Поученіе. Св. апостолъ Симонъ Зилотъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

  О любви къ Богу.

  I. Св. ап. Симона, память коего совершается нынѣ, называютъ также Кананитомъ по происхожденію его изъ той Каны Галилейской, гдѣ Спаситель явилъ первый примѣръ чудесъ, претворивъ воду въ вино на свадебномъ пирѣ, на которомъ Онъ и Пречистая Матерь Его находились въ числѣ приглашенныхъ гостей. Зилотомъ же называется Симонъ въ смыслѣ ревнителя вѣры, по переводу того же слова: Кана, что на еврейскомъ языкѣ значитъ— ревность, усердіе.

На основаніи преданій предполагаютъ, что онъ проповѣдывалъ вѣру въ Египтѣ и Британіи, гдѣ и принялъ мученическую смерть, бывъ распятъ на крестѣ.

Св. Димитрій ростовскій полагаетъ, что св. апостолъ Симонъ (тотъ женихъ, на свадебномъ пирѣ котораго Господь сотворилъ Свое первое чудо), получилъ названіе Зилота потому, что разгорѣлся ко Христу такою ревностною любовію, что для него покинулъ невѣсту свою, уневѣстилъ душу свою  безсмертному Христу и былъ причтенъ Имъ къ дику Его двѣнадцати апостоловъ.

II. Примѣръ св. ап. Симона Зилота, возлюбившаго I. Христа паче своей жизни и всѣхъ ея удовольствій, научаетъ и насъ, братіе, любить Господа нашего болыпе всего, ибо Богъ прежде возлюбилъ насъ. Богъ Отецъ такъ возлюбилъ насъ, яко Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но иматъ животъ вѣчный.

Единородный Сынъ Божій такъ возлюбилъ насъ, что для избавленія нашего, воспріявъ на Себя естество наше, Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, претерпѣлъ уничиженія, поруганія, оплеванія, заушенія, біенія крестныя страданія и покосную смерт со злодѣями, пролилъ за насъ кровь Свою, положилъ за насъ душу Свою, да смертію упразднитъ имуищаго державу смерти, сирѣчь діавола, и избавитъ сихъ, елицы страхомъ смерти чрезъ все житіе повинни бѣша работѣ (Евр. 2, 14. 15).

Единосущный Отцу и Сыну Духъ Святый такъ возлюбилъ насъ, что, не гнушаясь нечистотою нашею, нисходитъ на насъ, оживотворяетъ насъ мертвыхъ прегрѣшеніями, освящаетъ насъ нечистыхъ и оскверненныхъ грѣхами, подаетъ намъ вся божественныя силы, яже къ животу и благочестію, содѣлываетъ насъ чадами Божіими и присными Богу. Такъ возлюбилъ насъ Господь Богъ нашъ, что послѣ этой временной жизни обѣтовалъ намъ вѣчное царство и нескончаемое блаженство въ небесныхъ обителяхъ Своихъ.

Св. апостолъ говоритъ: аще кто не любитъ Господа I. Христа, а въ Немъ и Бога Отца и Святаго Духа, да будетъ проклятъ! Не долгъ и обязанность, не законъ и повелѣніе, а все, такъ сказать, существо наше, вся наша жизнь, все наше счастіе и въ настоящемъ и въ будущемъ вѣкѣ убѣждаютъ насъ возлюбитъ Господа Бога своего отъ всею сердца своего, и отъ всея души своея, и всею крѣпостію своею, и всѣмъ помышленіемъ своимъ.

а) Кто истинно любитъ Господа Бога своего, тотъ любитъ Его отъ всего сердца своего, не раздѣляя своего сердца между міромъ и Богомъ, не дѣлая своего самолюбія кумиромъ своимъ; ибо не можетъ человѣкъ двѣма господинома работати, не можетъ Богу работами и мамонѣ,—тотъ никого и ничего въ мірѣ не предпочитаетъ Богу. Аще кто любитъ отца или матерь паче Мене, говоритъ Господь, нѣсть Мене достоинъ; и иже любитъ сына или дщерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ; и иже не отвержется себе и не возметъ креста своего, не можетъ быти Мой ученикъ.

б) Кто истинно любитъ Господа Бога своего, тотъ любитъ Его отъ всея души своея, тотъ старается всѣ силы души своей направить по волѣ Его, всю жизнь и всю дѣятельность свою располагать по святымъ заповѣдямъ Его, во всемъ и всегда подражать примѣру святѣйшей жизни Самого Господа I. Христа, уподобляясь Ему въ помышленіяхъ и желаніяхъ, намѣреніяхъ и поступкахъ своихъ: аще кто любите Мя, говоритъ Господь, слово Мое соблюдете; аще заповѣди Моя соблюдете, пребудете въ любви Моей.

в) Кто истинно любитъ Господа Бога своего, тотъ любитъ Его всѣмъ помышленіемъ своимъ,— тотъ любитъ размышлять непрестанно о Богѣ и Его неисчетныхъ благодѣяніяхъ, явленныхъ намъ въ сотвореніи и промышленіи о нашей жизни, въ искупленіи и избавленіи насъ отъ грѣха, проклятія и смерти,— тотъ любитъ быть всегда умомъ и сердцемъ своимъ съ любимымъ Господомъ, всегда поставлять себя въ Его святомъ вездѣприсутствіи, непрестанно имѣть страхъ Божій , въ сердцѣ своемъ, предзрѣть Господа предъ собою выну, по примѣру боголюбиваго Давида,—тотъ любитъ все, что напоминаетъ ему о любимомъ Господѣ: любитъ поучаться въ законѣ Господни день и нощь, ибо словеса Господня для него слаще меда и сома, драгоцѣннѣе злата и каменія честна многа; услаждается болѣе всего евангеліемъ Христовымъ, какъ драгоцѣннѣйшимъ завѣтомъ своего сладчайшаго Искупителя; любитъ паче всего пребывать въ дому Божіемъ и посѣщать храмъ святый Его, гдѣ приносится святѣйшая жертва спасенія нашего; жаждетъ общенія съ Господомъ въ молитвѣ и св. таинствахъ.

г) Кто истинно любитъ Господа Бога своего, тотъ любитъ Его всею крѣпостію своею,—тотъ ради славы имени Божія съ радостію готовъ лишиться всѣхъ благъ временныхъ, претерпѣть всѣ поношенія и гоненія отъ міра, готовъ положить самую душу свою за вѣру Христову, за соблюденіе святыхъ и животворныхъ Его заповѣдей, за честь и славу евангелія и креста Его. Кто ны разлучите отъ любве Божія, говоритъ св. апостолъ: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Извѣстихся бо, яко ни смерть, ни животъ., ни настоящая, ни грядущая, ни ина тварь кая возможетъ разлучити насе omъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ (Римл. 8, 35, 38, 39).

III. Словомъ, кто истинно любить Господа Бога своего, тотъ и душею, и тѣломъ, и сердцемъ, и мыслію, и словами, и дѣлами, всею жизнію и существомъ своимъ являетъ свою любовь и благодареніе Господу. Аще кто любитъ Мя, говоритъ Господь, слово Мое соблюдете, и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидеме, и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 23). Вотъ высочайшая награда истинно любящему Господа. Аминь. (Сост. по Чет... Мин. и проп. Димитрія, архіеп. херс... т. III, стр. 257—8).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий