Поученіе. Преподобный Симеонъ Дивногорецъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Необходимо помнить о смерти и готовиться къ ней.

I. Преподобный Симеонъ, память коего совершается нынѣ, родился въ 521 году въ Антіохіи. Еще въ младенческихъ годахъ онъ отличался строгимъ воздержаніемъ, избѣгая молока и мяса.

На пятомъ году жизни онъ лишился отца, погибшаго во время бывшаго въ Антіохіи землетрясенія; два года спустя умерла и мать его. За нѣсколько дней до смерти мать Симеона, размышляя о судьбѣ сына, имѣла чудесное видѣніе. Ей казалось, что у нея выросли крылья, помощью которыхъ она взлетѣла на высоту, держа въ рукахъ сына, и говорила Господу: «отдаю Тебѣ въ даръ мое дитя, Ты же отпусти меня съ миромъ». Вскорѣ послѣ смерти матери и Симеонъ имѣлъ видѣніе. Ему явился Господь, окруженный множествомъ ангеловъ и праведныхъ. Господь судилъ людей, и виденъ былъ на востокѣ рай, а на западѣ адъ; и былъ голосъ Господа къ Симеону: «видишь, что уготовано любящимъ добродѣтель, и что предназначено злымъ; угождай же Богу, чтобы получить тѣ блага, которыя уготовалъ Онъ любящимъ Его». Это видѣніе имѣло сильное дѣйствіе на юнаго Симеона, и онъ, всегда помня о смерти и загробной жизни, весь проникся желаніемъ служить Богу и получить награду съ праведными.

Строги и суровы были иноческіе подвиги Симеона. Подвизаясь на столпѣ, онъ хранилъ самое строгое воздержаніе въ пищѣ, ѣлъ только хлѣбъ и пилъ воду, и то не каждый день. Молился онъ постоянно. Затѣмъ онъ пѣлъ отъ 50 до 80 псалмовъ каждую ночь, а иногда и всю ночь такъ проводилъ безъ сна. Прошло нѣсколько лѣтъ, и молва о подвигахъ Симеона стала распространяться по окрестнымъ мѣстамъ. Много чудесъ совершилъ Симеонъ во время пребыванія на столпѣ: помогалъ находившимся въ бѣдахъ на сушѣ и на морѣ, исцѣлялъ слѣпыхъ и прокаженныхъ; воскрешалъ мертвыхъ и предвозвѣщалъ будущее. Но, тяготясь множествомъ посѣтителей и ища полнаго уединенія, Симеонъ оставилъ столпъ и переселился на сосѣднюю пустынную гору, названною впослѣдствіи дивною, откуда и наименованіе великаго подвижника Дивногорцемъ. На этой горѣ Симеонъ, рукоположенный въ пресвитера отъ епископа селевкійскаго Діонисія, основалъ обитель, а для себя поставилъ новый столпъ, на которомъ подвизался до кончины, послѣдовавшей въ 596 году, на 76 году жизни преподобнаго. Жизнь его описана Никифоромъ, правителемъ антіохійскимъ (ѴII в.).

II. Итакъ, братіе, живое памятованіе о смерти и имѣющей вслѣдъ за ней наступить вѣчной загробной жизни — блаженной для праведныхъ и мучительной для грѣшныхъ, — вотъ что прежде всего побудило препод. Сѵмеона столпника отказаться отъ міра и избрать тотъ узкій и скорбный путь спасенія, какой онъ проводилъ съ дѣтства до самой смерти.

Всѣмъ намъ необходимо помнить о смерти и готовиться къ ней.

а) Между тѣмъ мы весьма мало думаемъ о нашей смерти: ибо покажите человѣка, который бы посвящалъ на это хотя по нѣскольку минутъ каждый день; между тѣмъ смерть можетъ притти къ намъ не только каждый день, каждую минуту. Еще менѣе готовимся къ смерти: ибо, укажите, гдѣ и въ чемъ это приготовленіе? То ли приготовленіе къ смерти, что мы алчемъ награды за наградою, строимъ зданія за зданіями, переходимъ отъ удовольствія и забавы къ новымъ удовольствіямъ и забавамъ? Ты прожилъ, напримѣръ, уже болѣе полвѣка: самъ чувствуешь, что давно за полдень, недалекъ вечеръ, въ виду ночь: скажи же мнѣ, что приготовилъ ты для подземнаго ночлега? И такое невниманіе къ смерти у самыхъ престарѣлыхъ. Что сказать о людяхъ въ мужескомъ возрастѣ? Что сказать о юношахъ? Вы произвели бы на ихъ устахъ улыбку, напомнивъ о необходимости приготовляться къ смерти: между тѣмъ сколько юношей нисходитъ каждый годъ въ могилу!

б) Послѣ сего можно бы подумать, что мы почитаемъ вовсе ненужнымъ никакого приготовленія къ смерти. Но какъ почитать это нужно? Отправляясь и въ недальній путь, мы же заботимся, что взять съ собою, гдѣ пристать, чѣмъ заняться: а вступая во врата вѣчности, воображать, что все равно, какъ ни вступить въ нихъ, что ни взять съ собою, какъ ни расположить себя — можетъ ли быть большее невнимаяіе къ себѣ и вѣчной судьбѣ своей?!

в) Не трудно впрочемъ отгадать, что приводитъ у насъ въ забвеніе смерть нашу, и не позволяетъ намъ приготовляться къ ней. Мы слишкомъ преданы плотской жизни и суетамъ ея; а свойство житейскихъ суетъ таково, что онѣ, какъ прахъ на пути, ослѣпляютъ очи и не даютъ видѣть, что впереди насъ. Находясь среди этого облака, а иногда и вихря пыли, мы не въ состояніи простирать взора въ будущее; смотримъ только вокругъ себя и водимся настоящимъ.

Когда, напримѣръ, думать о смерти честолюбцу, когда тщеславіе ослѣпило его до того, что вся мысль и душа устремлены къ извѣстной наградѣ и отличію? Довольно думать и передумывать, какъ бы кто не перегналъ его на пути, какъ бы унизить соперника, сравняться съ высшими, выказать свое достоинство, сокрыть свои недостатки, ульстить мощнаго начальника.

Когда думать о смерти богачу, или начинающему богатѣть: у него и безъ того весь умъ занятъ счетами и разсчетами; туда отпущенъ, а оттуда ожидается товаръ; тамъ неисправенъ прикащикъ, здѣсь худо идутъ самыя дѣла; какъ бы поддержать или поправить кредитъ, нѣтъ ли случая пустить или взять въ ростъ деньги: передумать о всемъ этомъ не достанетъ не только дней, самыхъ ночей.

Когда думать о смерти ученому: онъ еще не все узналъ, не во всемъ усумнился; можно сдѣлать такое и такое открытіе, навести на то и другое подозрѣніе, превзойти предшественниковъ, обратить на себя вниманіе современниковъ, прослыть свѣтиломъ вѣка, обезсмертить свое имя.

III. Смерть, братіе, неизбѣжна. И такъ, будемъ памятовать о ней всегда; памятуя, будемъ приготовлять себя къ ней; приготовляясь, не дадимъ ослѣплять себя временнымъ благамъ и забавамъ. (Извлеч. изъ проп. Иннок. арх. херс. т. II, 60).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий