Поученіе. Страданія преподобныхъ: Іоанна, Сергія, Патрикія и прочихъ, избіенныхъ сарацинами въ лаврѣ св. Саввы

    Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Грѣхъ человѣкоубійства.

I. Съ седьмого вѣка окрестности Іерусалима безпрестанно подвергались нападеніямъ хищныхъ сарацынъ. Они не щадили даже мирныхъ отшельническихъ обителей, хотя въ нихъ укрывались пустынники, не имѣвшіе никакихъ земныхъ богатствъ. Однажды, въ самую всенощную на Вербное воскресеніе, въ лавру святаго Саввы дошелъ слухъ, что варвары собираются напасть на обитель въ значительномъ числѣ.

Братія рѣшились не удаляться изъ лавры, ибо, предавшись вполнѣ Господу и заживо умерши міру, они не страшились смерти. Они стали еще пламеннѣе молиться, готовясь перейти въ лучшую жизнь. Дѣйствительно въ Великій четвертокъ сарацыны съ великою силою напали на обитель и тотчасъ же предали смерти нѣкоторыхъ иноковъ. Другихъ же они собрали въ церковь и стали допрашивать, гдѣ скрыты сокровища монастырскія. «Искупите себя и церковь вашу четырьмя стами златницъ, говорили варвары отцамъ святымъ, иначе мы васъ всѣхъ умертвимъ».

— Не проливайте напрасно крови нашей, кротко отвѣчали иноки; столько золота не имѣли мы никогда; возьмите бѣдныя одежды наши; другого имущества вы у насъ не найдете.

Варвары не вѣрили словамъ иноковъ и старались мученіями допытать отъ нихъ, гдѣ скрыты ихъ сокровища. Была въ обители пещера, въ которой нѣкогда подвизался св. Савва, основатель лавры. Туда свели они всѣхъ иноковъ и передъ входомъ пещеры, собравъ хворосту, зажгли великій огонь. Иноки задыхались отъ смрада и дыма; варвары же продолжали спрашивать ихъ о скрытыхъ сокровищахъ, но въ отвѣтъ слышали только мольбы къ Богу отъ задыхавшихся братьевъ. Осьмнадцать человѣкъ скончалось въ пещерѣ; другіе были усѣчены мечемъ, или инымъ образомъ замучены до смерти. Извѣстны церкви имена только Іоанна, Сергія и Патрикія, но память всѣхъ иноковъ, пострадавшихъ отъ сарацынъ въ Великій четвертокъ, совершается 20-го марта. За тѣмъ съ награбленнымъ имуществомъ злодѣи отправились домой, но были наказаны невидимою силою и всѣ въ пути погибли.

 II. Изумительны пути промысла Божія, допустившаго невинныхъ, по-видимому, людей пострадать отъ руки злодѣевъ. Быть можетъ Господь чрезъ допущеніе мученической кончины отъ рукъ злодѣевъ преподобныхъ отецъ восхотѣлъ ихъ увѣнчать мученическимъ вѣнцомъ и вмѣстѣ съ симъ сдѣлать ихъ причастниками большаго блаженства въ царствіи небесномъ; быть можетъ здѣсь были иныя причины, которыхъ мы не будемъ изслѣдовать своимъ слабымъ умомъ, ибо пути промысла Божія всегда премудры и всеблаги, но неисповѣдимы. Обратимъ лучше въ настоящемъ случаѣ свое вниманіе на то, что убійцы преподобныхъ иноковъ на пути въ дома свой съ награбленнымъ имуществомъ были наказаны смертію невидимою силою Божіею.

а) Возобновляя благословеніе роду человѣческому послѣ потопа, Господь положилъ одинъ неизмѣнный законъ для убійцъ: кто прольетъ кровь человѣческую, того и самого кровь прольется между человѣками, ибо человѣкъ созданъ по образу Божію. Я взыщу, говоритъ Господь, вашу кровь, взыщу ее отъ всякаго звѣря, взыщу также душу человѣка отъ руки человѣка, брата его“ (Быт. 9, 5, 6). Такъ важна въ очахъ Божіихъ земная жизнь человѣка, созданнаго по образу Божію, что Господь положилъ Своимъ судомъ отомщать убійство человѣка, совершенное не только человѣкомъ, который можетъ и долженъ сознавать тяжесть этого преступленія, но и убійство, совершенное дикими, неразумными звѣрями: взыщу кровь вашу отъ всякаго звѣря. Потому-то и бываетъ, что убійство человѣка между людьми никогда почти не остается неотмытымъ, ненаказаннымъ. Вотъ, наприм., разсказъ, показывающій, какъ было открыто одно тайное человѣкоубійство. Жили два друга и жили душа въ душу. Разъ они куда-то ѣхали и остановились на ночлегъ въ одномъ городѣ: одинъ остановился у своего знакомаго, а другой, у котораго тамъ не было никого, ни родныхъ, ни друзей, долженъ былъ остановиться въ трактирѣ. Вотъ первый, остановившійся у своего хорошаго знакомаго, легъ, заснулъ, и видитъ сонъ, будто къ нему является другъ его, остановившійся въ трактирѣ, и говоритъ: „приди, пожалуйста, ко мнѣ: хозяинъ меня обижаетъ и даже хочетъ убить». Этотъ сонъ такъ сильно встревожилъ его, что онъ проснулся и пошелъ было въ трактиръ выручить изъ бѣды пріятеля, но дорогой раздумалъ, полагая, что сонъ — бредъ, пустяки, и воротилси домой. Но только что онъ уснулъ, опить видитъ во снѣ, будто пріятель его, плавая въ своей крови и умирая, упрекаетъ его за то, что онъ не пришелъ къ нему на помощь, и говоритъ: „я ужъ убитъ трактирщикомъ, тѣло мое изрѣзано на куски, вывезено моимъ убійцею за такія-то городскія ворота и тамъ зарыто въ навозѣ». Этотъ сонъ еще болыпе встревожилъ спавшаго: онъ проснулся и тотчасъ же побѣжалъ за городскія ворота, гдѣ и нашелъ своего друга въ такомъ именно положеніи, въ какомъ сказано ему было во снѣ, и предалъ убійцу суду. (См. кн. «Минуты пастырскаго досуга», еписк. Гермогена, т. П, стр. 764-765). б) А если бы гдѣ и умножились случаи человѣкоубійствъ, и по самому множеству ихъ могли иногда укрыться отъ взора человѣческаго правосудія, не могутъ они укрыться отъ очей Божіихъ, не могутъ избѣжать праведнаго суда Его. Пророкъ Исаія говоритъ, что въ то время, когда Господь хотя и долготерпѣливый, но вмѣстѣ и правосудный, пошлетъ гнѣвъ Свой на преступниковъ, тогда самая земля откроетъ поглощенную ею кровь и не сокроетъ избіенныхъ (Ис. 26, 21). И не только бѣдствія на землѣ преслѣдуютъ убійцу, но и отъ Бога онъ удаляется такъ, что не дойдутъ до Бога молитвы его. „Когда вы простираете ко Мнѣ руки ваши, говоритъ Господь, Я закрываю отъ васъ очи Мой, и когда вы умножаете моленія ваши, Я не слышу, потому что руки ваши полны кровиа (Ис. 1, 15).

III. Братія! Будемъ же всегда помнить заповѣдь закона Божія: не убій! которая запрещаетъ не только отнимать жизнь у ближняго, но даже гнѣваться на него напрасно, поносить и злословить его, ибо всякій, гнѣвающійся на брата своего, есть по суду слова Божія человѣкоубійца. Будемъ помнить и слѣдующія грозныя пророческія слова нашего Господа: вси пріимшіи ножъ ножемъ погибните (Матѳ. 26, 52). (Свящ. Гр. Дьяченко).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий