Поученіе. Преподобные отцы Сѵмеонъ и Іоаннъ спостникъ его

Прот. Григорій Дьяченко

Какъ должно относиться къ бѣдствіямъ, которыя постигаютъ насъ, по-видимому, безъ всякой съ нашей стороны вины?

I. Преподобный Сѵмеонъ, Христа ради юродивый, память коего св. церковь совершаетъ нынѣ, жилъ въ большой дружбѣ съ нѣкоторымъ добродѣтельнымъ и богоугоднымъ діакономъ — Іоанномъ. Однажды съ этимъ діакономъ случилось такое искушеніе: въ городѣ, въ которомъ онъ жилъ, нѣкоторые злодѣи ночью убили человѣка и, никѣмъ незамѣченные, трупъ его подбросили на дворъ діакона.

Когда же насталъ день и народъ увидалъ у діакона трупъ человѣка, то по городу пошла молва, что діаконъ убилъ человѣка. Дошла молва до начальника города, и онъ сталъ судить діакона, какъ убійцу. У послѣдняго не нашлось человѣка, который бы могъ доказать его невинность, и діаконъ былъ приговоренъ къ позорной смерти чрезъ повѣшеніе. Несчастнаго повели на мѣсто казни. Въ это время одинъ изъ жителей прибѣжалъ къ блаженному Сѵмеону и воскликнулъ: «смотри, юродъ! другъ твой и благодѣтель — діаконъ Іоаннъ осужденъ на смерть. Вѣдь никто о тебѣ такъ не пекся, какъ онъ, и если онъ умретъ, то вѣдь ты съ голоду погибнешь!» И за тѣмъ разсказалъ причину, ради которой діаконъ осужденъ. Святой Сѵмеонъ тотчасъ же скрылся въ уединенное мѣсто, на которомъ онъ имѣлъ обыкновеніе молиться, и сталъ усердно просить Бога, чтобы Онъ избавилъ діакона отъ смертной бѣды. Молитва блаженнаго была услышана. Настоящіе убійцы были открыты, и діаконъ получилъ прощеніе на самомъ мѣстѣ казни, можетъ быть за нѣсколько мгновеній до приведенія ея въ исполненіе.

Отпущенный на свободу онъ поспѣшилъ къ блаженному Сѵмеону, котораго засталъ еще молящимся. Окончивъ молитву, святой обратился къ діакону и сказалъ: «итакъ, братъ Іоаннъ, и ты едва, едва не испилъ смертной чаши! Ступай же молись и благодари Избавителя Бога. Но предъ этимъ вотъ что выслушай отъ меня: ты можетъ быть думаешь, что ты напрасно пострадалъ? Нѣтъ, знай, не напрасно. Искушеніе вотъ ради чего постигло тебя: вспомни, что къ тебѣ приходили двое нищихъ: но ты, имѣя что подать имъ, — подалъ ли? — Не отвратился ли отъ нихъ? Не отпустилъ ли ихъ ни съ чѣмъ?..

Да, отвратился и отпустилъ ни съ чѣмъ и за это то впалъ въ бѣду (Чет. -Мин. іюля 21).

II. Отсюда ясно, братія, что когда по-видимому и безвинно что терпимъ мы, никогда однако не должны роптать и говорить: «невиненъ я! За что я страдаю?» За то страдаешь, что если не предъ бѣдой, то много прежде нея безмѣрно оскорблялъ Бога своими грѣхами и чрезъ это и гнѣвъ Божій, праведно движимый, навлекалъ на себя. Ты прежде грѣшилъ и думалъ, что все такъ пройдетъ. Нѣтъ, никогда не пройдетъ, ибо Богъ все видитъ и все знаетъ и каждому воздаетъ по дѣламъ его.

III. Поэтому на будущее время, если когда и постигнетъ насъ какая бѣда, смиримся предъ Богомъ, сознаемъ себя грѣшниками и примемъ бѣду какъ наказаніе за наши прежде содѣянные грѣхи. И это будетъ, конечно, самое лучшее: сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ, и смиреннымъ только Онъ и даетъ благодать Свою. А разъ, когда съ человѣкомъ будетъ Самъ Богъ съ Своею благодатію, тогда никакая бѣда его погубить или устрашить не сможетъ; ибо съ Господомъ человѣкъ, по писанію, аще пойдетъ и посреди сѣни смертныя, не убоится зла. (Извлеч. въ сокращ. изъ № 28 «Кормч.» за 1890 г.)

  Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий