Поученіе. Св. апостолъ Андроникъ и и Юнія, помощница его

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 О родственной любви.

 I. Св. Андроникъ, память коего совершается нынѣ, былъ одинъ изъ семидесяти апостоловъ и сродникомъ апостола Павла, который съ любовію упоминалъ о немъ въ посланіи къ римлянамъ (гл. 16, 7). Привѣтствуйте Андроника и ІОнію, сродниковъ моихъ и узниковъ, со мною православившихся между апостолами и прежде меня увѣровавшихъ во Христа.

Андроникъ благовѣствовалъ въ разныхъ странахъ и былъ епископомъ въ Панноніи. Одъ принялъ мученическую кончину, и мощи его, равно какъ и мощи св. Юніи, были впослѣдствіи обрѣтены въ Евгеніи (мѣстности близъ Царяграда).

II. Поучительна для всѣхъ родственная любовь, которая существовала между прославляемымъ нынѣ св. ап. Андроникомъ и ап. Павломъ. Напротивъ, что можетъ быть возмутительнѣе, когда родственники живутъ между собою хуже враговъ, избѣгаютъ встрѣчи, ссорятся при всякомъ свиданіи, а тѣмъ болѣе когда завязываютъ какія нибудь тяжебныя дѣла изъ за имущественныхъ интересовъ. Это уже не по-христіански, а хуже чѣмъ по язычески.

а) Во-первыхъ; родственная любовь служитъ для насъ богатымъ источникомъ услажденія, отрады и утѣшенія; а въ услажденіи и утѣшеніи бѣдствующій на землѣ человѣкъ нуждается весьма часто. Послана ли намъ какая-нибудь радость, приключилось ли какое-нибудь горе—какъ пріятно и утѣшительно для насъ, когда есть съ кѣмъ раздѣлить эту радость и это горе, когда есть у насъ близкій человѣкъ, который приметъ эту радость и это горе къ своему сердцу, какъ свою собственную радость и свое собственное горе; и какъ, напротивъ, тяжело бываетъ, когда не съ кѣмъ подѣлиться душою. Вотъ, напр., наступилъ великій праздникъ: что это за праздникъ былъ бы, если бы въ этотъ день намъ не съ кѣмъ было раздѣлить трапезы, не съ кѣмъ было дружелюбно побесѣдовать, не съ кѣмъ было поразвлечься, не кого было съ сердцемъ обнять.

Или вотъ напр. васъ постигла тяжкая болѣзнь, или смерть похитила кого нибудь изъ ближнихъ вамъ лицъ: не удвоится ли ваша скорбь, когда ни одна человѣческая душа не обнаружитъ теплаго сочувствія къ вамъ, когда вы— больные никого не видите при постели своей, когда никто не прольетъ съ вами слезы на могилѣ дорогого вамъ человѣка. Да и въ обыкновенное время, при вседневныхъ своихъ занятіяхъ, не нуждаемся ли мы ежедневно въ отдыхѣ и развлеченіи въ кругу домашнихъ? И что за жизнь была бы въ четырехъ стѣнахъ безъ жены, дѣтей, друзей, братьевъ, сестеръ и другихъ родственниковъ, оживляющихъ и ободряющихъ насъ своимъ присутствіемъ и своими рѣчами? Или кому неизвѣстна горькая доля сироты?.. Потому-то и Христосъ Спаситель цѣнилъ родственную любовь и считалъ ее необходимою для людей. Напримѣръ, во время страданій на крестѣ Онъ не оставилъ одинокою скорбѣвшую Матъ Свою, но усыновилъ Ей любимаго ученика Своего Іоанна.

б) Но кромѣ отрады и утѣшенія родные доставляютъ намъ помощь. Не всѣ изъ людей и не всегда настолько богаты, чтобы самимъ содержать себя. Много также бываетъ разныхъ несчастныхъ случаевъ (напр. пожары, потеря мужа, содержавшаго семью), которые лишаютъ человѣка даже куска насущнаго хлѣба. А кромѣ матеріальной поддержки, намъ нерѣдко необходима бываетъ и иная поддержка, напр. совѣтъ въ затруднительномъ дѣлѣ, какое — нибудь одолженіе, какое — нибудь участіе въ дѣлѣ и т. д. Къ кому же намъ обращаться въ этихъ случаяхъ и отъ кого ожидать вѣрной помощи, если не отъ родныхъ? Или у кого, напр., преклонить голову немощнымъ и престарѣлымъ родителямъ, если не у родныхъ своихъ дѣтей? Или кто помянетъ въ молитвѣ умершихъ, если не родственники ихъ?

в) Наконецъ, родственная любовь служитъ для насъ образцомъ для любви ко всѣмъ людямъ, для любви къ чужимъ. Научившись искренней любви къ роднымъ, и даже имѣя ее отъ природы, мы должны мало по малу переносить ее и на всѣхъ людей, — насколько возможно любить и чужихъ искреннею родственною любовью. Если бы не было у насъ родныхъ, то мы не знали бы этой искренней любви; а теперь они есть у насъ, и потому мы по личному опыту знаемъ эту искренню любовь и должны пользоваться ею по отношенію ко всѣмъ людямъ. И не замѣчали ли вы, что когда сердце ваше бываетъ охвачено искреннею любовью къ какому-нибудь весьма близкому и дорогому вамъ человѣку, напр. къ отцу или матери, тогда оно, такъ сказать, расширяется и готово въ восторгѣ обнять собою всѣхъ людей, любовь къ близкому человѣку изливается, такъ сказать, на всѣхъ и все, на весь міръ. У кого нѣтъ любви къ близкимъ родственникамъ, тотъ, по словамъ св. ап. Павла, хуже невѣрнаго, хуже язычника, не знающаго ученія Христовой вѣры.

III. Благодарите же Творца за этотъ великій и драгоцѣнный даръ—родственную любовь. Дорожите этимъ даромъ и свято сохраняйте его, т. -е. берегитесь раздоровъ съ родными своими и пребывайте съ ними въ искренней любви. Возгрѣвайте, наконецъ, родственную любовь и къ чужимъ, въ особенности къ сиротамъ, вдовамъ, одинокимъ, такъ сказать заброшеннымъ въ мірѣ. За гробомъ всѣ мы будемъ составлять односемейство, всѣ будемъ любить другъ друга такою любовью, какою теперь любимъ родныхъ; старайтесь же на землѣ хотъ сколько нибудь приблизиться и приготовиться къ тому, что ожидаетъ васъ на небѣ. „Что можетъ быть прекраснѣе", говоритъ св. прор. Давидъ, „какъ если братіе (т. -е. люди) живутъ между собою согласно". Аминь. (Сост. по „Проп. листку" за 1882 г., № 2).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий