Поученіе. Св. апостолъ Карпъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) 

Причины, по которымъ наши молитвы не всегда бываютъ услышаны Богомъ.

   I. Нынѣ прославляемый св. апостолъ Карпъ былъ одинъ изъ 70-ти апостоловъ. Однажды онъ просилъ Бога наказать двухъ грѣшниковъ — христіанъ за то, что они живутъ нерадиво. Вдругъ видитъ онъ глубокую пропасть, на краю которой стоятъ тѣ два человѣка, о наказаніи которыхъ онъ молился.

Въ то же время явился Господь и сказалъ ему: „хочешь ли, чтобы эти люди погибли ?“ Онъ съ радостію отвѣчалъ, что объ этомъ онъ и молится. Но Господь сказалъ ему: „бей Меня, снова мучь, распинай, Я все готовъ терпѣть, но не могу терпѣть погибели грѣшниковъ“. Такъ Господь умѣрилъ ревность ап. Карпа. Не такъ ли Онъ остановилъ ап. Іакова и Іоанна, которые желали истребить селеніе самарянское за отказъ принять Господа? Онъ сказалъ имъ: Сынъ человѣческій пришелъ не погублять души человѣческія, а спасать (Лук. 9, 52—58).

Истинный христіанинъ долженъ просить Бога не о томъ, чтобы Онъ послалъ бѣдствія грѣшникамъ, а о томъ, чтобы вразумилъ и наставилъ ихъ на путь истины.

II. Этотъ случай въ жизни св. ап. Карпа подаетъ намъ, братіе, поводъ побесѣдовать съ вами о причинахъ, по коимъ наши молитвы не всегда бываютъ услышаны Богомъ, потому что не всегда они угодны Ему, какъ напримѣръ не была угодна предъ Нимъ молитва св. апостола Карпа о погубленіи грѣшниковъ.

Просите и не пріемлете, говоритъ св. апостолъ: зане злѣ просите (Іак. 4, 3).

Когда-жъ и почему это бываетъ?

а) Злѣ просимъ, во первыхъ, когда просимъ не такъ, какъ заповѣдалъ просить Самъ Господь. По Его обѣтованію, только та молитва бываетъ дѣйственна и сопровождается благими плодами, которая оживлена живою, твердою и неотступною вѣрою: еже аще воспросите отъ Отца вѣрующе, пріимете; та молитва, которая споспѣшествуется крѣпкою любовію къ Богу и ближнему, ибо только любящимъ Бога вся споспѣшествуютъ во благое; та молитва, которая исходитъ отъ сердца, вполнѣ и всесовершенно преданнаго Богу, и  на Него одного надѣющагося, когда, то естъ, молясь Отцу небесному, мы, по примѣру Самого Сына Его, предаемъ и себя самихъ и молитвы наши всецѣло и непоколебимо Его всесвятой волѣ, вѣруя отъ всего сердца, что только то намъ истинно полезно и нужно, что находитъ таковымъ Его высочайшая премудрость и благость. Когда же, напротивъ, вѣра наша колеблется; когда сердце наше неправо предъ Богомъ, двоится между Нимъ и міромъ; когда устами своими обращаемся къ Богу, прося Его помощи, а сердцемъ уповаемъ на силу и помощь человѣческую; когда, обращаясь къ Богу съ молитвою, устами говоримъ, что на Него единаго уповаемъ и отъ Него ожидаемъ всего, а сердцемъ своимъ болѣе уповаемъ на земныя сокровища и пріобрѣтенія, на земныя связи и отношенія къ людямъ: то, при такомъ двоедушіи, при такомъ колебаніи ума и сердца нашего, какую можетъ имѣть силу наша молитва? О такихъ слабыхъ въ вѣрѣ и преданности Богу, колеблющихся и храмлющихъ на обѣ плеснѣ людяхъ Самъ Господь говоритъ устами пророка: приближаются Мнѣ людіе сіи усты своими, и устнами чтутъ Мя, сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене; всуе же чтутъ Мя усты своими, и аще умножатъ моленія своя, не услышу ихъ (Ис. 29, 13). Итакъ, да просимъ съ вѣрою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волненію морскому, вѣтры возметаему и развѣваему, и да не мнитъ человѣкъ онъ, яко пріиметъ что отъ Бога (Іак. 1, 6, 7).

б) Злѣ просимъ, во-вторыхъ, когда самый предметъ нашихъ прошеній противенъ волѣ Божіей. Св. вѣра требуетъ, чтобы мы молились только о томъ, о чемъ научилъ насъ молиться Самъ Господь и о чемъ учитъ молиться св. церковь; просили бы у Господа и пречистой Его Матери только того, что согласно съ Его божественною волею, а не того, чего требуетъ наше самолюбіе и самоугодіе. Чисто, свято и богоугодно прошеніе наше только тогда, когда мы просимъ себѣ, что угодно Богу, что служитъ во благо и спасеніе души нашей и для спасенія а не погибели душъ ближнихъ нашихъ, хотя бы то были и враги наши; въ противномъ случаѣ и самая молитва наша будетъ намъ грѣхъ.

Такъ, св. церковь учитъ насъ первѣе всего просить у Господа добрыхъ и полезныхъ душамъ нашимъ; что-жъ, если мы, забывая о душѣ своей, будемъ просить себѣ того, что угодно только прихотямъ плоти, чѣмъ питаются ея страсти, что служитъ явно во вредъ душѣ нашей?

Намъ заповѣдано просить себѣ только хлѣба насущнаго, т. -е. того, что необходимо для поддержанія нашей жизни; что-жъ, если, не довольствуясь тѣмъ, что подаетъ намъ любовь Божія и что достаточно для удовлетворенія насущнымъ потребностямъ нашей жизни, мы стали бы просить удовлетворенія ненасытному стремленію нашему къ роскоши, нашему тщеславію и гордости, безконечнымъ прихотямъ нашего избалованнаго вкуса?

Господь заповѣдалъ намъ, чтобы мы, приступая къ молитвѣ, прощали отъ сердца ближнимъ своимъ всѣ согрѣшенія ихъ предъ нами, старались бы примириться и съ тѣми, кого сами оскорбили словомъ или дѣломъ; что-жъ, если будемъ молиться, не изгнавъ изъ своего сердца злобы на ближняго, зависти и ненависти къ нему, не примирившись съ собратіями своими, не умиротворивши своего духа? Часто люди простые ставятъ свѣчу предъ иконой и совершаютъ моленія въ церкви, чтобы Господь послалъ несчастіе врагу, а нѣкоторые такъ жестоки, что въ молитвахъ просятъ Бога о смерти человѣка, который нанесъ маловажное имъ оскорбленіе. Неразумная и грѣшная молитва эта не можетъ ли обратиться на голову самого просителя!? Намъ заповѣдано говорить въ молитвѣ къ Отцу небесному: да будетъ воля Твоя! Что же, если бы мы стали молиться и просить, чтобы все совершалось по нашей волѣ и хотѣнію, по нашимъ желаніямъ и видамъ, по нашимъ предположеніямъ и расчетамъ. Всѣ такія молитвы, какъ противныя волѣ Божіей, явно оскорбительны для Господа и пречистой Его Матери, достойте Его гнѣва, а не милости; на такія молитвы Господь скажетъ намъ: отыдите отъ Мене, не вѣмъ васъ!

в) Злѣ просятъ, наконецъ, тѣ преимущественно, которые, утопая во грѣхахъ, небрегутъ о покаяніи и исправленіи своей жизни. Можетъ ли ожидать себѣ знаковъ любви и благоволенія отца и матери своей преступный сынъ, отвергшійся своихъ родителей, пренебрегшій любовь ихъ, не покаряющійся власти ихъ, не повинующійся волѣ ихъ? Такъ и грѣшникъ, забывающій о небесномъ Отцѣ своемъ, презирающій Его величіе и святость, безстрашно преступающій всесвятую волю Его, не исполняющій святыхъ и животворныхъ Его заповѣдей, можетъ ли быть угоденъ предъ лицемъ Его, обращатьсякъ Нему съ молитвою, ожидать отъ Него даровъ любви и благости? Можетъ ли и Сама пречистая Матерь Господа ходатайствовать и молиться за такого грѣшника нераскаяннаго? Конечно, нѣтъ. Посему то, братіе мой, истинно богопріятная и плодоносная для насъ молитва неразлучна съ истиннымъ покаяніемъ. Покаялись ниневитяне и возопили ко Господу во вретищѣ и пеплѣ, — и Господь умилосердился надъ ними и отвратилъ отъ нихъ гнѣвъ Свой, и обреченная уже на погибель Ниневія пребыла цѣлою и невредимою. Раскаялась упоминаемая въ евангеліи жена-грѣшница и омыла нозѣ Іисусовы слезами, — и Господь сказалъ о ней: оставляются грѣси ея мнози, яко возлюби много. Такъ и каждый истинно кающійся грѣшникъ будетъ услышанъ премилосердымъ Отцемъ небеснымъ. Богъ любитъ праведниковъ и молитву ихъ услышите; но Онъ пріемлетъ и грѣшниковъ кающихся и не презритъ моленія ихъ. Аминь. (Сост. съ дополн. по „Полн. собр. проповѣдей Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск.“7 т. II, изд. 1882 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий