Поученіе. Св. Ѳеодоръ — епископъ едесскій

Прот. Григорій Дьяченко

Храмъ Божій источникъ благословеній Божіихъ.

I. Изъ жизни нынѣ прославляемаго св. Ѳеодора, епископа едесскаго, извѣстно, что въ дѣтствѣ онъ былъ весьма неспособный къ ученію мальчикъ и только послѣ усердной молитвы въ храмѣ онъ чуднымъ видѣніемъ получилъ откровеніе, что даръ премудрости ему ниспосланъ свыше, и вмѣстѣ съ симъ было предсказано ему его будущее епископское служеніе.

II. Изъ этого мы видимъ, братія, что храмъ есть мѣсто и источникъ Божіихъ благословеній.

а) Миромъ и радостью наполнено сердце всякаго усердно молившагося въ храмѣ Божіемъ, а отъ избытка сердца глаголютъ и уста: ему желалось бы подѣлиться чувствомъ радостнымъ и съ присными своими. И на долго остается въ его сердцѣ это чувство благодатное; оно обновляетъ его душу, освѣжаетъ и укрѣпляетъ силы, утомленныя будничнымъ трудомъ; бодро онъ выходитъ на другой день на новый трудъ, и Богъ благословляетъ добрымъ успѣхомъ его начинанія.

б) Напротивъ, нѣтъ мира и радости у тѣхъ, кто не освящаетъ праздники молитвою въ храмѣ Божіемъ; такой небрежный къ своему св. долгу христіанинъ работаетъ, не зная праздниковъ Божіихъ, работаетъ, какъ рабъ купленный, и все же у него не спорится ничего: на его трудахъ, видимо, пѣтъ Божія благословенія! А сколько такихъ, которые и въ церковь нейдутъ, и дѣла не дѣлаютъ, или, что еще хуже: люди въ храмъ Божій, а они—въ корчемницу! Будетъ ли на ихъ трудахъ, почивать Божіе благословеніе?

в) Ищите, сказалъ Спаситель, прежде всего ищите, царствія Бооюія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Исполните прежде заповѣдь Божію, почтите праздникъ Божій молитвою во храмѣ Божіемъ, а о житейскомъ на этотъ день отложите попеченіе: этотъ день не вашъ, а Божій, — Богу его и отдайте. Богъ знаетъ ваши нужды, ваши земныя дѣла и заботы, и повѣрьте: Онъ благословитъ васъ за исполненіе Его заповѣди добрымъ успѣхомъ въ дѣлахъ вашихъ. Въ „Прологѣ “ (9 іюля) есть такой разсказъ: были два сосѣда — оба портные; у одного было много дѣтей, да отецъ и мать старики, и онъ безъ нужды кормилъ все семейство ремесломъ своимъ, причемъ неопустительно каждый день и въ церковь ходилъ. Сосѣдъ его былъ искуснѣе его по работѣ и работалъ неустанно, даже въ воскресные дни, а въ церковь вовсе не ходилъ; однако же и одного себя не могъ прокормить... И вотъ позавидовалъ этотъ послѣдній первому и разъ говоритъ ему съ досадою: „и откуда это у тебя все берется? Я работаю больше тебя, а живу какъ нищій" ... Тотъ отвѣчалъ ему: „я хожу каждый день въ церковь и каждый разъ нахожу на дорогѣ по золотому; вотъ понемногу я и разбогатѣлъ. Хочешь — я буду заходить за тобой, и что найдемъ—будемъ дѣлить пополамъ?а Сосѣдъ охотно согласился, и сталъ ходить съ нимъ въ церковь. И Богъ благословилъ его за это, и онъ скоро разбогатѣлъ. Тогда говоритъ ему добрый сосѣдъ: „видишь ли, другъ мой, какъ полезно ходить въ церковь Божію? Но повѣрь мнѣ: никогда никакого золота я не находилъ на дорогѣ, а ходилъ въ храмъ Божій просто потому, что вѣдь Самъ Богъ обѣщалъ: ищите прежде царствія небеснаго, а все прочее вамъ приложится. Самъ видишь, — я не солгалъ: и тебѣ Богъ приложилъ за твое усердіе къ храму Божію.

г) Всѣ отговорки о томъ, что можно обойтись и безъ молитвы въ домѣ Божіемъ весьма неразумны.

„Дома помолюсь”, говоришь ты. А знаешь ли, братъ, что одно „Господи помилуй", произнесенное въ церкви съ соборомъ вѣрующихъ, стоитъ цѣлой сотни земныхъ поклоновъ твоей домашней молитвы? Церковь постановила въ праздники быть въ храмѣ Божіемъ, и надобно ея слушаться, а не мудрствовать по своему: „дома помолюсь". Да еще и то надобно сказать: правду ли говоришь, что помолишься?

„Господь не взыщетъ", говоришь ты. А знаешь ли, чьи слова повторяешь? Это вѣдь слова того нечестивца, о которомъ говоритъ царь Давидъ въ псалмѣ 9-мъ: чесо ради прогнѣва нечестивый Бога? рече бо въ сердцѣ своемъ: не взыщетъ (Псал. 9, 34). Но что на это говоритъ св. царь и пророкъ Давидъ? — сокруши, Господи, мышцу грѣшному и лукавому: взыщется грѣхъ его и необрящется (ст. 36)—такъ, сокруши, чтобы потомъ искать и не найти его нечестія! — „Не взыщетъ", говоритъ иной. Но знаетъ ли онъ, что вотъ за эту его безпечность, за то, что онъ прикрываетъ свою лѣность Якобы надеждою на Божіе милосердіе, Богъ и взыщетъ съ него, и строго взыщетъ грѣхъ его нерадѣнія къ храму Божію, къ службѣ церковной! Есть весьма много примѣровъ, какъ Господь наказывалъ нерадивыхъ въ посѣщеніи храма Божія: то отнималъ здоровье, то не благословлялъ нивы ихъ, то попускалъ разныя несчастія отъ злыхъ людей и это продолжалось дотолѣ, доколѣ безпечные и нерадивые не исправлялись.

III. Ходите же, братія, чаще во храмъ Божій, особенно въ праздники: храмъ Божій — источникъ благословеній Божіихъ, — благословеній небесныхъ и земныхъ!.. (Сост. при помощи „Троицк. листк.“ № 336).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий