Поученіе. Срѣтеніе Господне

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О благопристойномъ поведеніи въ храмѣ.

 Сретение Господне  Греция. Афон, монастырь Дионисиат, XVI век

 I. Въ ветхозавѣтномъ храмѣ іерусалимскомъ молитвенныя дѣйствія и жертвоприношенія совершаемы были по точнымъ указаніямъ обрядоваго закона. Посему старецъ Іосифъ и Марія Богоматерь, пришедши туда и принести младенца Іисуса, въ сороковой день по рождествѣ Его, все тамъ исполнили такъ, какъ было предписано въ законѣ Господни.

Вмѣсто храма іудейскаго у насъ храмы христіанскіе; вмѣсто закона обрядоваго, ветхозавѣтнаго — у насъ свой законъ церковный, богослужебный.

Мы, чада церкви православной, обязаны согласовать всѣ свой дѣйствія въ храмѣ съ симъ церковнымъ закономъ.

Нашъ законъ церковный есть законъ I. Христа. Онъ учредилъ Свою церковь и въ ней священноначаліе. Апостоламъ и ихъ преемникамъ изрекъ Онъ: слушаяй васъ, Мене слушаетъ (Лук. 10, 16); и чтобы они правили и законополагали въ церкви, даровалъ имъ благодать Св. Духа. Святые соборы и богоносные отцы «всѣ отъ тогожде единаго Духа бывъ просвѣщены, полезное узаконили» (VII Всел. соб., прав. 1). Подъ ихъ руководствомъ и въ ихъ направленіи дѣйствуетъ и ныне церковная власть. Всякое общество имѣетъ свой уставъ и обязуется не отступать отъ него. Мы, какъ члены православной церкви, строго ли исполняемъ ея установленія; собираясь въ храмъ, соблюдаемъ ли здѣсь во всемъ ею требуемую благопристойность?

II. Чтобы ближе судить объ этомъ, возьмемъ нѣсколько примѣровъ.

а) 8ъ церкви не должно не только смѣяться (хотя бы внезапно и оказалось что-либо возбуждающее смѣхъ), но и разговаривать. Здѣсь требуется благоговѣйное молчаніе. Допустившимъ безпорядокъ въ священныхъ собраніяхъ апостолъ далъ упрекъ: или о церкви Божіей нерадите (1 Кор. 11, 22). Приведя сіи слова, св. Златоустъ (На Кор., Бес. 36, отд. 6) продолжаетъ: «позвольте и мнѣ сказать тѣмъ, которые здѣсь разговариваютъ: развѣ вы не имѣете домовъ для пустословія? Или нерадите о церкви Божіей, и развращаете желающихъ сохранить спокойствіе? — Церковь не есть мѣсто для разговоровъ».

б) Въ древнія времена мужчины, женщины, дѣвицы и дѣти за богослуженіемъ помѣщались отдѣльно (Апост. Пост. кн. II, гл. 57, стр. 91 и слѣд.). Если нынѣ не вездѣ это соблюдается, то церковный порядокъ непреложно требуетъ, чтобы всякій оставался на своемъ мѣстѣ и не переходилъ на другое. Между тѣмъ для иныхъ какъ будто скучно стоять на одномъ мѣстѣ.

в) Не та же ли скука и совсѣмъ нѣкоторыхъ уводитъ изъ храма, прежде окончанія службы? — Быть можетъ, выходить изъ церкви они не считаютъ и грѣхомъ.

А какое строгое дано св. апостолами правило: «вѣрныхъ, входящихъ въ церковь, но не пребывающихъ въ молитвѣ до конца, яко безчиніе въ церкви производящихъ, отлучати должно отъ общенія» (Прав. 9).

г) Бываютъ даже набожныя дѣйствія, однако съ порядкомъ церковнымъ несогласныя. Въ великіе праздники колѣнопреклоненія въ храмѣ отмѣняются (1 Всел. соб., прав. 20). Не смотря на то, иные молящіеся, въ чувствѣ покаянія, даже и на пасхальныхъ службахъ повергаются долу и стоятъ на колѣняхъ Или еще: цѣлованіе иконъ есть святой обычай, но прикладываться къ иконамъ, кто когда захочетъ во время богослуженія, запрещается (Сб. церк. пост. Барс., томъ I, стр. 962).

Надобно это дѣлать или прежде, или послѣ службы.

III. Не такъ держатъ себя въ храмѣ люди благоговѣйные, въ своемъ внѣшнемъ поведеніи они сохраняютъ полное приличіе, ни на одно мгновеніе не забывая, гдѣ находятся. Св. Григорій Богословъ говоритъ о своей матери Ноннѣ: «она чествовала святыню молчаніемъ,никогда не обращала хребта къ досточтимой трапезѣ, не плевала на полъ въ Божіемъ храмѣ» (Твор., ч. II, стр. 9). Будемъ остерегаться и мы всего, чѣмъ могли бы мы нарушить благо приличіе церковное. Въ священныхъ собраніяхъ, по заповѣди апостольской, «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ слова Сергія, митр московски см. Душ. чт. за 1888 г. мѣс. мартъ, стр. 341—343).

 Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий