Поученіе. Св. ап. Варнава

Прот. Григорій Дьяченко

 О дружбѣ.

  I. Св. апостолъ Варнава, память коего совершается нынѣ, принадлежитъ къ числу 70-ти учениковъ Христовыхъ. Св. Варнава отправленъ былъ своими родителями въ Іерусалимъ къ знаменитому въ то время учителю Гамаліилу, и у него воспитывался вмѣстѣ съ св. ап. Павломъ, тогда носившимъ имя Савла.

Юноши: Іосія (такъ прежде назывался Варнава) и Савлъ, лучшіе ученики перваго въ свое время законоучителя, одаренные богатыми способностями, оба ревностно искавшіе просвѣщенія, учась вмѣстѣ, не могли не соединиться между собою тѣсною дружбою. Но по выходѣ изъ школы, Богу угодно было вести ихъ разными путями. Савлъ долго оставался ревнителемъ отеческихъ преданій (Галат. 1,13,14).

Напротивъ, Іосія гораздо ранѣе позналъ Господа и увѣровалъ въ Него. Говорятъ, что дружба двухъ учениковъ продолжалась и по выходѣ изъ школы. Св. Варнава часто видѣлся съ Савломъ въ Іерусалимѣ и всячески убѣждалъ его обратиться къ евангелію. Когда же Господь чудесно обратилъ Савла, Варнава привелъ его къ апостоламъ и представилъ, какъ усерднаго проповѣдника евангелія.

II. По поводу св. дружбы ап. Варнавы съ ап. Павломъ побесѣдуемъ, братія, о христіанской дружбѣ, которая въ настоящее время стала, къ глубокому прискорбію, весьма рѣдка.

а) А между тѣмъ неисчислимы блага отъ истинной дружбы. Счастливъ человѣкъ, имѣющій истиннаго друга. Сынъ Сираховъ говоритъ: „вѣрный другъ крѣпкая защита; кто нашелъ его, нашелъ сокровище. Вѣрному другу нѣтъ цѣны другъ—врачество для жизни « (Сир. 6, 14—16). Подобное говорится въ русскихъ присловіяхъ: „не имѣй ста рублей, а имѣй сто друзей.—Доброе братство милѣе богатства. — Другъ денегъ дороже». Дѣйствительно, услуги вѣрнаго друга неоцѣненны. Такъ, впадаешь ли ты въ бѣду и горе? вѣрный другъ постарается выручить тебя изъ бѣды, подобно тому какъ Іонаѳанъ выручилъ друга своего Давида; вѣрный другъ не пожалѣетъ своего спокойствія, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положеніе; вѣрный другъ, если не дѣломъ, то добрымъ совѣтомъ, поможетъ тебѣ: вѣдь и добрый совѣтъ ко времени дороже золота; вѣрный другъ однимъ участіемъ своимъ облегчитъ твое горе. Тяжело бываетъ горе, когда некому его высказать, не передъ нѣмъ его выплакать,—но оно вполовину облегчается, или совсѣмъ исчезаетъ, если есть близкое къ намъ существо, передъ которымъ мы можемъ излить наше сердце и въ сочувствіи котораго мы не сомнѣваемся. (См. кн. „Очерки хр. жизни «, прот. Нечаева, нынѣ Виссаріона, епископа костр.).

б) Вотъ что такое дружба, и однако примѣры дружбы, истинной, а не призрачной,—что держится до первой лить размолвки—такъ рѣдки.

Отъ чего это?—Не отъ чего, какъ отъ упадка въ насъ вѣры и благочестія. Ибо, согласитесь,— какой можно ожидать вѣрности отъ человѣка, для котораго нѣтъ ничего святого на землѣ? Какого ждать уваженія къ святости дружбы отъ того, кто не привыкъ никого и ничего уважать на свѣтѣ и кто стоитъ только на своихъ лить личныхъ интересахъ,—каково между тѣмъ большинство людей въ наше время? Дружба—это высшая степень любви. А среди насъ и обычная-то любовь, всѣмъ отъ Христа заповѣданная, насколько имѣетъ мѣста! Что же удивительнаго, если товарищество и нынѣ между нами процвѣтаетъ и—еще какъ!—а дружбы нѣтъ, и не видно и не слышно? Правда, зваться друзьями, и нынѣ многіе зовутся; но это или—застольные друзья, которые когда тебѣ счастливится, то они второй ты, а—падешь, они же противъ тебя, и  спѣшатъ, по слову мудраго, скрыться отъ лица твоего (Сир. 6, 10 и д.), или—друзья только на худое.

То друзья—не друзья, а враги. „Искренній другъ, говоритъ св. Максимъ, тотъ, кто въ скорби, нуждѣ и несчастіи и во- время искушенія ближняго терпитъ съ нами оныя, какъ собственныя, неизмѣнно и великодушно». („О любви ").

в) Но если истиннаго друга такъ трудно найти, то какъ же надо дорожитъ другомъ,, если такой уже найденъ и есть у кого!— „Друга ищи, а найдешь,— береги ", заповѣдь нашихъ дѣдовъ. Не покидай стараго друга, говоритъ премудрый Сирахъ (Сир. 9 гл.). Своего друга и друга отца твоего не оставляй, учитъ Премудрый (Притч. 27, 10). Впрочемъ, надо замѣтить и то: если кому откроется надобность въ разрывѣ дружбы, то надобно всегда это устроять такъ, чтобы разрывъ послѣдовалъ, на сколько возможно, безъ ссоры, безъ оскорбленій, по дружески же. Почему знать: можетъ- быть твой другъ лучше измѣниться пожелаетъ, чѣмъ потерять твою дружбу?— Прекрасное на этотъ разъ наставленіе даетъ намъ, братія, преподобный Максимъ: „не будь скоръ на отверженіе духовной любви. Кого вчера почиталъ за духовнаго брата и за добродѣтельнаго, не считай сегодня порочнымъ и злымъ. Но, долготерпя любовію, вспомни вчерашнія добрыя твой о немъ сужденія и отложи отъ души сегодняшнюю ненависть " (Нрав. Вогосл. Платона преосвящ.).

III. Всячески же, — есть ли у кого друзья по сердцу, или нѣтъ, будемъ, братія, помнить, что у каждаго изъ насъ есть Другъ на небѣ, Другъ единственный, несравненный и неизмѣнный, Господь нашъ I. Христосъ. Вы друзѣ Мои есте (Его собственныя слова),— аще творите, елика Азъ заповѣдаю вамъ (Іоан. 15, 14). Кстати: вотъ и указатель вамъ, съ нѣмъ можно, а съ кѣмъ нѣтъ, заводить дружбу. Кто готовъ вмѣстѣ съ тобой благоугождать Господу Іисусу исполненіемъ заповѣдей Его, съ тѣмъ дружись. А кто не имѣетъ къ тому влеченія и расположенія, тотъ не можетъ быть твоимъ другомъ. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. источн.).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий