Поученіе. Св. апостолъ Варѳоломей

Прот. Григорій Дьяченко

О лести.

  I. Святый апостолъ Варѳоломей, память коего нынѣ, въ евангеліи называемый Наѳанаиломъ, отличался прямымъ и открытымъ характеромъ. Онъ говорилъ то, что чувствовалъ. Самъ Іисусъ Христосъ засвидѣтельствовалъ это. Это было такъ.

Только что Іисусъ Христосъ началъ Свою проповѣдь, къ Нему стали стекаться ученики. Явились два брата Андрей и Петръ,—потомъ послѣдовалъ за Христомъ Филиппъ. Филиппъ встрѣтилъ Наѳанаила и говоритъ ему: „мы нашли Того, о Которомъ писали Моисей и пророки, Іисуса, сына Іосифа, изъ Назарета ". Нужно знать, что Назаретъ и вообще вся область Галилейская были въ презрѣніи у іудеевъ отъ того, что тамъ находилось много язычниковъ. Наѳанаилъ былъ такого же понятія о Назаретѣ, и говоритъ Филиппу: „развѣ изъ Назарета можетъ быть что нибудь доброе? " Онъ сказалъ, что чувствовалъ. „Приди и посмотри ", сказалъ ему Филиппъ. Пошли они къ Іисусу Христу. Издалека увидалъ его Христосъ и, указывая на него, сказалъ: вотъ подлинно израильтянинъ, въ которомъ нѣтъ лукавства ".—„Почему ты меня знаешь? " спросилъ Наѳанаилъ. „Прежде нежели позвалъ тебя Филиппъ, Я видѣлъ тебя, когда ты былъ подъ смоковницею " сказалъ Господь. Подъ смоковницею вѣроятно происходило что либо особенное съ Наѳанаиломъ. Онъ былъ пораженъ этимъ всевѣдѣніемъ Господа и воскликнулъ: „Равви! Ты Сынъ Божій, Ты Царь Израилевъ Какой быстрый переходъ отъ сомнѣнія къ вѣрѣ, и съ какимъ твердымъ убѣжденіемъ высказывается эта вѣра! Спаситель одобрилъ его за это и обѣщалъ ему великія блага. „Ты вѣришь, потому что Я сказалъ тебѣ, что видѣлъ тебя подъ смоковницею; увидишь болѣе сего, отнынѣ будете видѣть небо отверстымъ и ангеловъ Божіихъ, восходящихъ и нисходящихъ къ Сыну человѣческому «. Съ этихъ поръ Наѳанаилъ сдѣлался неотступнымъ ученикомъ Іисуса Христа, а по вознесеніи Христа на небо неумолкаемымъ и ревностнымъ проповѣдникомъ Его ученія, а за тѣмъ и мученикомъ. Ботъ чего удостоился Наѳанаилъ за прямой и открытый характеръ свой, и за искреннею вѣру свою!

II. Хорошо говорить то, что есть на душѣ —въ умѣ и сердцѣ, говорить то, что чувствуешь и думаешь. Тутъ человѣкъ не двоится, не говоритъ противъ себя, — онъ себѣ не противорѣчитъ, своими сужденіями и рѣчами никого въ обманъ не вводитъ. Если что онъ находитъ неправильнымъ и незаконнымъ, онъ прямо скажетъ, что это неправильно, скажетъ всякому, кто бы онъ ни былъ, — не убоится и лица, облеченнаго властію. Если же что по его мнѣнію законно и заслуяшваетъ похвалы, ничѣмъ нельзя заставить его похулить то, развѣ когда самъ убѣдится въ своей ошибкѣ и перемѣнитъ свой мысли о томъ,—до этого же времени онъ будетъ твердъ и неизмѣненъ въ своихъ сужденіяхъ. Къ несчастію въ нынѣшнее время многіе поступаютъ иначе. Они думаютъ такъ, а говорятъ по другому,—съ вами они объ извѣстномъ предметѣ, объ извѣстномъ лицѣ такого мнѣнія, а въ другомъ мѣстѣ съ другими лицами они высказываютъ мнѣнія другія. Въ глаза хвалятъ, а за глаза осуждаютъ,—одобряютъ то, что въ душѣ считаютъ недостойнымъ одобренія;—преклоняются предъ тѣмъ, и говорятъ льстивыя рѣчи тому, кого заочно въ мысляхъ своихъ считаютъ человѣкомъ недостойнымъ ни малѣйшаго уваженія, — приписываютъ ему въ глаза такія качества, какихъ на самомъ дѣлѣ за нимъ не признаютъ. Кто замѣчаетъ въ себѣ подобный недостатокъ, всѣми мѣрами долженъ стараться искоренить его въ себѣ, если желаетъ быть служителемъ Христовымъ, и достойно носить имя Его.

а) Христосъ—Учитель нашъ есть Истина, и намъ внушаетъ всегда говорить одну истину. Кто же говоритъ не то, что чувствуетъ и мыслитъ, тотъ не по истинѣ ходитъ, тотъ лжецъ и подражаетъ не Христу, а врагу Его діаволу, который есть лжецъ и отецъ лжи. Онъ первый солгалъ и высказалъ первымъ людямъ не то, что думалъ и зналъ. Онъ зналъ, что они умрутъ, если вкусятъ запрещеннаго плода, а говорилъ другое, что будутъ, какъ боги, значитъ будутъ жить вѣчно. Такъ поступаетъ и всякій льстецъ. Онъ тоже лжетъ и обманываетъ. Онъ можетъ быть и такимъ же губителемъ другихъ. Вмѣсто того, чтобы сказать слово правды человѣку, и тѣмъ благотворно подѣйствовать на его душу, неисправнаго исправить, увлеченнаго и обольщеннаго вразумить и на путь добрый обратить, онъ чрезъ свою лесть еще болѣе укореняетъ его на худомъ пути, поощряетъ его къ худой жизни. „Женя хвалятъ», разсуждаетъ выслушивающій льстивыя рѣчи, „стало быть, я еще не такъ худъ, чтобы много безпокоиться о себѣ, можно оставаться и такимъ, каковъ сейчасъ ", и остается.

Въ житіи святого Кассіана Римлянина разсказывается: когда преп. Кассіанъ и другъ его Германъ ходили по пустынямъ, чтобы поучиться у отшельниковъ жизни святой; то случилось— въ одномъ мѣстѣ отъ одного старца Пафнутія услышали похвалу себѣ за тѣ лишенія, которыя они переносили въ страннической жизни своей. Что же странники отвѣтили ему? „Ты намъ скажи не то, что можетъ привести насъ въ надменіе и гордость, а то, изъ чего бы мы могли научиться сокрушенію и смиренію «. И такъ если и слова заслуженной похвалы говорить другому въ глаза не полезно, и даже вредно,— то сколько зла можетъ произойти изъ того, когда говорятъ слова хвалы не заслужившему ее, заслушившему наоборотъ слова осужденія, порицанія.

б) Часто льстятъ низшіе высшимъ, подчиненные начальствующимъ изъ за личныхъ выгодъ своихъ, чтобы взойти въ расположеніе и любовь ихъ. Какая и эта низкая лесть! Любовь нужно заслуживать не льстивыми словами, не подслуживаніемъ, а строгимъ отношеніемъ къ долгу своему, строгимъ исполненіемъ обязан костей своихъ, словомъ: стараться вести себя такъ, чтобы всѣмъ поведеніемъ своимъ, особенно любвеобильнымъ отношеніемъ ко всѣмъ, быть достойнымъ любви одинаково и низшаго и высшаго. Любовь пріобрѣтается любовію болыпе и прежде всего.

Часто льстятъ благотворителямъ, богатымъ за благодѣянія, полученныя отъ нихъ, чтобъ и въ будущемъ не лишиться любви и расположенія ихъ. Но зачѣмъ и здѣсь кривить душею своею іь злоупотреблятъ словомъ своимъ? Хотите возблагодарить ихъ, лучше молитесь за нихъ,— хотите новыя милости, новую помощь получить отъ нихъ, старайтесь заслужить все это добрымъ поведеніемъ своимъ, употребленіемъ на пользу себѣ получаемаго отъ нихъ.

III. Мужа льстива гнушается Господь, говоритъ Псалмопѣвецъ. Господь истребитъ всѣ уста льстивыя, говоритъ онъ же. Вотъ что будемъ помнить. Итакъ будемъ хранитъ уста свои отъ лести, какъ говоритъ ап. Петръ. Будемъ говорить кійждо истину ко искреннему своему. Если же нѣтъ нужды говорить, или безполезно говорить, то запечатлѣемъ уста свои, молчаніе наложимъ на нихъ, и ни въ какомъ случаѣ не рѣшимся говорить словъ лжи, низкой лести. Будемъ помнить, что мы ученики Учителя истины, и призваны къ истинѣ. Только истину говорящихъ любитъ Господь, какъ за это возлюбилъ Христосъ и апостола Варѳоломея, молитвами котораго и да помилуетъ Онъ всѣхъ васъ. (Сост. по №23 жури. „Кормчій» за 1895 г.).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий