Поученіе. Св. ап. Іаковъ, братъ св. Іоанна Богослова

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О томъ, что значитъ слѣдовать за І. Христомъ,

  I. Святый Іаковъ., память коего совершается нынѣ, былъ братъ любимаго ученика Христова, Іоанна; отецъ ихъ назывался Зеведеемъ, и мать Саломія принадлежала къ числу первыхъ женщинъ, которыя увѣровали во І. Христа и приняли ученіе Его. Оба брата были рыбаки.

Однажды они сидѣли въ лодкахъ и чинили сѣти; проходившій мимо Спаситель подозвалъ ихъ и велѣлъ имъ слѣдовать за Собою. Съ тѣхъ поръ они совершенно оставили прежнія занятія и неотлучно слѣдовали за Спасителемъ. Они видѣли преображеніе Господне на горѣ Ѳаворской, и воскрешеніе дочери Іаира, и были въ саду Геѳсиманскомъ вмѣстѣ съ Спасителемъ во время Его молитвы предъ страданіями. Господь далъ имъ обоимъ имя Воанергесъ, что значитъ сыны громовы. Іаковъ, по вознесеніи Спасителя, проповѣдывалъ съ другими апостолами, былъ заключенъ въ темницу и первый изъ 12-ти, по повелѣнію Ирода Агриппы, принялъ смерть за исповѣданіе имени Христова. Когда его судили, воинъ, приведшій его на судъ, былъ пораженъ его мужественнымъ спокойствіемъ, увѣрился въ его невинности и обратился ко Христу. Къ удивленію всѣхъ присутствовавшихъ, воинъ этотъ, котораго звали Іосіей, во всеуслышаніе исповѣдалъ имя Христово. Онъ тутъ же былъ осужденъ на смерть. Пришедши на мѣсто казни, онъ просилъ прощенія у Іакова и объявилъ ему, что былъ въ числѣ его обвинителей. Святый апостолъ обнялъ его и сказалъ ему: „миръ тебѣ!“ Потомъ они вмѣстѣ были обезглавлены. Это было чрезъ. 10 лѣтъ послѣ вознесенія Христова.

II Мы видѣли, возлюбленные братіе, что св. апостолъ Іаковъ съ братомъ своимъ Іоанномъ тотчасъ оставилъ отца своего, свои занятія, и послѣдовалъ за I. Христомъ, лишъ только Онъ пригласилъ его слѣдовать за Собою. Примѣръ св. апостола Іакова, такъ охотно и радостно послѣдовавшаго за I. Христомъ, побуждаетъ и насъ, братіе, съ тою же охотою и радостью итти и слѣдовать за I. Христомъ, дабы наслѣдовать жизнь вѣчную.

Но  что значитъ итти за Христомъ и послѣдовать Ему?

Значитъ во всей жизни и дѣлахъ своихъ подражать Ему, какъ высочайшему образцу и примѣру истинно святой и богоугодной жизни, жить и дѣйствовать такъ, какъ жилъ и дѣйствовалъ на землѣ Самъ Господь I. Христосъ.

а) Онъ полагалъ всю цѣль Своей жизни въ исполненіи воли Отца Своего, въ совершеніи дѣла, которое предалъ Ему Отецъ: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя Отца и совершу дѣло Его. Такъ поступаетъ и истинный ученикъ Христовъ: во всемъ и всегда онъ старается благоугождать Господу, исполнять Ёго святую волю, поступать по Его заповѣдямъ, не испытывая, почему что-либо повелѣвается и для чего то и другое запрещается. Скорѣе и охотнѣе онъ согласится лишиться всего и самой жизни, нежели преступить заповѣдь Божію. Какихъ почестей и сокровищъ ни предлагали св. мученикамъ, какими ни истязали ихъ муками, чтобы склонить ихъ, хотя наружно и для вида, оставаясь въ душѣ христіанами, принести жертву идолам; но они готовы были лучше претерпѣть всѣ мученія, испытать тысячу смертей, нежели преступить, хотя притворно, первую заповѣдь Божію — служить и поклоняться единому истинному Богу, Творцу неба и земли.

б) Господь І. Христосъ былъ милосердъ и сострадателенъ ко всѣмъ, прощалъ согрѣшающихъ, питалъ алчущихъ, исцѣлялъ страждущихъ, призывалъ къ упокоенію всѣхъ труждающихся и обремененныхъ. Такъ поступаетъ и истинный послѣдователь Христовъ: онъ прощаетъ согрѣшающему предъ нимъ брату своему до седмидесяти кратъ седмерицею, подаетъ просящему у него, что имѣетъ, питаетъ во имя Христово алчущаго, напояетъ жаждущаго, одѣваетъ наготующаго, пріемлетъ въ домъ свой сираго, успокоиваетъ страннаго, утѣшаетъ страждущаго, подкрѣпляетъ совѣтомъ своимъ падающаго, помогаетъ болящему, посѣщаетъ въ темницѣ томящагося, готовъ раздѣлить съ нуждающимся братомъ своимъ все — до послѣдней срачицы и до послѣдняго куска хлѣба.

в) Господь І. Христосъ, будучи безстрастенъ и всесовершенъ по естеству, постился четыредесять дней въ пустынѣ, посвящалъ время ночи молитвѣ ко Отцу Своему, а въ послѣднюю ночь пребыванія Своего на землѣ молился до кроваваго пота. Такъ поступаетъ и истинный ученикъ Христовъ: онъ смиряетъ плоть свою, угашаетъ страсти свои постомъ и воздержаніемъ, пріучаетъ себя къ строгой умѣренности во всемъ, вѣдая, что царствіе Божіе нѣсть пища и питіе, но миръ и радость о Ду сѣ Святѣ, поминая страшное слово Господне: горе вамъ насыщеньи нынѣ, яко взалчете, горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете. Онъ укрѣпляетъ духъ свой и освящетъ всѣ дѣла свои молитвою, молящеся на всяко время духомъ, посвящая уединенной молитвѣ къ Отцу небесному то время, когда другіе или покоятся на ложахъ своихъ, или веселятся веселіемъ плотскимъ. г) Господь I. Христосъ во всѣ установленные закономъ праздники приходилъ изъ Галилеи въ Іерусалимъ въ храмъ Божій, чтобы тамъ молиться, учить и благодѣтельствовать. Такъ и послѣдователь Христовъ посвящаетъ святые дня праздниковъ Господнихъ Господу Богу своему: оставляя всѣ дѣла свои, приходитъ въ храмъ Божій, чтобы здѣсь принести Господу жертвы хвалы и благодаренія за всѣ благодѣянія Его и испросить Его святое благословеніе на всѣ дѣла и труды свои. Но и въ дому своемъ онъ проводитъ святые дни Господни въ молитвѣ и благоговѣйномъ размышленіи о дѣлахъ Божіихъ, въ поученіи Слову Божію, въ благотвореніи своимъ ближнимъ.

д) Господь I. Христосъ терпѣлъ безчисленные навѣты и козни, преслѣдованія и гоненія, истязанія и муки отъ враговъ Своихъ, не преставая благодѣтельствовать имъ, плакалъ объ отвергшемъ Его и предавшемъ Его на смерть народѣ, молился за распинавшихъ Его на крестѣ.

Такъ поступаетъ и истинный ученикъ Христовъ. Онъ любитъ и враговъ своихъ, добро творитъ ненавидящимъ его, благословляетъ клнущихъ его, и молится за творящихъ ему напасть, не воздавая зломъ за зло, но промышляя добрая ко всѣмъ. Кто такимъ образомъ подражаетъ во всемъ Господу І. Христу, имѣя непрестанно предъ очами высочайшій примѣръ Его святѣйшей жизни, тотъ очевидно, идетъ во слѣдъ Господа, и придетъ несомнѣнно туда, идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя. Аще кто Мнѣ служитъ, говоритъ Самъ Господь, Мнѣ да послѣдствуетъ, и идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будтъ.

III. Видите-ль какъ, и не оставляя ни дома, ни сродства своего, ни обыкновенныхъ дѣлъ и занятій своихъ, можно послѣдовать за Христомъ, быть всегда съ Нимъ и служить Ему. Не подумайте, чтобы отъ этого пострадали сколько-нибудь ваши земныя дѣла, чтобы послѣдовало какое либо важное упущеніе и ущербъ въ вашемъ хозяйствѣ, когда будете помышлять только о томъ, како угодити Господеви, думать только о небѣ, искать только царствія небеснаго. Напротивъ, тогда-то именно всѣ житейскія дѣла ваши примутъ правильный и благоуспѣшный ходъ, всѣ труды ваши сопровождаться будутъ благословеннымъ успѣхомъ, всѣ занятія ваши, каковы бы они ни были и въ чемъ бы ни состояли, одухотворятся, освятятся благословеніемъ свы ше, примутъ богопріятный видъ богобоязненнаго исполненія воли Божіей. (Сост. по проп. Дим., арх. херс., т. III. стр. 143—4).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий