Поученіе. Преставленіе свт. Гурія, архіепископа Казанскаго

II. Много весьма назидательныхъ уроковъ предлагаетъ намъ жизнь святителя Гурія.

а) Изъ нея мы видимъ, что Богъ въ благопотребное время воздвигаетъ святыхъ дѣлателей въ вертоградѣ св. Своей церкви. Онъ поставилъ однихъ апостолами, другихъ пророками, иныхъ евангелистами, иныхъ пастырями и учителями (Ефес. IV, II.), Онъ и донынѣ даетъ св. церкви Своей пастырей и учителей, къ совершенію святыхъ, на дѣло служенія, для созиданія тѣла Христова, доколѣ всѣ придемъ въ единство вѣры и познанія Сына Божія, въ зрѣлость мужа, въ мѣру полнаго возраста Христова (12—14), и исполнимся всею полнотою Божіею (III, 19). — Богъ даровалъ и городу Казани въ необходимое для нея время въ первосвятителѣ Гуріи пастыря добраго, учителя премудраго, правителя чуднаго, и наставника спасенія. Св. церковь поетъ въ хвалу святителя Гурія: «правило вѣры и образъ цѣломудрія, учителя добрыхъ дѣлъ, наставника спасенія даде тя Господь новопросвѣщенному граду Казани, въ немъ же пріобрѣлъ новыя отъ языкъ люди, и приведе я Христови». (Тропарь).

б) Жизнь святителя Гурія показываетъ далѣе, что за святость жизни его благодать духовная отъ юности вселилась въ него, и научила его «сіять правовѣрнымъ смысломъ и блистать свѣтлостію добродѣтелей». (Стих. на хвал. 1). Обогащенный ею, онъ «стяжалъ помыслъ чистый, сердце доброе, вѣру крѣпкую и любовь нелицемѣрную (2 ст.). Этою благодатію онъ просвѣтилъ и агарянскихъ чадъ, научивъ ихъ поклоняться Св. Троицѣ» (стихира 3).

Что привлекло къ нему эту всепросвѣщающую, всеосвящающую благодать Божію, которая измлада обогатила его даромъ чудесъ? — То, что въ немъ не было порока, ни скверны въ душѣ его (Кан. пѣс. 6, ст. 3); что онъ, измлада возлюбивъ сладчайшаго Господа Іисуса, и желая наслаждаться Его безконечной любовію, все тлѣнное міра вмѣнилъ ни во что, и презрѣлъ все скоро-преходящее (пѣс. 3, ст. 2), и до конца сохранивъ непорочное дѣвство, избѣгъ ловленія льстиваго (2 Кан. пѣс. 1, ст. 2). Какъ драгоцѣнный камень просіялъ святитель Божій смиренномудріемъ и добродѣтельнымъ житіемъ (пѣс. 7, ст. 2). Собралъ всѣхъ святыхъ добродѣтели: Моѵсееву кротость, Іовле терпѣніе, Иліину ревность, Іосифа прекраснаго чистоту, за которую понесъ діавольскій навѣтъ, претерпѣвъ бѣды и тѣсноту двухлѣтняго темничнаго заключенія, гдѣ онъ, почти лишенный свѣта, питался нечеловѣческою снѣдію — овсомъ, котораго по снопу давали ему чрезъ пять дней. Ни голодъ, ни темница, ни недостатокъ одежды не отлучили его отъ любви Христовой (пѣс. 4, 1). Лѣности и всякаго мірскаго пристрастія въ жизни сей онъ уклонился, плоть свою истощилъ иноческими трудами и архіерейскими подвигами (пѣс. 5, 2). Ревностію Божественною всегда объятый, онъ неуклонно предстоялъ Богу; милостынею и непрестанными молитвами угождая Ему, достигъ въ зрѣлость мужа, въ мѣру полнаго возраста Христова (пѣс. 6, 1).

Такимъ образомъ жизнь первосвятителя Гурія представляетъ цѣлую лѣстницу добродѣтелей, по которой онъ возшелъ къ небу.

И такъ, взирая такъ близко на кончину святителя Гурія, по заповѣди апостола, мы должны подражать вѣрѣ его (Евр. XIII, 7), и послѣдовать ему въ ученіи, житіи, расположеніи, великодушіи, любви, терпѣніи (2 Тим. III, 10), и въ другихъ добродѣтеляхъ, которыми онъ угодилъ такъ Богу, и сдѣлался Ему возлюбленнымъ. Для насъ, какъ сыновъ православныя свято-русскія церкви, какъ духовныхъ чадъ, святитель Христосъ долженъ быть свѣтлою, путеводною звѣздою, указывающею намъ путь истинный и правый, по которому идя мы избѣгнемъ ловленія демоновъ, помраченія душевнаго и всякаго зла.

в) Наконецъ еще истину жизни и спасенія извлечемъ въ назиданіе наше изъ всесвященной памяти святителя Гурія.

Обозрѣвая мыслію житіе его, мы замѣчаемъ чудное смотрѣніе и промышленіе Божіе о немъ. Сдѣлавъ его еще въ юности участникомъ въ неповинномъ страдальчествѣ, Господь путемъ иночества возвелъ его на святительскій престолъ, давъ ему жребій апостольскаго служенія въ новопросвѣщенной еще тогда Казани, которое требовало обильныхъ дарованій Духа, и особенной, неутомимой ревности въ подвигахъ и трудахъ, къ которымъ постепенно приготовлялъ его Господь Своимъ дивнымъ смотрѣніемъ, и наконецъ прославилъ его въ небесномъ Своемъ царствіи.

Такъ Богъ руководствуетъ и каждаго къ наслѣдію вѣчной жизни и славы нетлѣнной: такъ бодрствуетъ надъ каждымъ во все время жизни и на всѣхъ путяхъ, усовершая, воспитывая и обогащая дарами духовными, по мѣрѣ подвиговъ и трудовъ, такъ, говоримъ, бодрствуетъ надъ каждымъ, доколѣ представитъ его непорочнымъ предъ Собою во Христѣ Іисусѣ, удостоивъ славы вѣчной. «Богъ есть дѣйствуяй въ васъ и еже хотѣти и еже дѣяти о благоволеніи», говоритъ св. апостолъ (Филип. 11, 13). И въ другомъ мѣстѣ свидѣтельствуетъ, что каждому изъ насъ дана благодать, по мѣрѣ дара Христова (Ефес. IV, 7). Увѣримся, бр., глубже въ этой истинѣ, напечатлѣемъ ее въ умѣ и въ сердцѣ, чтобы намъ не быть невнимательными къ Божію руководству, которое объемлетъ всѣхъ, и особенно служащихъ Богу и къ Нему устремляющихся, и не оставляетъ никогда, но защищаетъ, сохраняетъ, утѣшаетъ, вразумляетъ и наставляетъ ко всякому спасительному пути, и чтобы нами не напрасно принята была благодать Божія (2 Кор. VI, I), но чтобы мы служили другъ другу каждый тѣмъ даромъ, какой кто получилъ, какъ вѣрные домостроители многоразличной благодати Божіей (1 Петр. IV, 10).

Мы всѣ въ рукѣ Божіей, какъ глина въ рукѣ горшечника (Римл. IX, 21). Мы всѣ твореніе Божіе и дѣло рукъ Его. Посему наша покорность, наша преданность Богу должны быть всецѣлыя. Богъ созидаетъ каждаго въ сосудъ благопотребный, по Своему всеблагому изволенію, сообразно естественнымъ способностямъ и дарованіямъ каждаго, освящая ихъ и возвышая, при собственномъ содѣйствіи нашемъ въ дѣлѣ нашего обновленія, и даруетъ каждому свой жребій служенія. Въ большомъ домѣ, говоритъ св. апостолъ, есть не только золотые и серебряные сосуды, но и деревянные и глиняные, и одни въ почетномъ, а другіе въ низкомъ употребленіи. И такъ если кто будетъ хранить себя чистымъ отъ пороковъ, тотъ будетъ сосудъ въ чести, освященный, благопотребный для Владыки, годный на всякое доброе дѣло. (2 Тим. II, 20, 21).

Такъ, Господь нашъ І. Христосъ избралъ и воспиталъ Своихъ возлюбленныхъ учениковъ Своимъ личнымъ съ ними присутствіемъ, и далъ имъ жребій апостольскаго служенія. О св. ап. Павлѣ, во дни обращенія его, свидѣтельствовалъ: сей человѣкъ есть Мое избранное орудіе, и понесетъ имя Мое къ народамъ и царямъ и сынамъ израилевымъ. И Я покажу ему, сколько онъ долженъ пострадать за имя Мое. (Дѣян. IX, 15). Орудіе избранное Божіе былъ и первосвятитель церкви казанской, чтобы пронести имя Божіе къ племенамъ татарскимъ и языческимъ, обратить сердца ихъ отъ нечестія въ вѣру Христову.

Что же остается намъ дѣлать, какъ не то одно, чтобы быть внимательными, подобно всѣмъ святымъ Божіимъ, къ Божію неизреченному смотрѣнію и попеченію о насъ, которымъ Онъ объемлетъ всѣхъ и каждаго на всѣхъ путяхъ жизни, отъ утробы матерней, обновляя и освящая благодатію Всесвятаго Духа, которую мы пріемлемъ въ таинствахъ св. церкви? И прилагая къ сему все стараніе (2 Пет. 1, 5), жить достойно Бога, всячески угождая Ему, во всякомъ дѣлѣ благомъ принося плодъ, и возрастая въ познаніи Бога, укрѣпляясь всякою силою подъ державою славы Его, во всякомъ терпѣніи и великодушіи съ радостію (Кол. 1, 10).

III. Этимъ путемъ шли къ славѣ вѣчной всѣ святые Божіи. Этимъ путемъ достигъ нетлѣнія и вѣнца жизни угодникъ Божій Гурій; подъ святительскимъ руководствомъ его, и мы всѣ, какъ духовныя чада его, да стремимся къ наградѣ вышняго званія Божія во Христѣ Іисусѣ, все почитая за соръ, чтобы пріобрѣсть Христа (Филип. III, 14, 8) и найтись въ Немъ неповинными всякаго грѣха, оправданными, и исполненными небесной доброты, и чтобы наконецъ быть участниками неизреченной славы Его со всѣми избранными. Аминь. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

 

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий