Поученіе. Св. апостолъ и евангелистъ Маркъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О томъ, отчего путь къ небу есть путь скорбный.

I. Св. еванг. Маркъ, нынѣ прославляемый, одинъ изъ 70-ти апостоловъ, былъ родомъ іудей. Св. ап. Петръ въ одномъ изъ своихъ посланій (1 Петр. V, 3) называетъ Марка своимъ сыномъ, изъ чего можно заключить, что Маркъ былъ ученикомъ Петра. Онъ съ нимъ вмѣстѣ былъ въ Римѣ, и тамъ спустя двѣнадцать лѣтъ послѣ вознесенія Господа, написалъ евангеліе свое.

Св. апостолъ Петръ посылалъ Марка и странахъ. Послѣдніе апостольскіе подвиги Марка принадлежали Александріи, гдѣ и принялъ онъ мученическую смерть. Неделеко отъ морского берега построилъ онъ первую христіанскую церковь. Египтяне, опасаясь умноженія христіанъ, рѣшились умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодѣйства праздникъ языческаго бога Сераписа; въ самый этотъ день, 24-го апрѣля, приходилось Воскресеніе Христово, и наканунѣ еще святый Маркъ увѣщевалъ! народъ не участвовать въ грѣшномъ, языческомъ торжествѣ. Язычники вторглись въ церковь во время богослуженія, вывели оттуда святого и, обвязавъ ему шею веревкою, съ крикомъ и ударами потащили по городскимъ улицамъ. Кровь святого обагряла острые камни ! мостовой; но онъ не переставалъ молиться и повторять: „благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобилъ меня терпѣть страданіе Тебя ради“. Къ вечеру святого апостола посадили въ темницу. Ночью явился ему ангелъ и сказалъ, что имя его будетъ вписано въ книгу жизни съ именами другихъ апостоловъ, и память его сохранится на землѣ. Самъ Спаситель явился потомъ святому Марку и сказалъ ему: „миръ тебѣ, евангелистъ Мой!“

На другой день мученіе возобновилось. Св. Маркъ не переставалъ молиться, и, наконецъ, произнося слова: „въ руцѣ Твой предаю духъ мой“, отошелъ къ Господу. Святого похоронили въ построенной имъ церкви, и надъ мощами его долго совершалось избраніе патріарховъ александрійскихъ.

В послѢдствыи мощи святого Марка были перевезены въ Венецію, гдѣ надъ ними построенъ великолѣпный соборъ. Путешественники до сихъ поръ удивляются красотѣ этого собора и площади, на которой онъ стоитъ и которая носитъ имя святого евангелиста.

II. Въ краткомъ очеркѣ жизни и страданій св. ап. и ев. Марка вы, братіе, вѣроятно обратили вниманіе на слова его во время мученій: „благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобилъ меня терпѣть страданіе Тебя ради“. Видно св. мученикъ и апостолъ Христосъ ясно сознавалъ, что путь къ небу, путь ко Христу долженъ сопровождаться скорбями и страданіями,—что теперешнія его скорби и страданія за Христа служатъ явнымъ признакомъ того, что онъ будетъ участвовать въ блаженствѣ небесномъ со Христомъ. Это и вызвало благодареніе къ Богу изъ его сердца, не смотря на страданія, какія онъ испытывалъ.

Спрашивается: почему жъ скорбями, а не радостями нужно достигать царствія Божія?

а) Потому, во — первыхъ, что небесныя блага царствія Божія многоцѣнны и несравнимы ни съ чѣмъ на землѣ: надобно пріобрѣтать ихъ цѣною многихъ и тяжкихъ трудовъ, которые необходятся безъ многихъ и тяжкихъ скорбей. На грады въ жизни вѣчной высоки и непостижимы: надобно заслуживать ихъ многими и тяжелыми подвигами, которые не бываютъ безъ самоотверженія и прискорбныхъ лишеній.

б) Потому, во вторыхъ, что грѣховная болѣзнь души нашей упорна и застарѣла: необходимо врачевать ее горькими врачевствами, сильными средствами, болѣзненными операціями. Корни зла глубоко вросли въ наше сердце: нельзя исторгнуть ихъ оттуда безъ особенныхъ усилій и безъ чувствительной боли.

в) Потому, далѣе, что на пути къ царствію Божію намъ встрѣчается много препятствій, которыя должно преодолѣвать съ настойчивымъ усиліемъ, много сильныхъ и жестокихъ враговъ, съ которыми должно сражаться иногда до крови, много соблазновъ и искушеній, которыхъ нельзя побѣдить безъ самоотверженія и нѣкотораго насилія самому себѣ.

г) Потому, наконецъ, что въ лицѣ падшаго праотца нашего мы всѣ достойно и праведно осуждены на труды и болѣзни, на скорби и бѣдствія, доколѣ живемъ на землѣ. Проклята земля въ дѣлахъ твоихъ, сказалъ Господь падшему человѣку: тернія и волчцы возраститъ тебѣ. Засѣявъ, такимъ образомъ, сами всю землю терніями, можемъ ли не уязвлятъся ими? Призвавъ сами всѣ бѣдствія на міръ нашъ, можемъ ли уклониться отъ нихъ и избѣжать ихъ? ІІривлекши преступленіемъ заповѣди Творца своего проклятіе правды Божіей, можемъ ли уклониться отъ его тяжести? Такъ, скорби и печали въ настоящей жизни суть родовое наслѣдіе наше отъ перваго праотца, и не было человѣка на землѣ, который не испилъ бы отъ этой горькой чаши.

III. а) Посему-то Самъ Господь I. Христосъ, благоволившій воспріять на Себя грѣхи націи, чтобъ открыть намъ нутъ къ царствію Божію и подать намъ въ Самомъ Себѣ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его, не путемъ радостей, а путемъ скорбей и страданій благоволилъ внити въ славу Свою0 которую имѣлъ Онъ у Отца прежде сложенія міра. Онъ и алкалъ и жаждалъ, терпѣлъ поношенія и уничиженія, гоненія и озлобленія, лишенія и скорби, ведомъ былъ предъ судилища нечестивыхъ, судимъ и осужденъ былъ судіями неправеднѣйшими, претерпѣлъ страшныя мученія и крестную смерть.

Не путемъ нѣги и роскоши, радостей и веселія, а путемъ лишеній, скорбей и страданій восходили во слѣдъ Его въ царствіе Божіе св. пророки и апостолы, мученики и пустынника Одни изъ нихъ избіени быта, друзіи же ругаіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею. Каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушена быша, убійствомъ меча умроша, проидоша въ милотехъ и козіихъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблена их жене бѣ достоинъ весь міръ, въ пустыняхъ скитающеся, и въ горахъ, и въ вертепахъ, и въ пропастехъ земныхъ (Евр. 11,35—38). Такова богоначертанная исторія земной жизни всѣхъ святыхъ. Многими, многими скорбями вошли они въ царствіе Божіе! Но другого пути къ царствію Божію и нѣтъ, братіе мой, ни для кого. Аще кто хощетъ по Мнѣ ими, говоритъ Господь I. Христосъ: да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ; а ио/се не пріиметъ креста своего, и въ слѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ (Мѳ. 16, 24; 10, 38).

б) Не будемъ же избѣгать скорбей, слѣдуя по пути въ царствіе небесное: онѣ необходимы и спасительны, какъ мы видѣли. Но кромѣ сего они сопровождаются великимъ утѣшеніемъ. Зане якоже избыточествуютъ страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше. Каждый подвигъ благочестія проливаетъ въ сердце неизъяснимое утѣшеніе, которое засаждаетъ всякую предшествовавшую скорбь. Каждая побѣда надъ соблазномъ и грѣхомъ сопровождается благодатнымъ миромъ и радостію въ сердцѣ, и чѣмъ тяжелѣе была борьба, чѣмъ труднѣе побѣда, тѣмъ выше и совершеннѣе радость о Дусѣ Святѣ, которою преисполняется сердце подвижника. Каждый опытъ самоотверженія и самопожертвованія во славу Божію приноситъ такое утѣшеніе и такую радость духу нашему, съ которою не сравняются всѣ утѣхи «и радости міра. Самыя даже скорби и страданія внѣшнія, перенесенныя въ духѣ вѣры и упованія на отеческую любовь Божію, съ молитвою и преданностію всеблагой волѣ Отца небеснаго, оставляютъ въ душѣ подвижника одна сладостное и утѣшительное воспоминаніе, глубокое чувство духовнаго радованія о Господѣ. Многи скорби праведнымъ, и отъ всѣхъ ихъ избавитъ Господъ, исполняя сердца ихъ радостію неизглаголанною и прославленною,такъ что они радуются и среди самыхъ страданій, хвалятъ и славословятъ Господа и въ узахъ и въ темницахъ. (Сост. по Ч. -М. и проп. Дим. херс., т. III).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий