Поученіе. Преподобный Ѳерапонтъ Бѣлозерскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) 

Наше главное дѣло—забота о спасеніи души.

  I. Преподобный Ѳерапонтъ, воспоминаемый нынѣ церковью, въ мірѣ Ѳеодоръ, родился въ 1337 году въ г. Волоколамскѣ отъ дворянъ Поскочинныхъ. Юность Ѳеодоръ провелъ благочестиво, помогая неимущимъ и поступая во всемъ по заповѣдямъ Божіимъ.

Понемногу усиливалось въ немъ желаніе совсѣмъ оставить міръ, и на 40 году Ѳеодоръ удалился изъ Волоколамска въ Москву. Здѣсь въ Симоновомъ монастырѣ Ѳеодоръ принялъ постриженіе съ именемъ Ѳерапонта. Съ полнымъ послушаніемъ выполнялъ Ѳерапонтъ всѣ возлагавшіяся на него заботы и вмѣстѣ постоянно бывалъ при службахъ церковныхъ. Настоятель видѣлъ усердіе Ѳерапонта во всякомъ дѣлѣ и нерѣдко посылалъ его въ ближнія и дальнія мѣста по монастырскимъ дѣламъ. Однажды онъ былъ посланъ на Бѣлое озеро. Исполнивъ порученія настоятеля, преподобный пожелалъ подробнѣе познакомиться съ бѣлозерской страной, обошелъ ее по разнымъ направленіямъ, и полюбились ему ея густые лѣса, непроходимыя болота, множество рѣкъ и озеръ. Ѳерапонтъ рѣшилъ поселиться среди этой дикой природы, такъ способствовавшей полному уединенію и безмолвію иноческой жизни. Новое мѣсто уединенія его было окружено густымъ лѣсомъ и лежало между двухъ живописныхъ озеръ. Здѣсь преподобный расчистилъ мѣсто, поставилъ келью, вскопалъ землю и насадилъ овощей. Первое время въ пустынѣ было очень тяжелымъ для Ѳерапонта; далеко вокругъ не было ни одного человѣческаго жилища, и только ревъ дикихъ звѣрей прерывалъ безмолвіе лѣса. Нерѣдко разбойники нападали на преподобнаго, требовали у него денегъ и грозили убить. Наконецъ, они убѣдились въ полной нестяжательности и нищетѣ его, и тогда оставили его въ покоѣ. Когда окрестные жители узнали, что среди бѣлозерскихъ лѣсовъ находится великій подвижникъ, то многіе стали приходить къ Ѳерапонту и селились около его кельи. По просьбѣ иноковъ, Ѳерапонтъ построилъ храмъ въ честь Рождества Богоматери, поставилъ кельи и учредилъ въ новой обители общежитіе. Молитва и неослабный трудъ (ремесла разнаго рода и списываніе книгъ) были постоянными занятіями братіи. Братія просила Ѳерапонта быть настоятелемъ, но онъ, по глубокому смиренію, отказался, и тогда братія съ его благословенія избрали себѣ игумена. Но хотя Ѳерапонтъ и не принялъ на себя этого сана, все-таки онъ оставался главнымъ руководителемъ братіи, назидая ихъ словомъ и примѣромъ.

Преподобный Ѳерапонтъ скончался 27 мая 1426 года, 90 лѣтъ отъ роду. Мощи его покоятся въ соборномъ храмѣ Лужецкой обители подъ спудомъ. Московскій соборъ 1547 года причислилъ его къ лику святыхъ.

II. Преподобный Ѳерапонтъ своею строго-подвижническою жизнью даетъ намъ, братіе, назиданіе, что самая главная забота наша должна быть о вѣчномъ спасеніи своемъ

а) Дѣйствительно, что всего нужнѣе намъ, какъ не спасеніе души? Для чего живемъ мы на землѣ? Избра насъ Богъ прежде сложенія міра быти намъ святымъ  и непорочнымъ предъ Нимъ (Еф. I, 4.). Мы созданы для того, чтобы представить душу Владыкѣ ея въ видѣ достойномъ Его святой любви. О томъ прежде всего и болѣе всего и должны мы заботиться. Каждое существо въ мірѣ прежде всего обязано быть тѣмъ, чѣмъ быть создано. И каждый человѣкъ прежде всего обязанъ быть человѣкомъ, разумнымъ и вѣрнымъ слугою Бога своего. Грѣхъ испортилъ въ немъ душу; богоподобный духъ его долженъ, при помощи высшей, исправлять испорченную жизнь и вести ее къ совершенству. Ищите прежде царствія Божія и правды ею, и сія вся приложатся вамъ (Мат. VI, 33.). Вотъ какъ важно устроеніе царствія Божія въ душѣ! Все другое, что нужно намъ только на время, для земного пути нашего, подается намъ Господомъ прежде прошеній нашихъ, если только заботимся о спасеніи души. И тѣло и окружающіе насъ предметы назначены служить спасенію безсмертной души. И такъ первая забота наша не о нихъ, а о душѣ; на нихъ остается смотрѣть только, какъ на средства для души. Спасеніе души — существенная потребность каждаго: не удовлетворять этой потребности значитъ не жить и даже хуже, чѣмъ не жить. Добро было бы, аще бы не родился человѣкъ той, сказалъ Спаситель объ Іудѣ предателѣ, погубившемъ себя (Мат. XXVI, 24.). Вотъ въ какой связи находится существованіе души съ ея спасеніемъ.

б) Душа наша такъ высока по своимъ свойствамъ, что все земное въ сравненіи съ нею очень бѣдно. Христосъ Іисусъ, вѣчная истина, противоположивъ человѣческую душу видимому нами міру, съ его красотами и разнообразіемъ, изрекъ, что весь міръ не можетъ вознаградить собою человѣку потерю души его: какая польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ? (Мат. XVI, 26). Въ самомъ дѣлѣ, какъ не быть высокою душѣ нашей, когда она носитъ на себѣ образъ Божій, образъ ума всесовершеннаго и воли съ высшею свободою и мощію? Она крѣпка и сильна въ сравненіи со всѣмъ видимымъ уже и потому, что безсмертна. А ея разумъ какъ много можетъ обнимать собою! Ея свободная воля чего достигнуть не можетъ? Душа можетъ умомъ своимъ обнимать не только міръ созданный, но и познавать Бога своего, Бога міровъ и вѣчности. Она сердцемъ своимъ можетъ бесѣдовать въ молитвѣ съ Господомъ и вносить въ міръ чудодѣйственную силу молитвы. Любовію своею она можетъ приближаться къ Господу своему и низводить благословеніе Божіе на тварь видимую. Силою Искупителя своего она можетъ быть могущественною какъ и Онъ. Вѣруяй въ Мя сказалъ Господь, дѣла яже Азъ творю и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ (Іоан. XIV, 12.). Грѣхъ испортилъ въ душѣ многое: но за то какъ возвысила ее благодать Духа Св.! Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ васъ? (1 Кор. III, 16). Какъ же намъ не заботиться всего болѣе о нашей душѣ, когда она такъ высока по дарамъ небеснымъ? Какъ не беречь, какъ не охранять въ себѣ храма Божія? Какъ ставить заботу о тѣлѣ и о земныхъ вещахъ наравнѣ съ заботою о спасеніи души? Обладаніе цѣлымъ міромъ не можетъ вознаградить потери души.

в) Вѣчность, — вѣчность! И забывчивый язычникъ не всегда забывалъ о тебѣ; и его по временамъ тревожила ты собою.—Какъ же намъ, христіанамъ, забывать о тебѣ,—намъ, которымъ описана ты такъ ясно, такъ живо, такъ убѣдительно? Какъ же мы вступимъ въ твой кругъ, беззаботные о спасеніи души своей? Каково будетъ жить намъ въ безконечномъ теченіи твоемъ? Ничего нельзя сказать противъ справедливости приговора: „что сѣетъ человѣкъ, то и пожнетъ“ (Гал. VI, 8). Святъ Богъ, святы и Его слова: „каждый получитъ плату по своему труду“ (I Кор. III, 8). Настанетъ время жатвы, когда посѣянное тобою выростетъ, и ты увидишь, какъ и что сѣялъ ты. Если на почвѣ души твоей сѣялъ ты только грѣхи и беззаконія: о какіе горькіе плоды придется тебѣ вкушать тамъ! Настанетъ время наградъ. Чего же ждать тебѣ, если жизнь твоя была сонъ безпечный? Богъ—правда вѣчная: за каждый подвигъ для добра заплатитъ радостію, но и не оставитъ безъ воздаянія ни одной мысли преступной, ни одного слова празднаго, тѣмъ болѣе гордости, тщеславія, нѣги, роскоши. Будь остороженъ здѣсь. И добрые подвиги, совершенные по намѣреніямъ нечистымъ или не въ свое время, не дадутъ тебѣ вѣнца. Будь на стражѣ при при твоемъ сердцѣ. — Не давай ему обольщаться грѣхомъ, за который тяжела отвѣтственность за гробомъ. Чтобы оживить въ себѣ мысли о твоей вѣчности., представь себѣ состояніе умершихъ. Почести, богатство, пышность, роскошь нужны ли имъ теперь? Ахъ! Онѣ для иныхъ болѣе, чѣмъ без полезны: зато, что ими не умѣли пользоваться здѣсь, за то, что ими воспитали въ себѣ страсти и испортили душу, грѣхолюбивые владѣльцы ихъ страждутъ въ пламени (Лук. XVI, 24). И тебя ждетъ или вѣчность блаженная, или вѣчность мукъ, смотря по тому, къ чему готовишь ты здѣсь душу свою.

III. Братіе! Нѣтъ тѣхъ трудовъ, тѣхъ подвиговъ, которыхъ бы не стоило спасеніе души отъ вѣчныхъ мукъ. Аминь. (Сост. по „Слов., бесѣд. и рѣч.“ Филарета, архіеп. черниговск., изд. 3-е, 1883 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий