Поученіе. Преподобный Иларіонъ новый

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Соотвѣтствуетъ ли наша жизнь тѣмъ именамъ, которыя мы носимъ?

I. Преподобный Иларіонъ Далматскій, память коего нынѣ, родился въ 775 г. и называется Новымъ въ отличіе отъ Иларіона великаго, подвизавшагося ранѣе его (въ IV вѣкѣ). На двадцатомъ году жизни онъ оставилъ домъ родительскій и удалился въ Далматскую обитель, гдѣ пробылъ десять лѣтъ въ послушникахъ, работая въ монастырскомъ саду.

При этомъ занятіи онъ не оставлялъ и иноческихъ подвиговъ; часто читая житіе Иларіона Великаго, онъ старался подражать этому подвижнику въ постѣ и молитвѣ. Игуменъ обители посвятилъ Иларіона въ священники, хотя онъ по своему смиренію и не желалъ этого сана. Иноческіе подвиги Иларіона обратили на себя вниманіе всей братіи, такъ что, когда умеръ игуменъ, на его мѣсто рѣшили избрать Иларіона. Преподобный сначала отказывался и только по увѣщаніямъ Константинопольскаго патріарха Никифора принялъ игуменство и впродолженіе восьми лѣтъ управлялъ обителью. Когда возникла ересь иконоборческая, преп. Иларіонъ выступилъ ревностнымъ защитникомъ православія и почитанія св. иконъ; за это много принялъ истязаній и былъ приговоренъ къ заточенію на одинъ изъ острововъ Мраморнаго моря, гдѣ онъ и жилъ все время, пока господствовала ересь. Императрица Ѳеодора, возстановивъ иконопочитаніе, возвратила изъ ссылки и преподобнаго Иларіона. Онъ вернулся въ Далматскую обитель и скончался въ 845 году, 70 лѣтъ отъ роду.

II. Вотъ на что обратимъ вниманіе, братіе! Препод. Иларіонъ новый, какъ вы слышали, весьма часто читалъ житіе св. Иларіона Великаго и старался подражать сему подвижнику, имя котораго носилъ онъ, въ постѣ и молитвѣ. А наша жизнь, соотвѣтствуетъ ли тѣмъ именамъ, которыя носитъ каждый изъ насъ? Всѣ мы, слушатели, называемся христіанами; затѣмъ у каждаго изъ насъ есть собственнное имя, данное намъ въ св. крещеніи. Посмотримъ же, соотвѣтствуетъ ли жизнь наша этимъ высокимъ названіямъ и не напрасно ли нѣкоторые изъ насъ носятъ эти имена?

а) Мы называемся христіанами и потому въ насъ должны быть тѣ же чувства, которыя во Іисусѣ Христѣ (Филип. 2, 5). А Іисусъ Христосъ не имѣлъ въ сердцѣ ни гордости, ни любостяжанія, ни зложелательства. Онъ смирилъ Себя до того, что потерпѣлъ самую позорную смерть крестную за спасеніе насъ грѣшныхъ. Будучи владыкой неба и земли, Онъ не имѣлъ на землѣ пристанища. Любовь Его, даже ко врагамъ, простиралась до того, что Онъ молился на крестѣ за нихъ. Есть ли въ насъ, слушатели, хоть какое-нибудь подобіе этихъ высокихъ добродѣтелей? Величаться собою, хвалиться своими поступками, презирать людей себѣ подобныхъ, — не безумство ли человѣческое? Собирать достояніе и прямыми и ложными путями, собирать безъ нужды съ обидою ближняго — свойственно ли христіанину? Можно ли въ человѣкѣ узнать христіанина, когда онъ питаетъ вражду и злобу къ своему ближнему? Соотвѣтствуютъ ли имени христіанина всѣ подобные поступки? Пусть совѣсть каждаго рѣшитъ этотъ вопросъ.

б) Кромѣ общаго названія христіанина есть у каждаго изъ насъ имя собственное. Имена эти взяты или изъ міра св. ангеловъ, или отъ подобныхъ намъ людей, которые путемъ правды и благочестивой жизни достигли вѣчнаго блаженства. Для чего же даются намъ эти названія и къ чему они насъ обязываютъ? Называя насъ именемъ какого-нибудь ангела или св. человѣка при крещеніи, св. церковь поручаетъ насъ надзору и руководству того, чье имя намъ дается. Святый, избранный церковію, становится наставникомъ и помощникомъ въ нашей жизни и ходатаемъ нашимъ предъ Богомъ; ему же обязываемся и подражать въ жизни своей. Теперь спросимъ свою совѣсть, какъ мы относимся къ именамъ тѣхъ святыхъ, которыя даны намъ при святомъ крещеніи? Стараемся ли подражать имъ своею жизнію? Или нѣтъ — знаемъ ли мы хотя жизнь святого, имя котораго носимъ? Просимъ ли мы ихъ молитвъ, какъ велитъ св. церковь, каждодневно, или хоть даже разъ въ году, почтимъ ли память своего ангела хоть напримѣръ посѣщеніемъ богослуженія?.. У многихъ изъ насъ во дни именинъ уходятъ деньги немалыя на угощеніе родныхъ и друзей, а не достаетъ средствъ поставить свѣчу предъ иконою святого, имя котораго носимъ. Чего ожидать отъ насъ при такомъ образѣ жизни?

III. Да не будетъ этого, слушатели, — будемъ стараться подражать жизни того святого, имя котораго получилъ каждый изъ насъ при святомъ крещеніи. Да будетъ у каждаго изъ насъ по имени и житіе! За такую жизнь Господь имя каждаго изъ насъ напишетъ въ книгу жизни, и мы получимъ мѣсто въ церкви первородныхъ на небеси написанныхъ. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. къ журн. «Руков. для сельск. паст.» 1885г., май).

  Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий