Поученіе. Препод. Титъ Печерскій

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Уроки и-зъ его жизни: а) друзей должно избирать съ осторожностью; б) должно возмжно скорѣе примиряться съ ближними и в) всегда помнить, что смерть можетъ подкрасться неожиданно.

  I. Въ концѣ 12 столѣтія въ Кіево-печерской лаврѣ, какъ писалъ очевидецъ блаженный Сѵмонъ, жили два брата по духу: священникъ Титъ, память коего совершается нынѣ, и діаконъ Евагрій; они были друзья и любили другъ друга.

Таковыя добрыя отношенія монаховъ непріятны были одному лишь ненавистнику добра — діаволу. Онъ посѣялъ между ними такую вражду и ненависть, что бывшіе друзья не могли видѣться; со гнѣвомъ на сердцѣ и молились, и служили Богу. Братія пытались примирить ихъ, но не могли. Но вотъ самъ Богъ вразумляетъ грѣшника. Священникъ Титъ сильно заболѣлъ и, не имѣя надежды на выздоровленіе, началъ горько плакать о своемъ грѣхѣ (т. е. о ненависти къ діакону). Желая примириться съ врагомъ своимъ Евагріемъ, онъ звалъ его къ себѣ. Евагрій не только не пошелъ къ больному, но началъ вновь злословить и поносить его обидными укоризнами. Братія монастыря, видя Тита умирающимъ, насильно привели діакона къ постели. Больной съ трудомъ поднялся, упалъ къ ногамъ Евагрія и со слезами говорилъ: «прости меня и благослови». Тотъ отвратился отъ больного и произнесъ: «не хочу прощаться съ нимъ ни въ этомъ, ни въ будущемъ вѣкѣ». Сказавъ это, гордый и злобный Евагрій вырвался изъ рукъ державшихъ его иноковъ. Но тутъ произошло нѣчто необычайное— Евагрій упалъ бездыханенъ, будучи до сего часа совершенно здоровымъ. Злоба такъ исказила тѣло его, что нельзя было ни рукъ согнуть, ни устъ и очей закрыть. А больной Титъ въ то же время всталъ съ постели здоровымъ. «Что было съ тобою?» спросили его братья.

— «Я видѣлъ прежде ангеловъ, отступившихъ отъ меня и сѣтующихъ о душѣ моей; а темные духи были въ восторгѣ, что въ гнѣвѣ я не прощалъ брата. И пожелалъ я просить Евагрія о прощеніи. Какъ только привели его ко мнѣ, я увидѣлъ ангела съ пламеннымъ копьемъ, которымъ онъ ударилъ не хотѣвшаго простить меня, и діаконъ палъ мертвымъ, а мнѣ (ангелъ) подалъ руку и исцѣлилъ меня» . II. Какое наставленіе извлечемъ, братіе, изъ слышаннаго? Не одно, а три.

а) Первое: каждый избирай себѣ друга неторопясь и осторожно, обдуманно, какъ и совѣтуетъ Іисусъ сынъ Сираховъ: если хочешь пріобрѣсти друга, пріобрѣтай его по испытаніи, и не скоро ввѣряйся ему (VI, 4). А если замѣчаешь въ другѣ измѣну, то удались отъ него безъ ссоры, не открывая вывѣренной тебѣ тайны. Иначе вмѣсто дружбы возникнетъ ненависть и злоба по дѣйствію врага, какъ у Тита и Евагрія.

б) Второе: если начнется ссора и брань, то старайся прекратить ихъ возможно скорѣе, въ самомъ началѣ, искреннимъ примиреніемъ съ врагомъ, простивъ отъ души всѣ его обиды. Къ прощенію обидъ побуждаетъ насъ и заповѣдь Спасителя, повелѣвшаго любитъ враговъ нашихъ, благословлять проклинающихъ насъ, благотворить ненавидящихъ насъ и молиться за обидящихъ (Матѳ. V, 26). Къ томe же побуждаетъ насъ и польза души нашей. Припомнимъ, братіе, слово Самого Господа Іисуса Христа: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, и Отецъ вашъ небесный отпуститъ вамъ согрѣшенія ваша.

Вы скажете: тяжело прощать обиду, трудно ее забыть? Будемъ увѣрены, слушатели, — Кто учитъ прощенію обидъ и молитвѣ за враговъ, Тотъ силенъ помочь намъ и въ этомъ спасительномъ дѣлѣ. Будемъ только молиться усердно о томъ, чтобы Господь помогъ намъ безропотно претерпѣть обиды и далъ силу душѣ нашей простить врага нашего и полюбить его, какъ брата нашего во Христѣ, который не самъ собой, но по дѣйствію врага нашего спасенія, діавола, сдѣлалъ намъ зло.

в) Третій урокъ, который можно извлечь изъ жизни препод. Тита печерскаго, состоитъ въ томъ, что нужно всегда помнить о томъ, что смерть можетъ неожиданно постигнуть всякаго человѣка, какъ это случилось съ діакономъ Евагріемъ.

Случалось, люди умирали совсѣмъ неожиданно, наприм. въ день своей свадьбы, или отъ ничтожной невидимому причины.

Военачальника Сисару застигла смерть на по стелѣ;

Амнона, сына Давидова, послѣ угощенія виномъ въ кругу родства.

Одинъ спрашивалъ: «который часъ», и — пока справлялись о часахъ, онъ уже умеръ.

Другой читалъ собственную рѣчь къ гостямъ, которые только что собрались къ нему на вечеръ въ имянины, и—палъ на полъ мертвымъ.

Дабы не забыть о необходимости приготовляться къ смерти, нѣкоторые святые особеннымъ образомъ возбуждали въ себѣ живую память о смерти. Такъ, напр., блаж. Іеронимъ держалъ предъ глазами своими черепъ человѣческій.

Другіе заживо дѣлали себѣ гробъ (св. Тихонъ задонскій и многіе) или выкапывали себѣ могилу (на Аѳонѣ), и по временамъ ложились на ночь въ эти могилы. Словомъ, одна минута отдѣляетъ человѣка, отъ смерти.

Какъ же послѣ этого не опасаться ея и не готовиться къ ней? Обыкновенно, молодые отлагаютъ мысль о смерти и приготовленіе къ часу смертному до старости. Но если они свое приготовленіе полагаютъ въ покаяніи {какъ и слѣдуетъ): то откладывать это дѣло слиткомъ непрочно для успѣха дѣла. Кто до 60 и 70 лѣтъ не жилъ съ Богомъ, кто совсѣмъ не былъ знакомъ съ христіанскою жизнью: тому какъ трудно вдругъ наставить себя по духовному!

Высоко назидательно говоритъ о неожиданности смертнаго часа святитель Димитрій ростовскій. «Многіе, говоритъ онъ, отойдя ко сну ночному, уже не просыпались, ихъ находили мертвыми, и дѣлался для нихъ сей сонъ смертію, а ложе ночное—гробомъ! Многіе, вставъ отъ сна ночного и встрѣтивъ день, до слѣдующей ночи не дожили и умерли. Пируетъ царь халдейскій Валтасаръ съ вечера, и уже довольно навеселѣ, и вотъ появляется чья-то рука, которая загадочными словами пишетъ на стѣнѣ судъ смертный на пирующаго царя— и онъ былъ убитъ въ ту же ночь. Зналъ ли онъ, что такъ скоро наступитъ часъ смерти его? О сколь безвѣстенъ часъ смертный! Господь увѣщеваетъ насъ: будите готовы, бдите и молитеся, не вѣсте бо, когда время будетъ». (Изъ твор. Дим. рост.).

III. Молитвами препод. Тита печерскаго да поможетъ намъ Богъ запечатлѣть навсегда эти уроки въ нашей памяти! (Свящ. Г. Д-ко).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий