Поученіе. Препод. Зосима, соловецкій чудотворецъ

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О томъ, что иночество должно быть уважаемо.

I. Преподобный Зосима Соловецкій, память коего св. Церковь совершаетъ въ настоящій день, былъ родомъ Новгородской области изъ села Толвуя, близъ Онежскаго озера.

Отъ юности возлюбивъ иноческое житіе, онъ отказался отъ супружества и искалъ уединеннаго мѣста для жительства. По устроенію Божію встрѣтивши инока Германа, жившаго (съ преподобнымъ Савватіемъ) на одномъ изъ Соловецкихъ острововъ, Зосима узналъ отъ него, что этотъ островъ лежитъ на Бѣломъ морѣ, на разстояніи двухъ дней плаванія отъ берега, совершенно не населенный и только изрѣдка, въ лѣтнее время, посѣщаемый рыбаками, въ прочее же время недоступный по причинѣ бурь и плавающихъ льдовъ. На этомъ островѣ и вознамѣрился пр. Зосима начать свое пустынное житіе и упросилъ Германа довести его туда. Прибывши на островъ, Зосима и Германъ остановились близъ одного озера, имѣющаго прѣсную воду и, построивши кущу, или шалашъ, совершили веенощное бдѣніе и молили Господа, да благословитъ ихъ новое жительство. Утромъ пр. Зосима, вышедши изъ кущи, былъ пораженъ необыкновеннымъ свѣтомъ, осіявшимъ мѣсто ихъ остановки и, поднявши взоры къ верху, увидѣлъ на воздухѣ изображеніе великой и прекрасной церкви. Познавъ въ этомъ видѣніи Божіе благоволеніе къ предпринятому ими намѣренію, одинокіе насельники пустыннаго острова, воодушевляемые примѣромъ подвизавшагося здѣсь прежде пр. Савватія, начали свое иноческое житіе, пребывая въ непрестанной молитвѣ, въ гладѣ и жаждѣ, зимѣ и наготѣ, воздѣлывая землю для своего пропитанія.

Къ уединеннымъ подвижникамъ мало по малу начали присоединяться желающіе спасенія и такимъ образомъ собралось довольно братіи. Пр. Зосима, устроивъ малую церковь въ честь Преображенія Господня, испросилъ благословеніе у новгородскаго архіепископа освятить храмъ: архіепископъ прислалъ новоустооенному монастырю игумена Павла. Такъ положено начало знаменитой Соловецкой обители!.. Когда игуменъ Павелъ и другой, присланный на его мѣсто, Ѳеодосій не могли снести суроваго климата и удалились, братія единодушно избрала игуменомъ пр. Зосиму, который и былъ рукоположенъ въ Новгородѣ. По прибытіи въ обитель новопосвященнаго игумена, при первомъ совершеніи имъ Божественной литургіи, Богъ утѣшилъ братію чудеснымъ знаменіемъ, свидѣтельствовавшимъ о достоинствѣ новаго настоятеля и о Божіемъ къ нему благоволеніи: лице пр. Зосимы просвѣтлѣло, какъ лице ангела Божія, и во всемъ храмѣ распространилось необыкновенное благоуханіе. И дѣйствительно, при пр. Зосимѣ обитель его быстро процвѣла, украсилась обширною соборною церковью и многочисленною братіею. Вскорѣ препод. игуменъ перенесъ въ свой монастырь мощи пр. Савватія, начальнаго подвижника, долго жившаго на островѣ и прославленнаго Богомъ нетлѣніемъ и чудотвореніями.

Пр. Зосима скончался въ 1478 году 17 апрѣля, имѣвъ утѣшеніе видѣть основанную имъ обитель благоустроенною и обезпеченною.

II. Божіе благословеніе и дивная помощь, являемыя иноческимъ обителямъ православнаго отечества нашего, должны приводить насъ, братіе, къ той мысли, что иночество составляетъ существенную потребность христіанскаго общества, служитъ славою и украшеніемъ св. церкви.

а) Въ иноческихъ обителяхъ разсадникъ пастырей и блюстителей православія, тамъ возсіялъ многочисленный ликъ угодниковъ Божіихъ, подающихъ чудодѣйственную помощь всѣмъ, прибѣгающимъ къ молитвенному ходатайству ихъ передъ Богомъ — тамъ, въ поученіе грѣшному міру, живо и дѣйственно сохраняются святые уроки богоносныхъ отецъ, благоугодившихъ Богу, преданный ими чинъ Богослуженія и порядокъ жизни сообразный съ духомъ христіанской вѣры. Потому каждый членъ церкви долженъ питать въ себѣ уваженіе къ иночеству и содѣйствовать возможными средствамикъ благоустроенію и украшенію иноческихъ обителей.

б) Особенно не должно довѣрять тѣмъ клеветамъ и хуленіямъ, коими въ настоящее время необузданное вольномысліе старается подорвать уваженіе православнаго русскаго народа къ иночеству. Если нельзя порицать христіанской вѣры за то, что многіе изъ живущихъ въ мірѣ недостойно носятъ званіе христіанина, то такъ же несправедливо унижать иночество, если въ немъ являются немощные члены. Не несутъ иноки гражданскихъ обязанностей наравнѣ съ прочими, живущими въ мірѣ, но за то иночество имѣетъ высшее призваніе къ духовно-нравственному просвѣщенію народа и доставленію религіознаго утѣшенія, — а, въ этомъ отношеніи, заслуга иночества не можетъ быть измѣряема мѣрою вещественной пользы и осязаемой выгоды. Сотни тысячъ православныхъ богомольцевъ ежегодно стремятся въ иноческія обители, даже самыя отдаленныя, какъ напр. обитель Соловецкая. — Кто можетъ исчислить, сколько въ этихъ богомольныхъ путешествіяхъ получается сердечной отрады, духовной мудрости, христ. терпѣнія и силы къ благодушному несенію креста своего, сколько снимается тяготы, накопляющейся въ душѣ человѣка отъ суеты и невзгодъ житейскихъ.

III. Молитвами препод. Зосимы да избавитъ насъ Господь отъ грѣха осужденія иноческой жизни, которая для всѣхъ труждающихся и обремененныхъ на этомъ бурномъ морѣ житейскаго плаванія есть самая надежная пристань, подающая истинную отраду и утѣшеніе. Аминь. (Сост. съ дополн. по № 13 Московск. Епарх. Вѣдом. за 1879 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий