Поученіе. Преподобный Паисій Великій

Прот. Григорій Дьяченко

Въ чемъ должна выраоюаться родительская любовь къ дѣтямъ?

 I. Преподобный Паисій, память коего нынѣ, жившій въ V вѣкѣ, былъ родомъ изъ Египта, сынъ богатыхъ и благочестивыхъ родителей, щедро благотворившихъ всѣмъ нуждающимся. Еще будучи отрокомъ онъ лишился отца и жилъ подъ надзоромъ матери, которая изъ семи сыновей своихъ любила въ особенности Паисія, какъ младшаго по возрасту.

Мать Паисія часто задумывалась о томъ, что ждетъ ея сына въ жизни. Однажды ночью во снѣ явился ей ангелъ и сказалъ: „Богъ, Отецъ сиротъ, послалъ меня къ тебѣ. Зачѣмъ ты печалишься, заботясь о своихъ дѣтяхъ? Не ты одна заботишься о нихъ, но и Богъ; оставь печаль и посвяти на служеніе Ему одного изъ сыновей твоихъ".—„Всѣ дѣти мой принадлежатъ Богу", отвѣчала мать, „и если который изъ сыновей угоденъ Ему, пусть Онъ возьметъ его“. Тогда ангелъ, взявъ за руку Паисія, сказалъ: „вотъ этотъ угоденъ Богу".—„Лучше возьми кого- либо изъ старшихъ сыновей, которые смышленѣе", просила мать. „Развѣ не знаешь ты“, возразилъ ангелъ, „что сила Божія является и въ немощахъ, а поэтому Богъ избралъ младшаго сына твоего, какъ болѣе способнаго ему угодить". Съ этими словами ангелъ сталъ невидимъ. На утро мать Паисія принесла усердную молитву Богу; затѣмъ она просила принять Паисія въ церковный клиръ. Просьба ея была исполнена, и Паисій сталъ усердно исполнять возложенныя на него обязанности. Достигнувъ юношескихъ лѣтъ, Паисій сдѣлался инокомъ и прославился святостію жизни и даромъ прозорливости и чудотвореній.

II. Изъ этого разсказа, вы, братія, ясно можете видѣть, въ чемъ вы должны выражать любовь свою къ дѣтямъ. а) Вы вполнѣ обнаружите таковую, если съ первыхъ лѣтъ жизни дѣтей своихъ будете заботиться не о томъ только, чтобъ они были сыты, не объ одномъ только тѣлесномъ здоровьѣ и благополучіи ихъ, НО главнымъ образомъ должны заботиться о духовномъ благѣ дѣтей своихъ,— о томъ, чтобы вселить въ души ихъ истины Христовой вѣры и благочестивой жизни. Въ первыя лѣта, когда дѣти еще не вполнѣ овладѣютъ ясностію сознанія и пониманія окружающаго ихъ міра, они зорко присматриваются къ дѣйствіямъ другихъ и стараются подражать имъ. Посему, въ эту пору вы старайтесь, братіе, дѣйствовать на дѣтей своимъ добрымъ примѣромъ. Когда вы молитесь: утромъ ли, возставъ отъ сна, предъ и послѣ пищи, вечеромъ,—всегда молитесь съ глубокимъ благоговѣніемъ, такъ какъ такая молитва не только пріятна для Бога, душеспасительна для васъ, но и для малыхъ птенцовъ вашихъ, которые несомнѣнно слѣдятъ за вами въ это время и поучаются.

б) Но еще болѣе вамъ, отцы и матери, нужно вниманія къ себѣ, къ своимъ дѣйствіямъ, когда дѣти ваши подрастутъ, станутъ понимать все окружающее ихъ. Зная воспріимчивость дѣтской природы, зная ихъ наклонность подражать старшимъ, берегитесь всего порочнаго и худого, такъ какъ все это можетъ развращающимъ образомъ подѣйствовать на душу дѣтей вашихъ. Напротивъ, зная, что дѣти вамъ подражаютъ, ведите себя такъ, чтобы они переняли и усвоили отъ васъ одно только доброе и полезное для души своей. Почаще ходите въ храмъ Божій къ богослуженію и водите съ собой дѣтей. Богослуженіе имѣетъ великое и спасительное дѣйствіе на душу: душа наша можетъ исполниться умиленія и благоговѣнія предъ Богомъ при одномъ общемъ взглядѣ на общественное богохуленіе, гдѣ множество народа соединяется въ своихъ мысляхъ, чувствованіяхъ, желаніяхъ и дѣйствіяхъ: единодушно, едиными усты славитъ Бога (Римл. XV, 6), и гдѣ каждый, назидаясь благочестіемъ другихъ, самъ назидаетъ также другихъ. Еще болѣе, можно надѣяться, все это можетъ подѣйствовать на воспріимчивую душу дѣтей и при частомъ посѣщеніи богослуженія мало-по-малу вызоветъ у нихъ незамѣтно для нихъ же самихъ благоговѣйный страхъ и любовь къ Богу.

в) При всемъ этомъ знайте, бр., и то, что одной доброй и примѣрной жизни вашей недостаточно для того, чтобы дѣти сдѣлались богобоязненными, полюбили добро u благочестіе. Для этого необходимо присоединять родительскіе совѣты, разъясненія и наставленія. Да это не замедлятъ потребовать отъ родителей и сами дѣти. Кому не приходилось слышать отъ любознательныхъ дѣтей нескончаемыхъ вопросовъ: зачѣмъ, почему, для чего? Это ясно показываетъ, что они нуждаются въ разъясненіи, въ сознательномъ усвоеніи окружающихъ явленій и дѣйствій человѣческихъ. А чтобы дать родительскій совѣтъ и наставленіе, для этого не требуется особенныхъ какихъ нибудь знаній; нужно только имѣть чистую вѣру въ Бога, и вы все можете объяснить дѣтямъ, что только нужно для блага души ихъ. Первую, напр., родительскую бесѣду съ дѣтьми можно начать съ того, почему вы молитесь Богу и почему нужно молиться Ему? Отвѣтить на этотъ вопросъ дитяти можетъ всякій вѣрующій христіанинъ: молимся мы потому, онъ скажетъ, что Богъ нашъ Творецъ, и жизнь наша во власти Его. Онъ подаетъ намъ все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище и все можетъ сдѣлать для насъ, чего бы ни попросили мы, только попросили бы съ добрымъ намѣреніемъ и усердіемъ. Сказавъ это, каждый отецъ дастъ, такимъ образомъ, дитяти понятіе о Богѣ, какъ нашемъ Творцѣ, Промыслителѣ и Подателѣ всякаго блага. Вмѣстѣ съ этимъ каждый отецъ долженъ сказать дитяти и о нашихъ отношеніяхъ къ Богу: если Богъ такъ всемогущъ и вмѣстѣ съ тѣмъ такъ милостивъ къ намъ., то мы должны благоговѣть предъ Нимъ, любить Его, а любить Его тогда мы будемъ, когда будемъ исполнять всѣ Его повелѣнія, во всемъ поступать хорошо, жить по правдѣ, любить другихъ, какъ самого себя.

Но развѣ можетъ дитя все это понять и усвоять? возразите вы. Оставьте, бр., этотъ взглядъ на дѣтей; они многое скорѣе и лучше насъ могутъ понять и усвоить: имѣя чистый, помраченный никакими предразсудками и суевѣріями умъ и доброе мягкое сердце, они свободно и легко могутъ воспринять и небесныя истины. На этомъ основаніи Самъ Спаситель не возбранялъ приводить къ Нему дѣтей слушать Его Божественное ученіе. Онъ такъ говорилъ Своимъ ученикамъ: оставите дѣтей приходити ко Мнѣ, и не браните имъ: таковыхъ бо есть царствіе Божіе. Аминъ бо глаголю вамъ;иже аще не пріиметъ царствія Божія, яко отроча, не имамъ внити въ не (Лук. 18, 16, 17). Видите ли, Спаситель даетъ даже преимущество дѣтской вѣрѣ, какъ болѣе чистой и святой, и ставитъ ее въ примѣръ для насъ взрослыхъ. Само собою понятно, что для пробужденія у дѣтей съ раннихъ лѣтъ религіозныхъ чувствъ вѣры и любви къ Богу и людямъ, нужно бесѣдовать и напоминать имъ о Богѣ, какъ можно чаще, при всякомъ представившемся случаѣ.

г) До какихъ же поръ родители должны проявлять свою заботливость о дѣтяхъ, чтобы и словомъ и дѣломъ вразумлять ихъ и наставлять въ вѣрѣ Христовой и добрыхъ дѣлахъ? Истинная любовь родительская должна побуждать ихъ при всякомъ представившемся случаѣ давать такія вразумленія и наставленія дѣтямъ, хотя бы послѣдніе сдѣлались взрослыми. Но не такъ, нужно сознаться, ведется у насъ, въ нашихъ семействахъ. Какъ только подрастутъ дѣти, станутъ способными къ самостоятельному труду, многіе родители считаютъ уже неловкимъ сдѣлать имъ замѣчаніе, вразумленіе и наставленіе: „не маленькіе, говорятъ, имѣютъ уже свой умъ". А какъ дѣти ихъ веселятся, гдѣ проводятъ свободные праздничные дни и часы, объ этомъ считаютъ даже лишнимъ подумать. Молоды, разсуждаютъ чадолюбивые отцы и матери, молоды еще дѣти, пусть погуляютъ. И гуляютъ дѣти —сыновья и дочери, гуляютъ гдѣ и съ кѣмъ вздумается, и дѣлаютъ потому великія ошибки въ жизни. По довѣрчивости и неопытности, они часто заводятъ знакомства съ людьми не добрыми и нравственно-развращенными, научаются отъ нихъ всему злому и порочному и дѣлаются крайне легкомысленными, за что горько платятся въ жизни. Виноваты тутъ своевольныя дѣти, но не правы и равнодушные къ ихъ поведенію родители. И взрослыхъ сыновей и дочерей своихъ родители не должны оставлять безъ присмотра, безъ совѣта и наставленія.

III. Итакъ, бр., истинная родительская любовь къ дѣтямъ требуетъ отъ васъ постоянной и неуклонной заботливости не о внѣшнемъ только благополучіи дѣтей своихъ, но главнымъ образомъ о томъ, чтобы вселить въ нихъ съ первыхъ лѣтъ жизни духъ вѣры и благочестія и потомъ во всю свою жизнь съ ними постоянно поддерживать, развивать и укрѣплять его своими совѣтами, наставленіями и добрымъ примѣромъ. И тогда то дѣти ваши доставятъ вамъ истинную отраду и утѣшеніе. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. къ жури. „Руков. для сельск. п а с т." 1891 годъ, ноябрь).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий