Поученіе. Преподобный Пафнутій боровскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Какъ должно уповать на промыслъ Божій?

I. Воспоминаемый нынѣ св. церковью преподобный Пафнутій (XV в.), мірскимъ именемъ Парѳеній, былъ родомъ изъ татаръ; отецъ его сначала занималъ должность баскака (татарскій чиновникъ для сбора дани) въ городѣ Боровскѣ (нынѣ Калужской губерніи), а впослѣдствіи перешелъ въ христіанство. Родители Пафнутія были люди достаточные и владѣли помѣстьями.

Пафнутій родился близъ Боровска и до двадцати лѣтъ жилъ вмѣстѣ съ родителями; затѣмъ, чувствуя влеченіе къ иноческой жизни, вступилъ въ Покровскій Боровскій монастырь инокомъ и здѣсь проводилъ жизнь въ строгомъ воздержаніи, молитвѣ, постѣ и постоянныхъ трудахъ. Два раза въ недѣлю, въ понедѣльникъ и пятницу, онъ совсѣмъ не принималъ пищи, въ среду ѣлъ только сухое. Тѣлесными трудами его были: лѣтомъ работа въ огородѣ, ношеніе и рубка дровъ для братіи; зимою — плетеніе рыболовныхъ сѣтей и корзинъ. До самой кончины, не взирая на старость или болѣзни, велъ преподобный этотъ строгій образъ жизни, не послабляя себѣ ни въ чемъ.

Укажемъ нѣсколько важнѣйшихъ чертъ изъ жизни преподобнаго. Онъ былъ незлобивъ, терпѣливъ въ нуждахъ, незаботливъ о своихъ тѣлесныхъ потребностяхъ, строгъ къ себѣ, снисходителенъ къ другимъ. Глубокое упованіе на помощь отъ Бога никогда не оставляло его. Такъ, однажды приближался праздникъ Пасхи, а въ обители вовсе не было рыбы. Братія скорбѣли объ этомъ, но преподобный сказалъ имъ: «не печальтесь: Господь утѣшитъ насъ!» Въ великую субботу, въ вечерню, клирикъ пришелъ къ потоку почерпнуть воды и увидѣлъ въ потокѣ необыкновенное количество рыбы. Закинули сѣти, и рыбы было наловлено въ изобиліи. Когда дѣло касалось нуждъ ближняго, преподобный Пафнутій первый спѣшилъ на помощь. Такъ во время сильнаго голода въ окрестностяхъ ежедневно до тысячи голодныхъ жителей получали пищу изъ монастырскихъ запасовъ. — Еще даръ прозорливости отличалъ преподобнаго. Взглянувъ въ лицо иноку, Пафнутій нерѣдко узнавалъ, добрыя или худыя у кого мысли. Однажды, по одному взгляду, Пафнутій узналъ убійцу. Еще при жизни преподобный творилъ многія чудеса, исцѣляя слѣпыхъ и разслабленныхъ. Онъ скончался 1 мая 1478 года, 83 лѣтъ отъ роду, предсказавъ за недѣлю день своей кончины и благочестиво приготовивъ себя къ этому дню. Тѣло его впослѣдствіи было обрѣтено нетлѣннымъ.

II. Въ предложенномъ житіи мы слышали, братіе, о томъ, какъ упованіе на помощь Божію не посрамило преп. Пафнутія и братія его обители, нуждавшіяся въ продовольствіи, получили его въ изобиліи чрезъ чудесный уловъ рыбы.

Это побуждаетъ насъ побесѣдовать о томъ, каково должно быть христіанское упованіе на промыслъ Божій.

а) Св. вѣра наша учитъ насъ, чтобы мы уповали не на свой разумъ и силы, но на всеобъемлющую премудрость и всемогущую силу Божію, не на сокровища земныя, которыя червь и тля тлитъ, и татіе подкапываютъ и крадутъ, но на неиждиваемое сокровище благости и милосердія Божія, не на князи и сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія, но на Бога жива и истинна; чтобы мы всего ожидали не отъ своихъ трудовъ, заботъ и попеченій, но отъ благости и милосердія Отца небеснаго, Который знаетъ всѣ наши нужды и подаетъ намъ все потребное прежде прошенія нашего; чтобы мы страшились не опасностей и бѣдствій временныхъ, которыя не могутъ постигнуть насъ безъ воли Божіей, не злобы и коварства человѣковъ, которыя не могутъ причинить намъ зла, если не попуститъ Господь Богъ, но страшились гнѣва и неблаговоленія Отца нашего, Иже на небесѣхъ. Какъ бы ни былъ ты счастливъ и благополученъ во всемъ, помни, возлюбленный, что все, что имѣешь, чѣмъ наслаждаешься и утѣшаешься въ жизни, не твое, все подается тебѣ свыше отъ Отца свѣтовъ, все подано тебѣ только на время и все можетъ быть взято отъ тебя навсегда. Съ другой стороны, какъ бы ни было тягостно положеніе, въ которомъ ты находишься, какими бы ни былъ ты окруженъ скорбными обстоятельствами; никогда не забывай, братъ мой, что есть всевидящее око, которое и видитъ и исчитаетъ всѣ твои слезы; есть всеслышащее ухо, которое слышитъ твои стенанія и вздохи; есть всемогущая премудрость, которая можетъ избавить тебя отъ всѣхъ возможныхъ бѣдствій; есть высочайшая любовь, которая любитъ тебя болѣе, нежели матерь дитя свое; есть щедродательная десница, которая готова подать тебѣ все благопотребное во время свое. Отъ какихъ бѣдствій не спасалъ Господь вѣрныхъ рабовъ Своихъ? Сквозь какія опасности не проводидъ ихъ невредимыми? Мой еси ты, говоритъ тебѣ Отецъ небесный: и аще сквозь огнь пойдеши, не сожжешися, и рѣки пе потопятъ тебе: призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. (Ис. 43, 1, 2).

б) Впрочемъ, брат. мои, мы бѣдственно заблуждались бы въ упованіи на Бога, если бы во всякомъ случаѣ и во всѣхъ нуждахъ нашихъ ожидали какихъ-либо необыкновенныхъ и чудесныхъ явленій промысла Божія надъ нами. Мы не должны ни требовать, ни ожидать, чтобы надъ нами и для насъ совершались какія-либо знаменія и чудеса: это значило бы не уповать на Бога, а искушать Его премудрость и благость. Только ожесточенное невѣріе фарисеевъ могло требовать отъ Господа знаменій съ небесе: вѣра истинная видитъ вседѣйствующую руку Божію во всемъ, что ни случается съ нами въ жизни, какъ бы ни казалось что-либо малымъ и случайнымъ. Умѣй же видѣть и лобызать благодѣющую руку Отца небеснаго во всемъ, чѣмъ пользуешься въ жизни сей, что подаетъ она тебѣ и прежде прошенія твоего, и не ищи знаменій и чудесъ, которыя являются только тамъ и тогда, гдѣ и когда находитъ ихъ нужными высочайшая премудрость Божія.

Въ этомъ-то, брат. мои, и состоитъ наша преступная неблагодарность предъ Отцемъ небеснымъ, что, пользуясь непрестанно Его неисчисленными благодѣяніями и дарами, живя и существуя Его присносущною силою и Его божественною благодатію, мы не чувствуемъ и не сознаемъ того. Но сего мало. Мы обращаемъ даже въ орудіе грѣха и беззаконія тѣ самыя блага, которыя подаетъ намъ любовь Отца небеснаго. Одни обращаютъ ихъ въ предметъ тщеславія и надменности, другіе въ поводъ къ невоздержанію и распутству. Тѣ злоупотребляютъ ими до истощенія силъ и здоровья, другіе все обращаютъ въ золото и творятъ его кумиромъ своимъ. У кого болѣе благъ земныхъ, тотъ обыкновенно необузданнѣе предается грѣховной жизни и наслажденіямъ чувствъ. Дивно ли послѣ сего, что Отецъ небесный, оскорбляемый неблагодарностію нашею, иногда лишаетъ насъ благодѣяній Своихъ, отъемлетъ отъ насъ благословеніе Свое, посылаетъ намъ скудость хлѣба и скудость елея? И не должно ли паче удивляться тому, что праведный гнѣвъ Его не даетъ намъ чувствовать себя гораздо чаще, что Его милосердіе и долготерпѣніе щадитъ насъ отъ давно заслуженной погибели?

Видите-ль, что уповать на промыслъ Отца небеснаго должно разумно, благочестно и со страхомъ Божіимъ. Обратись всѣмъ сердцемъ своимъ ко Отцу своему, и Онъ обратится къ тебѣ Своею любовію и благословеніемъ. Будь послушенъ во всемъ всесвятой волѣ Его, и Онъ съ любовію послушаетъ моленій твоихъ и исполнитъ во благихъ всѣ желанія сердца твоего. Пребудь вѣренъ до смерти въ исполненіи заповѣдей Его, и Онъ будетъ вѣренъ во словесѣхъ обѣтованій Своихъ.

в) Не менѣе ложно было бы упованіе наше на промыслъ Божій, если бы мы, уповая на Бога, сами оставались безпечными въ отношеніи къ самимъ себѣ, не трудились въ потѣ лица своего по заповѣди Господней. Напрасно мы воздѣлывали бы землю, если бы Господь не посылалъ во время свое дождей и теплоты, необходимыхъ для возрастанія посѣяннаго сѣмени; но съ другой стороны, и дожди и теплота остались бы безполезными, если бы мы не воздѣлали землю и не посѣяли сѣмени. Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіи, и аще не Господь сохранитъ градъ, всуе бдѣ стрегій; но и помощь Господа безполезна тому, кто не хочетъ созидать себѣ дома, или кто самъ отворитъ врата дома своего татю и разбойнику. Тщетно мы старались бы продлить свою жизнь долѣе положенныхъ ей Господомъ предѣловъ, но также тщетно уповали бы на сохраненіе своей жизни, бросаясь стремглавъ въ глубокую бездну. Такъ и во всемъ — помощь Господня приходитъ только къ тому, кто трудится и молится, а не къ тому, кто бездѣйствуетъ и предается унынію. Господь хощетъ, чтобы все, потребное для жизни нашей, было вмѣстѣ и плодомъ благословенія, которое Онъ изливаетъ на землю, и плодомъ труда, на который Онъ осудилъ человѣка. И подлинно, брат. мои, было бы дерзко и безумно воображать, что Господь будетъ творить чудеса для поддержанія людей въ праздности и лѣности, для сбереженія ихъ имущества, когда они сами расточаютъ его, для сохраненія ихъ здоровья и силъ, когда они сами разрушаютъ ихъ. Не тяжкій ли грѣхъ и хула уповать на Бога для того только, чтобы вести праздную и безпорядочную жизнь? Отеческаго попеченія Божія достоинъ только тотъ, кто старается быть своими чувствами и расположеніями душевными, своею жизнію и дѣлами достойнымъ сыномъ Отца небеснаго, кто принимаетъ дары Божіи съ благодареніемъ и употребляетъ ихъ во славу Божію и спасеніе души своей, кто проводитъ жизнь трудолюбивую, благоговѣйную и богобоязненную.

III. Ищите прежде царствія Божія и правды Его, и все, потребное для жизни вашей временной, приложится вамъ (Мѳ. 7, 33). Аминь. (Сост. по «Полн. соб. пропов.» Димитрія, арх. херсонск. и одесск., т. III, изд. 1890 г.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий