаются? Чтобы дать знать другимъ, какъ маловажны слабости, которомъ они подвержены. Такимъ образомъ у низкихъ и смиреніе всегда низко, истинное смиреніе для нихъ слишкомъ высоко, оно не по ихъ духу. Истинно смиренный потому и смиряется, что онъ смиренъ душею; потому и не возносятся его очи, что не надмевается его сердце; у него сердце какъ невинное, покорное, простосердечное дитя. Отътого-то истинно смиренными бываютъ только люди съ совершенствами, люди великіе и святые; только у такихъ людей достанетъ духу говорить о себѣ: я земля и пепелъ; я червь, а не человѣкъ.

III. Итакъ, братія, смиреніе вовсе не есть признакъ слабаго и малодушнаго человѣка; вотъ гордые люди всегда слабы и малодушны., а смиренные всегда велики и святы; смиренная выя есть признакъ величія духа, а гордое чело отпечатокъ малой души. И потому не будемъ смущаться, хотя бы намъ повелось отправлять самую низкую должность раба: низкая служба никогда не унизитъ высокаго человѣка. (Сост. по поуч. прот. Р. Путятина).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий