Поученіе. Соборъ Пресвятыя Богородицы

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Добродѣтели и совершенства Богоматери.

Соборъ Пресвятыя Богородицы

Соборъ Пресвятыя Богородицы

I. Вчера церковныя пѣсни прославляли Рожденнаго въ вертепѣ и ясляхъ, а нынѣ Виновницу радости нашей, Пресвятую Богородицу.

Праздникъ этотъ называется соборомъ потому, что древніе христіане имѣли обычай въ этотъ день собираться въ св. храмы для прославленія Богоматери.

II. Въ день собора вѣрующихъ для прославленія Пресвятыя Дѣвы Маріи укажемъ главнѣйшія добродѣтели и совершенства, коими украшалась на земли Пресвятая Дѣва, не дерзая входить въ самую глубину благодати на Ней почивавшей.

а) Первая добродѣтель, и вмѣстѣ основаніе всѣхъ добродѣтелей человѣческихъ, есть преданность въ волю Божію съ забвеніемъ собственной воли. Необходимая для человѣка добродѣтель сія постоянно преисполняла собою всю душу и всю жизнь св. Дѣвы Маріи. Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему! сказала Она архангелу, благовѣствовавшему Ей зачатіе Сына Божія. По видимому, не трудно было изъявить таковую преданность въ то время, когда слѣдовало рѣшиться не на что либо прискорбное и уничиженное, а на честь и славу — быть Матерію Сына Божія: но на самомъ дѣлѣ это былъ верхъ преданности и самоотверженія человѣческаго. Ибо, во первыхъ, къ сану и званію Матери Божіей принадлежало, какъ мы увидимъ, множество скорбей и искушеній, такихъ притомъ, кои не посѣщаютъ самыхъ великихъ подвижниковъ благочестія. Посему сказать: се раба Господня, значило сказать: се, Я готова на всѣ лишенія, скорби и страданія, — готова на то, чтобы оружіе прошло самую Мою душу! (Лук. 2, 35). Самое достоинство Матери Божіей, хотя есть высшее всѣхъ достоинствъ, но для души, истинно смиренной, какова была душа Маріи, рѣшиться на пріятіе его еще труднѣе, нежели рѣшиться на скорби: ибо послѣднія человѣкъ смиренный почитаетъ естественною своею долею и принадлежностію за свое нравственное несовершенство, — а стать выше херувимовъ и серафимовъ — какъ подобало Матери Божіей, — на это душу воистину смиренную могла преклонить одна безпредѣльная преданность въ волю Божію. И сія-то преданность во всей силѣ выразилась въ словахъ Приснодѣвы: се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему! Сказано такъ одинъ разъ — архангелу; а исполняемо было всегда, не только предъ ангелами, но и предъ упорными врагами истины и правды. Ничто не могло поколебать сей преданности въ Маріи, — ни самый крестъ Сына Ея, поколебавшій собою всю землю.

б) Вторая добродѣтель души праведной есть чистота тѣла и духа: ею украшаются всѣ рабы Божіи: но никто не украшался въ такой полнотѣ, какъ Пресвятая Дѣва. По сей-то добродѣтели Она, принадлежа еще къ ветхому завѣту, гдѣ безбрачное состояніе было какъ бы даже противно закону, обѣщавшему въ награду за исполненіе его многочадіе и многочисленное потомство, — избрала для Себя на всю жизнь дѣвство, и такимъ образомъ показала въ Себѣ примѣръ совершенства, принадлежащаго завѣту новому. По сей-то добродѣтели Преблагословенная не прежде согласилась на благовѣстіе архангела, какъ узнавъ, что исполненіемъ его надъ Нею не нарушится нисколько святый обѣтъ дѣвства. Ибо что Она говоритъ ему? како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю? (Лук. 1, 34). Какъ бы, то есть, такъ рекла Она: дѣло, о которомъ ты повѣдаешь, все и во всемъ зависитъ отъ того, могу ли Я при немъ остаться въ безбрачномъ состояніи, Мною для Себя избранномъ: если могу, то Я готова послужить тайнѣ; если нѣтъ, то да пройдетъ благовѣстіе твое на голову иную! — Вотъ до чего, какъ видите, простиралась любовь къ чистотѣ духа и тѣла въ Пречистой!

в) Третья добродѣтель душъ святыхъ есть мужественное перенесеніе скорбей и искушеній. Св. Дѣва Марія, послѣ Сына Своего и Бога, есть первый и высочайшій примѣръ этой добродѣтели. Какого искушенія не перенесла Она, какой скорби не вытерпѣла? Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14), то есть, зачалось отъ Духа во чревѣ Приснодѣвы: для послѣдней изъ матерей есть въ подобномъ положеніи ослаба и снисхожденіе; для Матери Сына Божія — нѣтъ его! Святый обрученникъ, не вѣдая тайны, подозрѣваетъ Ее въ бракоокрадованіи!.. Что можетъ быть тяжелѣе сего искушенія? Но св. Дѣва преноситъ его безмолвно. — Одно слово Ея могло бы успокоить старца, а съ нимъ и Ее самую, и разсѣять подозрѣнія; но Она не смѣетъ сказать сего слова, потому что это тайна промысла — страдаетъ и безмолвствуетъ! Приближается потомъ время рожденія — тутъ еще болѣе нуженъ покой; а Матери Сына Божія надлежало въ это самое время итти въ Виѳлеемъ съ Іосифомъ, чтобы подвергнуться переписи народной. Въ самую минуту рожденія не достаетъ мѣста въ обители; и Марія идетъ для сего въ вертепъ, полагаетъ рожденнаго во яслѣхъ!.. Едва радость о родившемся заставляетъ забыть стѣсненность Своего положенія, какъ мечъ Ирода простирается уже надъ вертепомъ; и Матерь съ Отрочатемъ принуждена бѣжать въ Египетъ тѣмъ путемъ, коимъ и среди дня донынѣ съ трудомъ проходятъ люди самые крѣпкіе и вооруженные.

Подражая евангелисту, преходимъ въ молчаніи годы послѣдующіе. Се, Марія уже на Голгоѳѣ. Какое мученіе для сердца Матери видѣть на крестѣ въ мукахъ Сына, Того Сына, Который зачатъ отъ Духа Святаго, Который, по прореченію архангела, имѣлъ воцариться въ дому Іаковли во вѣки!.. (Лук. 1. 33). Чужіе не могли выносить сего зрѣлища, и возвращались съ Голгоѳы, біюще въ перси своя (Лук. 23, 48); а Матерь Іисуса стоитъ у креста въ безмолвіи, — погруженная мыслію въ бездну путей Божіихъ. Что можетъ сравниться съ этимъ святымъ мужествомъ духа и сердца?

III. Не продолжимъ повѣствованія о величіи Честнѣйшей херувимъ. Вмѣсто прославленія Пречистыя поспѣшимъ обратиться къ Ней же съ молитвою. О чемъ? Паче всего о томъ, чтобы Ея благодатнымъ содѣйствіемъ и въ нашей нечистой душѣ отразился хотя малый и слабый образъ тѣхъ добродѣтелей и совершенствъ, кои украшали Ее на земли, — чтобы мы въ дѣйствіяхъ своихъ водились и управлялись не своими суетными желаніями, а пресвятою волею Божіею, — чтобы сохраняли, сколько возможно, душу и тѣло свое отъ сквернъ мірскихъ, и чтобы умѣли благодушно переносить тѣ бѣдствія и печали, кои встрѣчаютъ насъ на пути нашего земного странствія. Аминь. (Сост. по проп. Иннокентія, архіеп. херс. и тавр., т. III).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий