Поученіе. Св. апостолы отъ 70-ти: Аристархъ, Трофимъ и Пудъ

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 О причинахъ ненависти къ апостоламъ современнаго имъ міра.

  I. Св. апостолы Аристархъ, Трофимъ и Пудъ, нынѣ прославляемые, были сотрудниками св. первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла въ ихъ апостольской дѣятельности. Всѣ они были обезглавлены при императорѣ Неронѣ.

Аристархъ обращенъ ко Христу ап. Павломъ; упоминаемый въ посланіи къ колоссянамъ (IV, 20), онъ былъ епископомъ въ Апамеѣ сиреной. Кончина его произошла при императорѣ Неронѣ; онъ былъ обезглавленъ въ одно время съ апп. Павломъ, Пудомъ и Трофимомъ.

Св. Пудъ, упоминаемый во 2-мъ посланіи св. Павла къ Тимоѳею (IV, 21): «привѣтствуютъ тебя Еввулъ и Пудъ и всѣ братія», былъ римскимъ сенаторомъ и благочестивымъ человѣкомъ; онъ принималъ въ домъ свой святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла, и всѣхъ христіанъ, такъ что домъ его служилъ какъ бы церковію.

Объ ап. Трофимѣ, бывшемъ родомъ изъ Ефеса, обращенномъ ко Христу св. ап. Павломъ, упоминается въ «Дѣяніяхъ апостольскихъ» (XX, 4 и XXI, 29), что онъ сопровождалъ ап. Павла на его пути благовѣствованія, и во 2-мъ посл. къ Тимоѳею (IV, 20) Павелъ говоритъ: «Трофима же я оставилъ больного въ Милетѣ». Послѣдовавъ за Павломъ и во время гоненія при императорѣ Неронѣ, онъ былъ въ 64-мъ году обезглавленъ вмѣстѣ съ нимъ и другими апостолами.

II. Такъ всѣ святые апостолы, нынѣ воспоминаемые церковію, пострадали за Христа. Спрашивается: чѣмъ виновны св. апостолы были предъ міромъ, что онъ такъ ненавидѣлъ ихъ, преслѣдовалъ, гналъ ихъ? что жъ за причина общей ненависти къ нимъ современнаго міра?

а) Азъ дахъ имъ Слово Твое, и міръ возненавидѣ ихъ (Іоан. 17, 14). Такъ пояснилъ Самъ Господь причину всеобщей ненависти, которую встрѣтили въ мірѣ первые ученики Его, которую встрѣчали потомъ и всѣ, послѣдовавшіе стопамъ ихъ.

Они приняли отъ Господа и возвѣщали міру слово истины, — и царствующіе въ мірѣ ложь и заблужденія, предразсудки и суевѣрія, тогдашніе ереси и расколы не могли не возстать противъ нихъ со всею, свойственною лжи и предразсудкамъ, злобою.

Они учили чистотѣ, и святости жизни, требовали умерщвленія въ себѣ злыхъ похотей и страстей, очищенія себя отъ всякой скверны плоти и духа, — и живущая въ мірѣ похоть плотская воспротивилась имъ всею силою нечистыхъ страстей своихъ.

Они требовали самоотверженія, учили смиренію и нищетѣ духовной, кротости и терпѣнію, простотѣ сердца и незлобію, благодушному перенесенію всѣхъ оскорбленій, напастей и озлобленій, упованію на Бога и преданности Бго всесвятой волѣ, — и царствующая въ мірѣ гордость житейская отвращалась отъ нихъ съ презрѣніемъ, сопровождала ихъ насмѣшками и поруганіемъ, предавала истязаніямъ и темницамъ.

Вообще, когда человѣкъ живетъ жизнію міра и находится во власти вѣка сего, когда онъ любитъ грѣховную тьму свою и отдается всѣмъ сердцемъ необузданной волѣ страстей своихъ: тогда онъ не только не любитъ свѣта и убѣгаетъ отъ него, но и ненавидитъ свѣтъ и старается угасить его, если можно; тогда все святое, божественное становится ему ненавистнымъ и какъ бы враждебнымъ; тогда онъ устремляется всею силою ума своего противъ ученія евангельскаго, вооружается всею злобою сердца своего противъ самыхъ проповѣдниковъ сего ученія, противъ людей праведныхъ и благочестивыхъ, живущихъ жизнію Христовою.

б) Ненависть міра ко всему святому, небесному, божественному всегда та же. Правда, въ наше время она выражается иначе, нежели прежде. Теперь не терзаютъ послѣдователей Христовыхъ пытками и муками, не отдаютъ на съѣденіе звѣрямъ, не сожигаютъ на кострахъ, не распинаютъ на крестахъ; но отвращеніе отъ слова истины и правды, но презрѣніе къ христіанскому ученію о самоотверженіи и нищетѣ духовной, о кротости, смиреніи, долготерпѣніи, но ненависть къ слову обличенія, требующему истиннаго покаянія и исправленія жизни, — всегда тѣ же. И современные Христу іудеи говорили: «если-бы мы были во дни отцевъ нашихъ, мы не были бы участниками ихъ въ пролитіи крови пророковъ» а сами гнали, мучили и убивали посланныхъ Господомъ проповѣдниковъ евангелія. И то правда, — мы, повидимому, благоговѣемъ къ памяти великихъ провозвѣстниковъ слова Божія, прославляемъ ихъ подвиги, удивляемся ихъ нелицепріятному слову истины и правды. Но вѣдь и іудеи строили богатыя надгробія пророкамъ и украшали раки праведныхъ; а похвалилъ ли ихъ за это Господь? Нѣтъ; потому что украшая раки праведниковъ, они не послѣдовали ихъ вѣрѣ и благочестію, не подражали святой и праведной ихъ жизни; созидая гробы пророковъ, не исполняли ихъ наставленій, не вѣровали предвозвѣщенному ими Искупителю міра.

III. Истинное почитаніе великихъ провозвѣстниковъ слова Божія состоитъ, братіе, въ томъ, чтобы, по наставленію св. ап. Павла, взирающее на окончаніе жительства ихъ, подраоюать вѣрѣ ихъ, послѣдовать ихъ богоугодному житію и ихъ добродѣтелямъ*, надобно усвоить себѣ ихъ ревность о славѣ Божіей, ихъ кротость и смиреніе, ихъ незлобіе и терпѣніе, ихъ милосердіе и состраданіе къ собратіямъ своимъ, ихъ воздержаніе и самоотверженіе. Молю же вы, братіе, подобни мнѣ бывайте, яко же азъ Христу. Вотъ послѣднее отеческое желаніе и заповѣдь, которую завѣщалъ св. ап. Павелъ всѣмъ чадамъ своимъ о Господѣ. (Сост. по про- пов. Дим., архіеп. херс., т. II).

  Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий