Поученіе. Св. ап. Тимоѳей

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О повиновеніи духовнымъ наставникамъ.

Saint Timothy  / http://svavva.ru

I. Когда св. ап. Павелъ проповѣдывалъ въ городѣ Листрѣ и совершилъ тамъ чудо, исцѣливъ хромого, многіе изъ жителей этого города увѣровали въ Господа, въ томъ числѣ одна евреянка. Она, принявъ къ себѣ въ домъ святаго апостола, просила его взять сына ея въ число учениковъ своихъ. Юношу звали Тимоѳеемъ, память коего совершается нынѣ.

Апостолъ Павелъ далъ Тимоѳею наставленія; удаляясь изъ Листры, онъ поручилъ его другимъ христіанамъ и потомъ, видя, что юноша исполненъ вѣры и любви къ Господу, взялъ его съ собою.

Съ этихъ поръ св. Тимоѳей сдѣлался вѣрнымъ спутникомъ св. апостола Павла и любимымъ его ученикомъ. Онъ съ нимъ вмѣстѣ трудился и терпѣлъ гоненія, посѣщалъ съ нимъ Ефесъ, Коринѳъ и многіе другіе города и области Греціи и Малой Азіи, и ревностно помогалъ ему распространять слово Божіе. Иногда апостолъ Павелъ, вполнѣ довѣряя любимому ученику своему, посылалъ его къ .новообращеннымъ, чтобы укрѣплять ихъ въ вѣрѣ. Съ такимъ порученіемъ былъ онъ посланъ къ ѳессалоникійцамъ и коринѳянамъ. Къ самому же Тимоѳею св. апостолъ Павелъ написалъ два посланія, исполненныя любви и мудрыхъ поученій. «Ты, человѣкъ Божій», говоритъ онъ между прочимъ, «убѣгай сребролюбія, а старайся успѣвать въ правдѣ, благочестіи, вѣрѣ, любви, кротости. Подвизайся добрымъ подвигомъ вѣры; достигай вѣчной жизни, для которой ты и призванъ и которую исповѣдалъ добрымъ исповѣданіемъ, передъ многими свидѣтелями» (1 Тимоѳ. VI, 11 т 12).

Тимоѳей свято исполнялъ повелѣнія святаго учителя своего и подражаъ его св. жизни. Св. ап. Павелъ свидѣтельствуетъ о немъ: «ты послѣдовалъ мнѣ въ ученіи, жизни, расположеніи, вѣрѣ, великодушіи, любви, терпѣніи» (2 Тим. III, 10). Онъ былъ первымъ епископомъ Ефеса и съ ревностію старался утвердить вѣру христіанскую, онъ также пользовался наставленіями и св. Іоанна Богослова, который проповѣдывалъ въ Малой Азіи и по смерти св. Тимоѳея, по возвращеніи своемъ съ ІІатмоса, принялъ епископство ефесское. Св. Тимоѳей до конца явилъ себя добрымъ воиномъ Христа, и въ 91-мъ году скончался мученическою смертію за имя Господне.

Св. ап. Тимоѳей, свято исполнявшій волю своего великаго учителя ап. Павла, котораго подражателемъ онъ былъ во всемъ, научаетъ насъ повиноваться своимъ духовнымъ наставникамъ и подражать ихъ житію.

II. Слово Божіе учитъ: повинуйтеся наставниками вашимъ и покоряйтеся: тіи бо бдятъ о душахъ вашихъ (Евр. XII, 17).

а) Нужны ли доказательства и убѣжденія, чтобы сія заповѣдь принята была, какъ необходимая къ исполненію?

Никакое общество не можетъ быть благоустроено, и даже существовать не можетъ, безъ начальниковъ или наставниковъ. А начальники и наставники не могутъ благоустроить общества безъ повиновенія подчиненныхъ и наставляемыхъ.

б) ІІо слову Христову (Іоан. XVII, 3 ), животъ вѣчный, или вѣчное блаженство, заключается въ томъ, чтобы .знать единаго истиннаго Бога и посланнаго имъ I. Христа. По слову апостольскому вѣрованіи подобаетъ приходящему къ Богу (Евр. XI, 6). Но Богъ непостижимъ, и Христосъ есть тайна сокровенная отъ вѣковъ и родовъ въ Богѣ, нынѣ же явленная святымъ Его (Кол. I, 26), не въ мерцаніи разума естественнаго, но въ свѣтѣ откровенія благодатнаго. Отсюда необходимо происходитъ вопросъ апостола: како увѣруюупъ, его же не услышала? како же услышатъ безъ проповѣдующаго (Рим. X, 14)? — Надобенъ проповѣдникъ истины Божіей, наставникъ въ вѣрѣ, строитель тайнъ благодатныхъ.

в) Слово Божіе сказуетъ, и опытъ показываетъ, что человѣкъ рождается зараженный прародительскимъ грѣхомъ. Святое крещеніе возрождаетъ его въ новую жизнь, но не уничтожаетъ тотчасъ же жизни ветхаго человѣка- , ибо вседѣйствующая благодать Божія даетъ мѣсто дѣйствію вѣры и подвигу человѣка, дабы милость была не безъ правды, и дабы мы добровольно приняли спасеніе. ІІосему мы непрестанно должны быть то въ подвигѣ противъ грѣха явно въ насъ болѣе или менѣе живущаго и дѣйствующаго, то на стражѣ противъ грѣха, готоваго насъ искусить, прельстить, поработить и умертвить. Какъ укрѣпиться въсемъ подвигѣ? Какъ не воздремать на сей •стражѣ? Какъ побѣдить привычку ко грѣху? Какъ устоять противъ прелести грѣха? Какъ возбудить въ себѣ ненависть ко грѣху?

Рѣшится ли кто сказать, что это все очень просто, и что для сего не нужно искать наставника, имущихъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ въ разсужденіе добра же и зла (Евр. V, 14)?

III. Слышащіе сіе, можетъ быть, думаютъ, и готовы сказать: дайте намъ такихъ наставниковъ, какъ святый Павелъ, какъ св. Тимоѳей; мы желали бы повиноваться и покоряться такимъ наставникамъ.

а) Вы думаете, что вы совершенно повиновались бы наставникамъ, если бы имѣли наставниковъ превосходныхъ? Сомнительно. Когда Самъ I. Христосъ избралъ и посылалъ апостоловъ Своихъ проповѣдывать царствіе небесное, Самъ далъ имъ наставленія, какъ должны они наставлять другихъ, даровалъ имъ силу исцѣлять больныхъ, воскрешать мертвыхъ, изгонять бѣсовъ: не превосходные ли это были наставники? При всемъ томъ, въ наставленіяхъ имъ Господь сказалъ: иже аще не пріиметъ васъ, ниже послушаетъ словесъ вашихъ, исходяще изъ дому, или изъ града того, отрясите прахъ отъ ногъ вашихъ (Матѳ. X, 14),—то есть, Онъ предвидѣлъ, что найдутся домы и цѣлые города, которые не захотятъ слушать сихъ превосходныхъ наставниковъ. Смиренный и искренно желающій спасенія со вниманіемъ слушаетъ и посредственнаго наставника, и успѣваетъ въ добрѣ; а кто, по самонадѣянности или разсѣянности пренебрегаетъ обыкновеннымъ наставникомъ, тотъ едва ли воспользуется превосходнымъ .Желайте искренно душеспасительнаго наставленія, расположитесь принимать его съ вѣрою: силенъ и вѣренъ Богъ, желающій всѣмъ спастися, и чрезъ недостойнаго наставника преподать вамъ совершенное наставленіе, и мнящихся быть мудрыми чрезъ немудраго вразумить, подобно какъ нѣкогда подъяремникъ безгласенъ человѣческимъ гласомъ провѣщавшъ, возбрани пророка безуміе (2 Петр. II. 16).

б) Нѣкоторые, стараясь не столько исправить, какъ оправдать свою жизнь, небрежную, несообразную съ ученіемъ Христовымъ, думаютъ найти себѣ оправданіе въ томъ, что иные наставники не такъ хорошо живутъ, какъ учатъ. Нѣтъ, самопоставленные судіи своихъ наставниковъ, вы не найдете своего оправданія въ вашемъ осужденіи. Мы будемъ осуждены, если живемъ недостойно преподаваемаго нами ученія: но и вы также будете осуждены, и за то, что осуждаете ближняго вопреки запрещенію Самого I. Христа, и за то, что не послѣдуете святому ученію, которое не перестаетъ быть святымъ отъ того, что проходитъ чрезъ грѣшныя уста. Истинный Судія міра, Христосъ Спаситель строго осуждалъ жизнь и дѣла Фарисеевъ: но повелѣвалъ уважать и исполнять преподаваемое ими ученіе закона Божія: вся,елика аще рекутъ вамъ блюсти, соблюдайте и творите: по дѣламъ же ихъ не поступайте, ибо они говорятъ, и не творятъ (Матѳ. XXIII, 3). (Сост. по Ч. М. и проп. Филарета, м. моск., изд. 1885 года, т. V, стр. 246—8).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий