Поученіе. Преставленіе св. ап. и еванг. Іоанна Богослова

Уроки для подражанія изъ его жизни: а) ревностъ ко спасенію ближнихъ; б) любовь къ Господу и ближнимъ; в) дѣвство

 Прот. Григорій Дьяченко

I. Святый нынѣ прославляемый апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ былъ сынъ галилейскаго рыбаря Зеведея и Саломіи. До обращенія ко Христу онъ былъ ученикомъ св. Іоанна Предтечи и, вмѣстѣ съ ап. Андреемъ, послѣдовалъ за Господомъ по указанію Предтечи, какъ разсказываетъ объ этомъ онъ самъ въ 1-й главѣ своего евангелія, не указывая, впрочемъ, себя по имени.

Во время земной жизни Господа, Іоаннъ, вмѣстѣ съ ап. Петромъ и братомъ своимъ Іаковомъ, былъ въ числѣ трехъ любимыхъ учениковъ Господа: удостоился быть свидѣтелемъ явленія Божественной славы на горѣ Ѳаворѣ, былъ при воскрешеніи дочери Іаира; на тайной вечери ему Господь открылъ Іуду предателя. Проникнутый любовію къ небесному Учителю, Іоаннъ слѣдовалъ за Господомъ на судъ и стоялъ при крестѣ Господа съ немногими лицами, родственниками Его по плоти; ему Господь, въ предсмертныя минуты, поручилъ заботу о Своей Пречистой Матери; явясь ему по воскресеніи у озера Тиверіадскаго, Господь далъ ему намекъ на его долгую жизнь и мирную кончину. Исполняя священный долгъ хранить Пречистую Матерь Господа, Іоаннъ, до Ея успенія, жилъ въ Іерусалимѣ. Здѣсь подвергался суду и бичеваніямъ въ синедріонѣ; изъ Іерусалима выходилъ только одинъ разъ, чтобы, вмѣстѣ съ Петромъ, низвести Святаго Духа на самарянъ, крещенныхъ діакономъ Филиппомъ.

Послѣ успенія Божіей Матери, Іоаннъ отправился на проповѣдь въ Малую Азію и, утвердившись въ Ефесѣ, основалъ христіанскія церкви въ семи городахъ, упоминаемыхъ въ Апокалипсисѣ.

Во время гоненія Домиціана, Іоаннъ былъ отведенъ въ Римъ на мученія; но когда ни ядъ, ни кипящее масло не повредили ему, Домиціанъ сослалъ его на островъ Патмосъ, гдѣ Господь открылъ ему, въ таинственныхъ образахъ, будущую судьбу семи мало-азійскихъ церквей и всего христіанскаго міра. Эти откровенія онъ изложилъ въ книгѣ Апокалипсисъ. При добромъ преемникѣ Домиціана, Нервѣ, Іоаннъ возвратился въ Ефесъ и здѣсь прожилъ до глубокой старости, служа, до послѣднихъ силъ, Богу и ближнему.

О его ревности къ спасенію ближнихъ передается слѣдующій разсказъ: Іоаннъ взялъ на свое попеченіе одного христіанскаго юношу и, когда пришлось ему удалиться изъ Ефеса надолго, апостолъ поручилъ юношу епископу города. Но епископъ не оправдалъ довѣрія св. Іоанна. Юноша увлекся дурными примѣрами и предался порокамъ, а потомъ, сдѣлавшись начальникомъ шайки разбойниковъ, предался грабежу и убійствамъ. Іоаннъ, находясь однажды вблизи города, гдѣ жилъ епископъ, спросилъ о юношѣ и, узнавъ о его печальной участи, отправился въ горы и тамъ, послѣ долгихъ поисковъ, нашелъ его, слезами и увѣщаніями обратилъ его къ раскаянію и опять направилъ на путь добродѣтели.

Къ концу жизни св. Іоанна въ церкви появились еретики, отвергавшіе Божество Сына Божія и Духа Святаго. Въ обличеніе этихъ еретиковъ Іоаннъ написалъ евангеліе, въ которомъ особенно подробно изложены тѣ бесѣды Господа и тѣ Его дѣянія, въ которыхъ особенно раскрывалось ученіе о Божествѣ Сына Божія и Духа Святаго. За это св. евангелистъ Іоаннъ названъ Богословомъ.

Кромѣ Апокалипсиса и евангелія, Іоаннъ написалъ три соборныхъ посланія, въ которыхъ болѣе всего говорилъ о христіанской любви. Св. Іоаннъ прожилъ болѣе 100 лѣтъ. Почувствовавъ приближеніе смерти, онъ взялъ съ собою любимаго ученика Прохора и другихъ учениковъ, вышелъ съ ними изъ города, велѣлъ ископать себѣ могилу и, давъ ученикамъ послѣднія наставленія, предалъ душу свою Богу. Послѣ кончины его, изъ его могилы ежегодно, 8-го мая, исходилъ тонкій прахъ (пыль), имѣвшій силу исцѣлять болѣзни. Поэтому память св. Іоанна стали праздновать еще 8 мая.

II. Многому научаетъ насъ своею жизнію св. ап. и евангелистъ Іоаннъ Богословъ.

а) Онъ былъ возлюбленный ученикъ І. Христа. За что возлюбленъ былъ? За то, что самъ Іоаннъ крѣпко возлюбилъ Господа. Смотрите: при крестѣ ни одного нѣтъ изъ апостоловъ, а Іоаннъ тутъ. Какого же еще нужно болѣе сильнаго доказательства любви? — Мы, братія, часто жалуемся и говоримъ: забылъ насъ Господь, не даетъ, чего мы просимъ у Него. Но чѣмъ говорить такія слова, лучше спросить себя: сами-то мы помнимъ ли Его? Сами-то чѣмъ доказываемъ свою любовь къ Нему? Часто эта любовь у насъ только на словахъ, а на дѣлѣ никакой жертвы, никакого подвига, никакого даже самаго легчайшаго добраго дѣла не сдѣлаемъ во имя Его. Поститься не можемъ, молиться не хочется, въ храмъ ходить некогда, милостыню подать — сами нуждаемся, обиду перенесть тяжело... Сами не помнимъ Господа, а желаемъ, чтобы насъ Господь помнилъ, — сами холодны къ Нему, а хотимъ, чтобы всѣми земными благами насъ осыпалъ, за что же? Но Господь такъ много дѣлаетъ для насъ, что и исчислить невозможно Его милостей, одно долготерпѣніе Его къ намъ — какое сильное доказательетво горячей любви Его къ намъ! Нѣтъ, не унывать нужно, когда намъ кажется, будто Богъ забылъ насъ, — неправда это: Онъ ли забудетъ Свое созданіе? — а надобно самимъ намъ заботиться, чтобы всѣмъ сердцемъ любить Его — нашего Творца и благодѣтеля.

б) Іоаннъ Богословъ былъ дѣвственникъ — и смотрите, какая награда за соблюденіе дѣвства! Христосъ Спаситель Пречистую Матерь Свою, Матерь Приснодѣву, вручаетъ на попеченіе ему. — Видите, братія, какъ пріятно Господу дѣвство — соблюденіе чистоты душевной и тѣлесной, какъ пріятно Ему цѣломудріе! Но гдѣ нынѣ эти цѣломудренные юноши? Какъ немного ихъ! Какъ многіе изъ нихъ давно-давно потеряли свою невинность, давно осквернили одежду чистоты, которую получили въ крещеніи! Но потерявшіе чистоту дѣвства своего, подумайте, какъ въ молитвѣ приступите вы къ Честнѣйшей херувимъ и Славнѣйшей безъ сравненія серафимъ Матери Господа? Какъ приступите къ Святѣйшему и Честнѣйшему паче солнца Господу, Искупителю и Благодѣтелю своему? Какъ наконецъ предстанете на страшный судъ Его? И къ царю земному нельзя предстать въ одеждѣ убогой, нечистой, тѣмъ болѣе къ Царю небесному страшно предстать съ душою и тѣломъ оскверненными. Подумайте объ этомъ всѣ, знающіе за собою грѣхи плотской нечистоты, вразумитесь, покайтесь и научитесь Богу святому служить въ чистотѣ и святости.

в) Св. Іоаннъ былъ одинъ изъ самыхъ ревностныхъ проповѣдниковъ евангелія. Онъ всю жизнь посвятилъ на это дѣло, всюду возвѣщалъ о Христѣ, и на кораблѣ и въ заточеніи, и скованный и свободный, одно дѣло зналъ — проповѣдь евангельскую. Но какъ же иначе? Это долгъ, это призваніе его, это прямая обязанность его. Развѣ могъ апостолъ не говорить о томъ, чѣмъ преисполнена была душа его, — въ истинѣ чего искренно и глубоко былъ убѣжденъ онъ? О Возлюбленномъ развѣ можетъ не говорить любящій Его?

А мы, братія, не отъ того ли такъ мало имѣемъ ревности о распространеніи вѣры Христовой, о водвореніи всюду благочестія, что сами слабо вѣруемъ и сами не проникнуты духомъ благочестія и христіанской любви? Призываютъ насъ къ посильнымъ жертвамъ для дѣла распространенія вѣры Христовой, — и какъ лѣниво, медленно, съ какою неохотою откликаемся мы на это дѣло! Обязаны мы по своему положенію быть наставниками, руководителями на пути добра для другихъ, — и какъ лѣниво внушаемъ это доброе, христіанское другимъ! Нѣтъ, — если какой отецъ самъ преисполненъ вѣры и любви христіанской, онъ не утерпитъ, чтобы эту вѣру и любовь не поселить въ дѣтяхъ своихъ, — онъ неумолкаемо будетъ говорить съ ними о любви ко Христу, о жизни по святымъ Его заповѣдямъ, и объ обязанностяхъ христіанина. Если какой начальникъ или хозяинъ самъ глубоко вѣрующій и искренно благочестивый человѣкъ, онъ эту вѣру и благочестіе всѣми мѣрами постараетея вселить и въ подчиненныхъ своихъ, — и бесѣда его съ ними самая сладкая — будетъ о жизни во Христѣ, — и радость самая великая и святая — это будетъ о томъ, когда онъ видитъ, что близкіе его живутъ во Христѣ, — и скорбь его самая глубокая — это о томъ, когда видитъ упадокъ вѣры, недостатокъ благочестія и страха Божія въ подвластныхъ своихъ. Много полезна была бы подобная св. ревность въ нынѣшнее время, когда вѣра такъ упадаетъ, пороки и нечестіе всюду увеличиваются!

г) Наконецъ, св. Іоаннъ Богословъ былъ великимъ учителемъ любви къ ближнимъ.

Насколько глубоко ап. Іоаннъ проникнутъ былъ любовію къ жившимъ въ его время христіанамъ, и желаніемъ, чтобы между ними распространялись миръ и любовь, а не вражда и ненависть, это видно изъ преданія, которое говоритъ, что когда онъ былъ въ глубокой старости, и не могъ ходить по разнымъ странамъ для проповѣданія евангелія и управленія церквами, то, сидя въ своемъ домѣ, онъ постоянно повторялъ приходившимъ къ нему: «дѣти, любите другъ друга». Когда его спросили, почему онъ такъ часто повторяетъ эти слова, онъ отвѣчалъ: «кто исполнитъ заповѣдь любви, тотъ исполнитъ всѣ заповѣди». И въ посланіяхъ своихъ къ христіанамъ, дошедшихъ до насъ въ св. писаніи, онъ часто повторяетъ: «будемъ любить Бога, потому что Онъ прежде возлюбилъ насъ»; кто не любитъ, тотъ не позналъ Бога, потому что Богъ есть любовь; «кто любитъ Бога, тотъ пусть любитъ и брата своего (т. -е. ближнихъ), потому что кто не любитъ брата, тотъ этимъ показываетъ, что не любитъ и Бога»; какъ Христосъ положилъ за насъ жизнь Свою, такъ и мы должны полагать жизнь свою за братьевъ; «кто любитъ брата своего, тотъ во свѣтѣ, а кто ненавидитъ, тотъ во тьмѣ»; «по истинѣ люблю я тебя и дѣтей твоихъ», пишетъ онъ одной госпожѣ, «потому и вамъ предписываю: любите другъ друга». Равно въ евангеліи своемъ онъ обратилъ вниманіе главнымъ образомъ на тѣ случаи изъ жизни Спасителя, въ которыхъ по преимуществу выражалась любовь Его къ людямъ и которые по преимуществу возбуждаютъ въ насъ привязанность ко Христу Спасителю. Напримѣръ: повѣствуетъ о снисходительной бесѣдѣ Господа Іисуса съ самарянкой, о прощеніи Имъ грѣховъ кающейся женѣ, о слезахъ Іисуса на гробѣ друга Своего Лазаря, о прощальной бесѣдѣ съ учениками и т. п.

III. Что же, въ заключеніе, скажемъ вамъ, братія, если не повторимъ слова нынѣ прославляемаго евангелиста Іоанна Богослова, которыя онъ такъ часто повторялъ въ жизни своей: «братіе, любите другъ друга»! Что скажемъ, если не напомнимъ, что Іоаннъ Богословъ долженъ быть всегдашнимъ образцомъ для насъ истинной любви къ Богу и людямъ! (Сост. Г. Д—ко по Чет. -Мин., №476 «Троицк. листкаа и др. источн.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий