Поученіе. Св. Андрей, еп. Критскій

Прот. Григорій Дьяченко

О томъ, какъ должно каяться.

I. Св. Андрей, епископъ Критскій родился въ Дамаскѣ, въ 7-мъ вѣкѣ, и, исцѣленный отъ нѣмоты послѣ причащеніи св. таинъ, посвятилъ себя чтенію слова Божія, а на 14-тилѣтнемъ возрастѣ принятъ былъ патріархомъ Софроніемъ въ клиръ іерусалимской церкви. Когда арабы взяли святый градъ, Андрей оставался жить здѣсь.

Въ санѣ архидіакона онъ присутствовалъ на 6-мъ Вселенскомъ соборѣ и обличалъ еретиковъ, которые признавали во Христѣ единую божественную волю. По возвращеніи съ собора, Андрей посвятилъ себя молитвѣ и заботамъ о бѣдныхъ и больныхъ. Потомъ, поставленный въ архіепископы острова Крита (нынѣ Кандія, на средиземномъ морѣ), онъ мудро правилъ своей паствой, назидая ее словомъ и житіемъ. Молитвами своими онъ спасъ островъ отъ нашествія сарацинъ. Будучи призванъ въ Константинополь по дѣламъ церковнымъ, Андрей, на возвратномъ пути, предсказалъ, что не увидитъ острова Крита. Дѣйствительно, онъ скончался на островѣ Митиленѣ, не доѣхавъ до Крита. Изъ пѣснопѣній св. Андрея важнѣйшимъ считается покаянный канонъ, который читается въ великомъ посту на повечеріяхъ первой седмицы и на утрени въ четвергъ пятой седмицы. Здѣсь св. Андрей оплакиваетъ горестное состояніе грѣшника и, изображая лица и событія ветхаго и новаго завѣта, учитъ насъ сокрушаться о грѣхахъ и уповать на милосердіе Божіе. Великій канонъ былъ привезенъ въ Константинополь вмѣстѣ съ жизнеописаніемъ св. Маріи египетской, которое написалъ св. Софроній, патріархъ іерусалимскій, и тогда же оба эти творенія включены въ великопостную службу.

II. Св. Андрей критскій, составившій свой безсмертный великій канонъ покаянія, побуждаетъ насъ, братія, побесѣдовать съ вами о томъ, какъ должно каяться.

Цѣль говѣнія нашего есть приготовленіе къ неосужденному принятію св. Христовыхъ таинъ, къ принятію Самого Господа, Который говоритъ: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ. Какъ Господь есть пречистъ, а мы нечисты, то пріобщенію св. пречистыхъ Христовыхъ таинъ предшествуетъ у насъ очищеніе совѣсти и полученіе всепрощенія въ таинствѣ покаянія.

Кто чистъ, съ тѣмъ уже несомнѣнно сообщится Христосъ Спаситель: Онъ любообщителенъ, Самъ ищетъ общенія съ нами, и если не общится, причина сему наша нечистота. Стало-быть, главное въ насъ дѣло есть очищеніе совѣсти и полученіе прощенія въ таинствѣ покаянія. Вотъ на это и обратимъ нынѣ всю свою заботу и попеченіе.

Очистится отъ грѣховъ и получитъ прощеніе тотъ, кто, какъ должно, покается. Спрашивается теперь: Кто же какъ должно кается... Тотъ, кто познаетъ свои грѣхи и сознается въ нихъ искренно; сознавшись, сокрушается о нихъ и оплакиваетъ ихъ; сокрушившись же и оплакавши, полагаетъ твердое намѣреніе болѣе не оскорблять Бога своими грѣхами; а наконецъ, въ сихъ расположеніяхъ смиренно исповѣдуетъ всѣ грѣхи свои предъ духовникомъ, чтобы получить разрѣшеніе въ нихъ и явиться къ чашѣ Господней оправданнымъ и чистымъ предъ очами Божіими.

а) Итакъ озаботьтесь познать свои грѣхи и сознаться въ нихъ. Познать свои грѣхи значитъ сказать, что такой-то и такой грѣхъ совершенъ нами; а сознаться въ нихъ — значитъ осудить себя въ нихъ, сказать: «виноватъ», не допуская никакихъ оправданій и извиненій. «Согрѣшилъ», «виноватъ» — сіи два слова надобно произнести прежде всего и произнести искренно.

Посмотрите же: въ чемъ и какъ согрѣшили вы? Не думаю, чтобы это было трудно. Заповѣди вѣдомы и совѣсть есть. Заповѣдь укажетъ, что слѣдовало намъ дѣлать, а совѣсть засвидѣтельствуетъ, сдѣлано ли то нами, или нѣтъ. Для сего просмотри заповѣди десятословія и заповѣди о блаженствахъ и смотри, какая заповѣдь нарушена и какихъ добродѣтелей не достаетъ въ сердцѣ. Какъ въ зеркалѣ чистомъ, когда въ него смотрятъ съ не закрытыми и не запорошенными глазами, видны и малыя крапинки на лицѣ, такъ обнаружатся всѣ наши проступки и грѣхи въ словахъ, дѣлахъ и помышленіяхъ, когда заставимъ совѣсть свою смотрѣться въ зеркало заповѣдей Божіихъ, въ словѣ Божіемъ указанныхъ.

Останется только приложить къ сему осужденіе себя, сознаніе своей виновности, и это придетъ, когда отвергнемъ всякое оправданіе себя ни обстоятельствами жизни, ни родомъ служенія и условіемъ отношеній, ни увлеченіями, ни невѣдѣніемъ, словомъ ничѣмъ, а сдѣлаемъ такъ, чтобъ, коль скоро замѣченъ грѣхъ, искренно говорить: «виноватъ, безотвѣтно виноватъ».

б) Сознавши грѣхи, надо оплакать ихъ, сокрушаться о томъ, что они сдѣланы. Кто искренно сказалъ: «виноватъ», тому не далеко отъ того, чтобы сказать: «зачѣмъ же все это мною надѣлано?» — пожалѣть о томъ, устыдить себя, поболѣть предъ Господомъ, устрашиться суда Его и бѣды, ожидающей того, кто останется неоправданнымъ въ грѣхахъ своихъ! Не далеко до сего, однакожъ и это требуетъ труда надъ собою, самоуправленія и самопринужденія, ибо есть окаменѣніе сердца, по которому, и сознавая грѣхи, и не имѣя чѣмъ оправдаться въ нихъ, говорятъ: «что-же такое?» Помяни, сколько разъ говорилъ ты: «не буду», «не буду», и все грѣшилъ и еще болѣе и упорнѣе, чѣмъ прежде; помяни, что никто тебя не принуждалъ: самъ по злому нраву своему грѣшилъ и оскорблялъ въ лицо Бога, Который все видитъ, и руку Его, которою Онъ останавливалъ тебя, ты отрывалъ. Помяни смерть, судъ, адъ; помяни и прочее все, чѣмъ надѣешься сокрушить упорное сердце свое. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи въ движеніе. Къ симъ размышленіямъ приложи молитву къ Господу, чтобы Владыка всяческихъ далъ тебѣ возобладать надъ сердцемъ своимъ. Что за покаяніе, въ которомъ нѣтъ печали, сокрушенія!

в) Вслѣдъ за болѣзнію сердца о грѣхахъ придетъ намѣреніе отстать отъ нихъ, не оскорблять ими болѣе Господа и не губить себя. То покаяніе не истинное, послѣ котораго опять впадаютъ въ прежніе грѣхи безъ всякой борьбы съ своими страстями и похотями, и безъ усердной слезной просьбы о помощи свыше и безъ всякихъ духовныхъ средствъ и упражненій, каковы, напр. постъ, удаленіе отъ соблазновъ, усердное чтеніе слова Божія, частая исповѣдь, причащеніе животворящихъ таинъ и т. п. средства, которыя обезпечиваютъ нашу побѣду въ борьбѣ съ плотію, міромъ и діаволомъ.

г) А за симъ послѣдуетъ исповѣданіе грѣховъ самое искреннее, и разрѣшеніе ихъ самое дѣйственое. И совершится покаяніе во истину спасительное.

А то, что пользы, если безъ чувствъ, со скукою или разсѣяніемъ будемъ стоятъ на службахъ, досадуя, что долго тянутся; время свободное отъ службъ будемъ проводить въ полуснѣ и бездѣйствіи; затѣмъ холодно проговоримъ на духу «грѣшенъ» про грѣхи, о которыхъ спросятъ, и помышленія не имѣя о томъ, что главною у насъ цѣлію должно быть совершенное исправленіе жизни... Что пользы? Это будетъ значить исполнить обычай говѣнія, а не говѣть во спасеніе.

III. Блюдите, какъ опасно ходите, паче во дни говѣнія, когда врагъ, не искушая грѣхами, ухитряется дѣлать безполезными дарованныя намъ благодатію Божіею средства къ очищенію отъ грѣховъ и тѣмъ продолжить владычество свое надъ нами. (Изъ соч. преосвящ. Ѳеофана).

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий