Поученіе. Св. ап. Филимонъ

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Объ отношеніи слугъ къ господамъ.

 I. Св. ап. Павелъ въ своемъ посланіи къ Филимону, богатому и сановитому человѣку, жившему въ М. Азіи, въ области Фригіи, память коего совершается нынѣ, проситъ принять бѣжавшаго отъ него раба его Онисима, какъ возлюбленнаго брата (Филим. 1, 16).

Безъ всякаго колебанія Филимонъ исполнилъ просьбу ап. Павла. Филимонъ не только простилъ своего раба за его самовольный побѣгъ, но даже и даровалъ ему свободу. Такое великодушное дѣло Филимонъ сдѣлалъ безъ сомнѣнія потому, что онъ былъ истинный христіанинъ. О немъ извѣстно, что онъ самъ проповѣдывалъ ученіе христіанское и причисленъ къ 70-ти апостоламъ.

II. Въ день памяти св. ап. Филимона, кротко и человѣколюбиво относившагося къ своему рабу, — въ день памяти этого великодушнаго господина, который совпадаетъ съ многознаменательнымъ днемъ 19 Февраля — освобожденія въ Россіи крестьянъ отъ крѣпостной зависимости Царемъ-Освободителемъ и Мученикомъ Александромъ Николаевичемъ, которому да будетъ вѣчная благодарность и которому Господь да даруетъ вѣчное блаженство, побесѣдуемъ объ отношеніи слугъ къ своимъ господамъ. Говоря о слугахъ, мы считаемъ необходимымъ замѣтить объ ихъ служеніи слѣдующее:

а) Апостолы учили рабовъ своего времени искать выхода изъ униженнаго и тягостнаго положенія своего не въ перемѣнѣ внѣшняго званія своего, а въ усердномъ исполненіи своего служенія. Служите, заповѣдали они имъ, не передъ глазами только господа вашихъ, какъ человѣкоугодники, но въ простотѣ сердца, боясь Бога, и все, что дѣлаете, дѣлайте отъ души, какъ для Господа, а не для человѣковъ (Колос. III, 22 — 23). Въ лицѣ вашихъ господъ служите общему всѣмъ Господу, и ваше поведеніе будетъ украшеніемъ ученію Спасителя (Тит. II, 10).

Такъ можетъ быть возвышаемо самое низкое по внѣшности служеніе усердіемъ служащихъ къ своему дѣлу и преданностію въ Господѣ тѣмъ, кому суждено имъ служить.

Между тѣмъ люди, свободно поступающіе въ услуженіе другимъ, часто почитаютъ какъ- будто унизительнымъ для себя служить съ покорностію и преданностію, забывая, что тотъ не рабъ человѣковъ, а Божій слуга и Божій рабъ, кто дѣлаетъ должное для нихъ охотно, искренно, отъ души; потому что такой слуга руководится не желаніемъ угодить чьимъ-либо прихотямъ или страстямъ, а сознаніемъ своего долга и благожеланіемъ другимъ, которымъ хочетъ быть полезнымъ. Напротивъ слуга, который исполняетъ свою службу безъ всякаго усердія къ своему господину и къ пользѣ и чести дома, въ которомъ служитъ, соображая свои дѣйствія только съ личными своими выгодами, необходимо дѣлается человѣкоугодникомъ и рабомъ въ худшемъ значеніи этого слова.

Слуга долженъ знать, что Христосъ всегда близокъ къ нему: такъ близокъ, какъ ближе быть нельзя. Христосъ передъ нимъ—когда служитъ онъ и господину, господину не только доброму и вѣрующему, но и строптивому и не просвѣщенному. Такъ, служа по видимому человѣку, служащій долженъ смотрѣть на себя какъ на слугу Христа, самаго благаго, сильнаго и великодушнаго Господина. Пустъ не думаетъ онъ, что тяжкіе труды его, что годы жизни его, годы горькой работы — пропали для него даромъ. Того именно, въ чемъ отказали ему люди, что взяли у него, чего ему не отдали, чего не могутъ уже вознаградить ему,—того не забудетъ Христосъ, всеблагій Господь и Владыка. Такъ долженъ вѣровать слуга, но эта вѣра должна выражаться у него въ добровольномъ повиновеніи и вѣрной преданности.

б) Слугамъ которомъ нѣтъ христіанскаго духа, считаетъ интересъ господина враждебнымъ собственному интересу, и эта мысль служитъ ему постояннымъ соблазномъ и искушеніемъ. Если даже онъ и не позволяетъ себѣ явнаго ослушанія и противорѣчія, выходитъ еще того хуже: дѣло дѣлается только для виду и глазахъ у господина, и подъ лицемѣрнымъ видомъ преданности скрывается духъ самой низкой лжи и невѣрности.

Напротивъ, слуга христіанинъ не видитъ противорѣчія между своимъ благомъ и пользою своего господина. Для него всего выше — творить волю Христа, а эту волю видитъ онъ въ волѣ господина. Его успокоиваетъ мысль, что онъ служитъ Христу: отсюда происходитъ въ немъ чуждое всякой лести чувство нравственнаго достоинства, и это чувство умѣетъ онъ поддержать во всѣхъ своихъ отношеніяхъ къ господину. Такой слуга, безъ сомнѣнія, есть одно изъ самыхъ высокихъ и благородныхъ явленій нравственнаго міра.

III. Богъ молитвами св. ап. Филимомона да даруетъ и господамъ и слугамъ ихъ благодатную помощь для сохраненія взаимныхъ отношеній во всегдашней христіанской любви. (Сост. Гр. Д—ко по Ч. -М. и кн.: „Христіанскія начала семейной жизни11 Москва, 1861 года, стр. 190—192).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий