Поученіе. Св. Ѳеодоръ, епископъ едесскій

Прот. Григорій Дьяченко

Нужно молиться ко премудрости Наставнику и смысла Подателю, чтобы Онъ просвѣтилъ нашъ умъ и вразумилъ наше сердце къ познанію истины и добра.

I. Когда Ѳеодоръ, бывшій впослѣдствіи епископомъ едесскимъ, память коего совершается нынѣ, пришелъ въ отроческій возрастъ и былъ отданъ въ школу учиться грамотѣ, то оказался тупымъ и безпамятнымъ, а потому былъ малоуспѣшнымъ. За это наказывали его родители и учители и оскорбляли сверстники.

Бездарному отроку пришла наконецъ благая мысль просить у Бога разумѣнія, и онъ началъ часто ходить въ церковь и усердно молиться Богу о дарованіи ему памяти и разума. Однажды въ воскресный день Ѳеодоръ предъ литургіею вошелъ въ алтарь и скрылся подъ самымъ престоломъ. Архіерей началъ совершать литургію, а отрокъ Ѳеодоръ, молясь, заснулъ. Ему приснилось, что какой-то свѣтоносный отрокъ питалъ его медомъ, вручилъ ему жезлъ и благословилъ его. Пробудившись Ѳеодоръ вышелъ изъ подъ престола
и, по требованію архіерея, разсказалъ о своей бездарности, о своей молитвѣ и о сновидѣніи. Архіерей понялъ, что молитва отрока услышана, что ему сообщено ангеломъ Божіимъ дарованіе и предназначено Богомъ быть пастыремъ церкви,— и велѣлъ принять Ѳеодора въ клиръ. Съ этого времени дарованія отрока начали быстро развиваться, и онъ успѣлъ въ наукахъ такъ хорошо, что превосходилъ не только сверстниковъ, но и старшихъ себя. Онъ пріобрѣлъ познанія богословскія и философскія, и впослѣдствіи, какъ было ему предсказано, возведенъ въ санъ епископа. При жизни онъ славенъ былъ ревностнымъ и успѣшнымъ проповѣданіемъ христіанства и благочестіемъ, а по смерти прославленъ отъ Бога чудесами.

II. Не всякому даются отъ роду одинаковыя дарованія: у иного они сильнѣе и быстрѣе, у другого медленнѣе и тупѣе; но всякій можетъ и долженъ молить премудрости Наставника и смысла Подателя, чтобы Онъ просвѣтилъ ему умъ и вразумилъ его сердце къ познанію истины и добра.

Вотъ, по указанію слова Божія, побужденія къ исканію истины и вѣдѣнія.

а) Они дѣлаютъ человѣка мудрымъ: лучше знаніе, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто изъ желаемаго не сравнится съ нею. Послушайте наставленія, и будьте мудры и не отступайте отъ него (Притч. VIII, 10-11, 33).

б) Познанія содѣйствуютъ спасенію человѣка: изслѣдуйте писанія (Іоан. V, 39), (сказалъ Спаситель и Самъ отверзъ ученикамъ Своимъ умъ къ уразумѣли) писаній) (Лук. XXIV, 45).—И познаете истину, и истина сдѣлаетъ васъ свободными (Іоан. VIII, 32).— Вникай въ себя и въ ученіе; занимайся симъ постоянно: ибо, такъ поступая, и себя спасешь и слушающихъ тебя, пишетъ св. ап. Павелъ Тимоѳею (1 Тим. IV, 16).

в) Нерадѣніе въ изученіи истины сопровождается печальными послѣдствіями: уклоняющійся отъ ученія впадетъ въ бѣды, говоритъ Премудрый (Притч. 17, 16).

г) Нерадѣніе дѣтей о пріобрѣтеніи познаній и вообще о своемъ умственномъ развитіи причиняетъ родителямъ истинное горе, великія скорби: сынъ мудрый радуетъ отца, а сынъ глупый — огорченіе для его матери (Притч. X, 1).— Родилъ кто глупаго, — себѣ на горе, и отецъ глупаго не порадуется. Глупый сынъ — досада отцу своему и огорченіе для матери своей (X VII, 21, 25).
д) Всякій христіанинъ долженъ помнить, что мудрость и знаніе истины имѣютъ своимъ источникомъ Самого Бога и потому ниспосылаются отъ Него, какъ высшіе и драгоцѣннѣйшіе дары тѣмъ, которые достойны ихъ: „у Него премудрость и сила; Его совѣтъ и разумъ", читаемъ въ книгѣ Іова (XII, 13). „Онъ есть руководитель въ мудрости и исправитель мудрыхъ. Ибо въ рукѣ Его и мы и слова наши и всякое разумѣніе и искусство дѣланія", говоритъ Премудрый (Премудр. Солом. VII, 15—16) и продолжаетъ такъ: „Самъ Онъ даровалъ мнѣ неложное познаніе существующаго, чтобы познать устройство міра и дѣйствіе, стихій, начало, конецъ и средину Бременъ, смѣны поворотовъ и перемѣны Бременъ, круги годовъ и положеніе звѣздъ, природу животныхъ и свойства звѣрей, стремленія вѣтровъ и мысли людей, различія растеній и силы корней. Позналъ я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дыханіе силы Божіей и чистое изліяніе славы Вседержителя. Она есть отблескъ вѣянаго свѣта и чистое зеркало дѣйствія Божія и образъ благости Его“ (VII, 17—21, 25—26). „Всякая премудрость отъ Господа, и съ Нимъ пребываетъ во вѣкъ, говоритъ премудрый сынъ Сираховъ. Песокъ морей и капли дождя и дни вѣчности кто исчислитъ? Высоту неба и бездну и премудрость кто изслѣдуетъ? Источникъ премудрости—слово Бога всевышняго, и шествіе ея—вѣчныя заповѣди. Кому открытъ корень премудрости? и кто позналъ искусство ея? Одинъ есть премудрый,, весьма страшный, сѣдящій на престолѣ Своемъ, Господь. Онъ произвелъ ее и видѣлъ, и измѣрилъ ее, и излилъ ее на всѣ дѣла Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно надѣлилъ ею любящихъ Его. Кому благоволитъ Онъ, раздѣляетъ ее по Своему усмотрѣнію" (Сирах. I, 1-10; 14).

е) Желающіе достигнуть истиннаго вѣдѣнія должны просить его себѣ у Бога, по примѣру Соломона, который читалъ слѣдующую молитву о дарованіи ему премудрости: „Боже Отцевъ и Господи милости, сотворившій все словомъ Твоимъ и премудростію Твоею, устроившій человѣка, чтобы онъ владычествовалъ надъ созданными Тобою тварями и управлялъ міромъ свято и справедливо, и въ правотѣ души производилъ судъ! Даруй мнѣ присѣдящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня отъ отроковъ Твоихъ; ибо я рабъ Твой и сынъ рабы Твоей, человѣкъ немощный и кратковременный, и слабый въ разумѣніи суда и законовъ. Да хотя бы кто и совершенъ былъ между сынами человѣческими, безъ Твоей премудрости онъ будетъ признанъ за ничто. Съ Тобою премудрость, которая знаетъ дѣла Твой, и присуща была, когда Ты творилъ міръ, и вѣдаетъ, что угодно предъ очами Твоими и что право по заповѣдямъ Твоимъ. Ниспошли ее отъ святыхъ небесъ, и отъ престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспѣшествовала мнѣ въ трудахъ моихъ, и чтобъ я зналъ, что благоугодно предъ Тобою. Ибо она все знаетъ и разумѣетъ, и мудро будетъ руководить меня въ дѣлахъ моихъ и сохранитъ меня въ своей славѣ. Ибо какой человѣкъ въ состояніи познать совѣтъ Божій? Помышленія смертныхъ нетверды и мысли наши ошибочны; ибо тлѣнное тѣло отягощаетъ душу, и эта земная храмина подавляетъ многозаботливый умъ. Мы едва можемъ постигать и то, что на землѣ, и съ трудомъ понимаемъ то, что подъ руками, а что на небесахъ, кто изслѣдовалъ? Волю же Твою кто позналъ бы, если бы Ты не даровалъ премудрости и не ниспослалъ свыше Святаго Твоего Духа? И такъ исправились пути живущихъ на землѣ, и люди научились тому, что угодно Тебѣ“ (Премудр. Солом. IX, 1— 6, 9—11; 13-18).

ж) Но, братіе мой, для того, чтобы можно было человѣку надѣяться на дарованіе ему божественной помощи въ дѣлѣ пріобрѣтенія истиннаго вѣдѣнія, онъ долженъ стараться быть достойнымъ .того по своей благочестивой жизни. „Въ лукавую душу— запомните это, благочестивые слушатели — не войдетъ премудрость и не будетъ обитать въ тѣлѣ, порабощенномъ грѣху. Ибо Святый Духъ премудрости удалится отъ лукавства и уклонится отъ неразумныхъ умствованій" (Премудр. Солом. I, 3—5).— Вѣнецъ премудрости — страхъ Господень, произращающій миръ и невредимое здравіе; но то и другое — дары Бога, Который распространяетъ славу любящихъ Его. Если желаешь премудрости, соблюдай заповѣди, и Господь подастъ ее тебѣ. Ибо премудрость и знаніе есть страхъ предъ Господомъ, и благоугожденіе Ему — вѣра и кротость (Сирах. I, 18, 26—27).

III. Молитвами свят. Ѳеодора, епископа едесскаго, получившаго премудрость отъ Бога, да даруетъ намъ Господь Свою помощь въ дѣлѣ познанія Его спасительныхъ заповѣдей. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий