Поученіе. Преподобный Агапитъ печерскій, безмездный врачъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Уроки изъ его жизни: а) врачеваніе болѣзней есть даръ Божій и б) въ болѣзни должно прибѣгать съ молитвою къ Богу.

I. Нынѣ ублажаемый преподобный Агапитъ подвизался въ кіевскихъ пещерахъ, подъ руководствомъ пр. Антонія; къ многотруднымъ иноческимъ подвигамъ своимъ преподобный присоединилъ подвигъ безмезднаго служенія страждущимъ отъ болѣзни.

Заболѣвалъ ли кто изъ братіи, преподобный тотчасъ спѣшилъ оказать помощь и оставался у одра болящаго до тѣхъ поръ, пока больной не выздоравливалъ. Преподобный со всѣмъ усердіемъ служилъ заболѣвавшему брату, самъ поднималъ его съ постели, укладывалъ, переносилъ съ одного мѣста на другое, и все это сопровождалось молитвою объ исцѣленіи болящаго.

Средства, употребляемыя преподобнымъ къ уврачевавію, были самыя простыя, и даже обыкновенныя растенія, употребляемыя въ пищу, давались больному и по силѣ вѣры и молитвы преподобнаго оказывали дѣйствительную помощь въ самыхъ тяжкихъ болѣзняхъ. Слава врачеванія преп. Агапита далеко распространилась, и многіе недужные приходили къ нему и получали пользу. Тѣмъ же, которые упрашивали его притти для врачеванія больныхъ въ городъ, или окрестныя мѣста, онъ всегда отказывалъ, строго держась своего монашескаго обѣта не выходить изъ монастыря и боясь, чтобы снисканіемъ славы человѣческой не повредить своему спасенію; ибо онъ глубоко вѣровалъ, что сила исцѣленій заключается не столько во врачебномъ искусствѣ, сколько въ благодатной помощи, низводимой смиренною молитвою. Такъ, когда черниговскій князь Владимиръ Всеволодовичъ, находясь въ тяжкой болѣзни и слыша объ успѣхахъ врачеванія пр. Агапита, послалъ просить его къ себѣ, преподобный рѣшительно отказался, но съ посланнымъ отъ князя боляриномъ отправилъ растеніе отъ брашна своего, и больной скоро и совершенно выздоровѣлъ. Князь самъ пріѣхалъ въ Печерскій монастырь, чтобы отблагодарить своего избавителя, но преподобный скрылся и принесшимъ ему отъ князя дары, не принявъ ихъ, сказалъ: «я никогда ни отъ кого ничего не бралъ; ибо не мое искусство, но сила Христова исцѣляетъ болящихъ». Этотъ безмездный врачъ и молитвенникъ скончался въ глубокой старости около 1095 г. по Р. X. и погребенъ въ Антоніевой пещерѣ.

II. а) Изъ примѣра пр. Агапита и другихъ прославленныхъ Богомъ безмездныхъ врачей мы должны убѣждаться въ томъ, что врачеваніе отъ болѣзней не есть только искусство, но болѣе даръ Божій, пріобрѣтеніе и раздаяніе коего должно быть совершаемо съ вѣрою, молитвою и въ духѣ христіанской любви. Безъ благоговѣйной мысли о Богѣ, единомъ всесильномъ помощникѣ, во власти Котораго жизнь и смерть всѣхъ тварей, дѣло врачеванія не можетъ быть совершаемо успѣшно. «Господь даетъ премудрость и отъ лица Его познаніе и разумъ» (Притч. 2, 6). Никакой умъ человѣческій не въ состояніи проникнуть въ таинственную глубину природы человѣческой и никакое искусство не можетъ уловить и подчинить себѣ ту жизненную силу, которая производитъ въ тѣлѣ человѣческомъ тѣ или другія перемѣны. Никакая премудрость человѣческая не можетъ «власа единаго бѣла или черна сотворити» (Мѳ. 5, 36). Потому, если Богъ благословляетъ успѣхомъ врачебную науку, то это есть даръ Божій, и врачъ есть не болѣе какъ посредствующее орудіе благости и милосердія Божія къ роду человѣческому.

б) Вѣрно зная, что болѣзни врачуетъ не столько искусство человѣческое, сколько благодатная сила Христова, мы должны, пользуясь земною врачебною помощію, въ то же время усугублять свои молитвы къ небесному Врачу душъ и тѣлесъ нашихъ и на Него возлагать упованіе. Такъ какъ коренная причина всѣхъ болѣзней есть грѣхъ, то прежде всего нужно обращать вниманіе на эту причину и молитвою, съ покаяніемъ во грѣхахъ своихъ, облегчать страждущее сердце. «Сынъ мой! говоритъ Премудрый, въ болѣзни твоей не будь небреженъ, но молись Господу, и Онъ исцѣлитъ тебя, оставь грѣховную жизнь и исправь руки твои и отъ всякаго грѣха очисти сердце твое» (Сир. 38, 9, 10). Затѣмъ, по истинномъ раскаяніи, необходимо приступить къ святѣйшему таинству причащенія тѣла и крови Христовой во исцѣленіе души и тѣла. При усиленіи болѣзни должно прибѣгнуть къ соборной молитвѣ, съ совершеніемъ таинства елеосвященія по слову ап. Іакова: «болитъ ли кто изъ васъ, да призоветъ пресвитеры церковные и да молитву сотворятъ надъ нимъ, помазавше его елеемъ, во имя Господне. И молитва вѣры спасетъ болящаго и воздвигнетъ его Господь: и аще грѣси сотворилъ есть, отпустятся ему» (Iак. 5, 14, 15). Аминь. (Сост. по № 19 Моск. Епарх. Вѣдом.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий