Поученіе. Св. апостолъ Онисимъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

  Объ отношеніи господь къ слугамъ.

Апостол от 70-ти Онисим    I. Въ малой Азіи, въ области Фригіи, жилъ богатый и сановитый человѣкъ, по имени Филимонъ. Услышавъ проповѣдь апостоловъ, онъ обратился въ христіанство, а потомъ самъ былъ причисленъ къ семидесяти апостоламъ. У него былъ рабъ Онисимъ, впослѣдствіи св. апостолъ Онисимъ, одинъ изъ семидесяти, память коего совершается нынѣ.

Провинившись въ чемъ-то предъ своимъ господиномъ и боясь наказанія, онъ бѣжалъ въ Римъ, гдѣ въ то время проповѣдывалъ евангеліе апостолъ Павелъ. Онисимъ послѣдовалъ за нимъ; принялъ отъ него крещеніе и не покидалъ апостола даже и въ заточеніи его. Ап. Павелъ очень полюбилъ своего новаго послѣдователя, «вѣрнаго и возлюбленнаго брата нашего», какъ онъ называетъ его въ своемъ посланіи къ колоссянамъ. Въ то же время онъ написалъ «Посланіе къ Фи лимону», господину Онисима, и просилъ его простить послѣдняго. «Молю тебя, писалъ онъ Филимону, о моемъ чадѣ, егоже родилъ я въ узахъ моихъ; ты же прими его, какъ родного сына моего». Такъ отзывался апостолъ объ Онисимѣ. Филимонъ не только простилъ Онисима, но и отпустилъ его на волю. Тогда еще съ большею ревностію сталъ служить Онисимъ апостолу Павлу и по смерти его самъ сталъ проповѣдывать евангеліе въ Испаніи, Греціи, малой Азіи и уже въ старости былъ поставленъ епископомъ ефесскимъ послѣ Тимоѳея и Іоанна Богослова.

Когда во время Траяна было воздвигнуто гоненіе на христіанъ, Онисимъ за обращеніе язычниковъ былъ призванъ на судъ въ Римъ и тамъ просидѣлъ 18-ть дней въ тюрьмѣ, а потомъ сосланъ въ заточеніе въ Путіоль, городъ въ Кампаніи, въ Италіи. Но и тамъ онъ не оставлялъ проповѣди Христовой, во второй разъ былъ призванъ на судъ и въ 109-мъ году побитъ камнями, по другимъ, — послѣ истязаній казненъ. Мощи св. Онисима— въ Константинополѣ.

II. Обращеніе св. апостола Павла и Филимона съ Онисимомъ, полное христіанской любви, даетъ намъ, возлюбленные во Христѣ братія, побужденіе побесѣдовать сегодня съ вами о томъ, какія должны быть отношенія господина къ слугѣ.

 а) Отношеніе между домохозяевами и прислугою должно основываться, подобно другимъ семейнымъ отношеніямъ, на указаніяхъ слова Божія, т. е. на началахъ нравственныхъ.

 Слуги, по выраженію слова Божія, суть домочадцы. Поэтому господа не должны смотрѣть на нихъ, а они въ свою очередь на своихъ господъ, какъ на людей другъ другу совершенно чужихъ и ничѣмъ, кромѣ внѣшняго договора, между собою не связанныхъ. Сближаясь между собою по требованію взаимныхъ нуждъ, они могутъ и должны преобразовывать это сближеніе въ такой союзъ, который объединялъ бы ихъ интересы, не только матеріальные, но и духовные, и располагалъ бы къ родственному участію другъ въ другѣ. Такое именно отношеніе между господами и слугами представляется, по изображенію священнаго писанія, въ жизни древнихъ праведныхъ патріарховъ. Въ законѣ Моисеевомъ постановленія, касающіяся рабовъ, выражаютъ также взглядъ на нихъ, какъ на младшихъ членовъ семейства.

Христіанство вполнѣ выяснило и утвердило этотъ взглядъ. Съ распространеніемъ вѣры Христовой, каждый домъ, принимавшій св. крещеніе, получалъ характеръ малой церкви Христовой (Филим. 1, 2), а духовная связь между всѣми домашними сообщала и внѣшнимъ отношеніямъ этихъ лицъ родственную близость и искренность; домъ и семья, такъ сказать, сливались, и послѣдній слуга, принадлежащій къ дому, принадлежалъ уже и къ. семьѣ домохозяина.

У нашихъ предковъ, не смотри на нѣкоторыя темныя стороны ихъ домашняго быта, отношенія между господами и слугами въ существѣ были правильны, имѣя характеръ семейныхъ, родственныхъ отношеній.

б) Такъ ли это нынѣ? По внѣшности, отношенія между господами и слугами теперь гораздо законнѣе, чѣмъ были прежде, потому что послѣдніе теперь пользуются такою же личною свободою, какъ первые. Всякій видъ рабства уничтоженъ. Нѣтъ болѣе мѣста тому произволу въ обращеніи однихъ людей съ другими, который могъ доходить и доходилъ весьма часто до самаго возмутительнаго насилія въ тѣ времена, когда права господъ были весьма обширны, а служащіе имъ не имѣли почти никакихъ правъ. Но при всемъ томъ нынѣ, можетъ быть, больше чѣмъ когда либо, слышатся взаимныя жалобы господъ и слугъ другъ на друга. Отъ чего это?—Иного, конечно, частныхъ основаній и поводовъ къ такимъ жалобамъ съ одной и другой стороны, но корень зла не въ томъ ли, что нѣтъ нравственнаго, въ духѣ Христовой любви, сближенія между тѣмъ и другимъ классомъ людей, а потому нѣтъ и живого союза между ними!

Лучшія качества, съ которыми слуга можетъ точно исполнять свой обязанности, состоятъ въ честности и преданности его своему господину; но такія качества весьма иного зависятъ отъ личнаго нравственнаго вліянія господина на слугу. Но если господинъ относится къ слугѣ, какъ къ рабочей только силѣ, и никакихъ другихъ обязанностей къ неиу не признаетъ за собою, кронѣ условленнаго вознагражденія ему за его работы: то какое же нравственное вліяніе можетъ имѣть онъ на слугу и чего иожетъ требовать отъ него, кромѣ наружной исправности?

Какъ мало домохозяева думаютъ о христіанскомъ обращеніи съ своею прислугою, видно между прочимъ изъ того, что важнѣйшія нужды слугъ, именно религіозныя, оставляются ими большею частію безъ всякаго вниманія. Такъ, чрезмѣрное усиленіе промышленныхъ занятій во многихъ мѣстахъ уничтожаетъ различіе между будничнымъ и праздничнымъ временемъ. Древняя заповѣдь Божія: шесть дней дѣлай и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя; седьмый же день, суббота, Господу Богу твоему, забывается. Не только впрочемъ на фабрикахъ и подобныхъ заведеніяхъ, но и въ обыкновенныхъ домашнихъ хозяйствахъ, слуги часто не имѣютъ свободныхъ часовъ для того, чтобы участвовать въ праздничномъ богослуженіи. Чрезъ это цѣлый классъ христіанъ отвыкаетъ отъ церкви, лишается благодѣтельнаго воспитательнаго вліянія ея, грубѣетъ, развращается и дичаетъ. Не удивительно, если эти люди ищутъ удовольствій совсѣмъ иного рода: грубыхъ чувственныхъ, состоящихъ главнымъ образомъ въ пьянствѣ.

III. И такъ, согласно наставленію слова Божія, пусть господа смотрятъ на своихъ слугъ какъ на своихъ домочадцевъ, какъ на младшихъ членовъ своей сеиьи, какъ на своихъ братьевъ во Христѣ. Только тогда водворится иежду ними христіанская любовь ко взаимной и духовной и вещественной пользѣ. (Сост. Г. Д—ко по „Нравств. богосл.“ црот. Ѳаворова и др. источн.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий