Поученіе. Св. Арсеній тверской

    Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Урокъ благотворительности.

  1. Воспоминаемый нынѣ церковію святой Арсеній жилъ въ XIV вѣкѣ и былъ родомъ изъТвери, сынъ благочестивыхъ, богатыхъ и знатныхъ родителей, получившій прекрасное книжное наученіе.

Послѣ смерти родителей онъ остался владѣтелемъ болышхъ богатствъ, но ничего не взялъ изъ нихъ для себя, а все употребилъ на помощь неимущимъ. Родные Арсенія укоряли его въ безумной, по ихъ мнѣнію, расточительности, погубившей все отцовское имущество, уговаривали также Арсенія вступить въ бракъ; но Арсеній рѣшился совершенно отречься отъ міра и удалился въ Кіево-печерскую лавру, гдѣ и принялъ монашество. Братія полюбили его за постоянные труды и праведную жизнь; вскорѣ узналъ о немъ жившій тогда въ Кіевѣ митрополитъ Кипріанъ и посвятилъ въ іеродіакона, а въ 1390 году, отправляясь въ Москву, взялъ его съ собою и вскорѣ посвятилъ въ епископа тверского. Здѣсь Арсеній провелъ двадцать лѣтъ, непрестанно поучая паству словомъ и примѣромъ жизни. Отъ природы кроткій и снисходительный, святитель ни отъ кого не отходилъ съ враждою или гнѣвомъ, никого не отпускалъ безъ утѣшенія и помощи. Не малое участіе принималъ онъ въ примиреніи ссорившихся князей и тѣмъ оказывалъ великую пользу паствѣ и церкви. Трудами святителя Арсенія въ Тверской области возникло много храмовъ. Чтобы постоянно поддерживать въ себѣ мысль о смерти, онъ приготовилъ себѣ гробъ изъ большого камня и самъ обтесалъ его. Кончина святителя послѣдовала 2 марта 1409 года, а въ 1483 году мощи св. Арсенія открыты нетлѣнными.

II. Препод. Арсеній, роздавшій все свое имѣніе неимущимъ, даетъ намъ прекрасный урокъ благотворительности.

Смотря на состояніе нашихъ ближнихъ, что мы видимъ, братіе? Однихъ ли счастливыхъ и благополучныхъ? Напротивъ. Съ нами встрѣчаются несчастные и злополучные. Вотъ бѣдные, безъ дневного пропитанія, покрыты рубищами и не имѣютъ крова. Вотъ убогая вдовица, отъ которой дѣти ждутъ хлѣба, но которая можетъ насыщать ихъ только слезами. Вотъ сироты., которыя не видятъ отца и матери. Вотъ безпріютные старцы, отягченные немощами или страждущіе неизлѣчимыми болѣзнями или увѣчные.

а) Чтожъ? Если какая отрада бѣднымъ и страждущимъ? Есть ли какой благодѣтель и попечитель для нихъ? Это братіе, Богъ, Который есть общій Отецъ (Матѳ. 6, 32) богатыхъ и бѣдныхъ, счастливыхъ и несчастныхъ. Онъ еще преимущественно именуетъ себя Отцемъ сирыхъ (Пс. 67, 7). Чего же не можно ожидать отъ этого Отца? Его вся земля и исполненіе ея (Пс. 23, 1). Его всѣ сокровища земныя и блага. Неужели Онъ не насытитъ алчущихъ, не одѣнетъ наготующихъ, не поможетъ страждущимъ? Подлинно, Господь даетъ пищу алчущимъ; Господь рѣшитъ окованныя; Господь умудряетъ слѣпцы; Господь возводитъ низверженныя; Господь хранитъ пришелицы, аира и вдову пріиметъ (Пс. 145. 7, 8, 9).

б) Но это великое дѣло отеческаго попеченія о бѣдныхъ Господь Богъ нашъ предоставляетъ и намъ, братіе! Буди, говоритъ каждому изъ насъ, сирымъ яко отецъ (Сир.ІV,10). Какая священная обязанность быть Отцемъ сиротъ, попечителемъ бѣдныхъ и утѣшителемъ страждущихъ! Не братія ли они наши? Не одинаковыя ли съ нами имѣютъ чувства, желанія и потребности? Не одинаковое ли съ нами имѣютъ право на всѣ дары, ниспосылаемые намъ отъ небеснаго Отца? Не для того ли Всевышній Промыслитель однихъ изъ насъ обильно ущедряетъ благами, чтобы они удѣляли отъ своихъ избытковъ другимъ, бѣднымъ и неимущимъ? Такъ, братіе! Мы, мы должны быть отцами сиротъ и покровителями бѣдныхъ. Мы должны снабдѣвать бѣдныхъ, подавать потребное нуждающимся. Отверзая отверзи руцѣ твои брату твоему нищему (Втор. 15, 11), говоритъ Богъ въ древнемъ законѣ. Просящему у тебе дай (Лук. 6, 30), заповѣдуетъ намъ и Христосъ. Мы должны питать алчущихъ, одѣвать нагихъ, упокоивать безкровныхъ. Раздробляй алчущимъ хлѣбъ твой, и нищія безкровныя введи въ домъ твой; аще видиши нага, одѣй, и omъ свойствннныхь племене твоего не презри (Исаія 58, 7), говоритъ Богъ. Въ какой мѣрѣ должно удѣлять отъ своего имѣнія, и подавать милостыню? Все, еже аще преизбудетъ тебѣ, твори милостыню (Тов. 4, 16), говоритъ благочестивый Товитъ, а св. Іоаннъ Креститель проповѣдуетъ такъ: имѣли двѣ ризѣ, да подастъ неимущему, и имѣли брашна, такожде да творитъ (Лук. 3, 11). Мы должны презирать убогихъ вдовицъ, пещись о сиротахъ. Всякія вдовы и сироты не озлобите (Исх. 22, 22), говоритъ Богъ. Мы должны питать и покоить престарѣлыхъ, немощныхъ, увѣчныхъ и всѣхъ вообще бѣдствующихъ и страждущихъ. Егда твориши пиръ, говоритъ Христосъ, зови нищія, маломощныя, хромыя и слѣпыя (Лук. 14, 13). Такъ поступалъ праведный Іовъ, который говоритъ о себѣ: око бѣхъ слѣпымъ, нога же хромымъ; азъ быхъ отецъ немощнымъ (Іов. 29, 15, 16).

в) И какое множество божественныхъ благословеній и щедротъ Слово Божіе обѣщаетъ намъ за призрѣніе бѣдныхъ и страждущихъ. Благословеніе Господне на главѣ подобающаго (Притч. 11, 26), говоритъ премудрый Соломонъ. Блаженъразумѣваяй на нища и убога, въ день лютъ избавитъ его Господь (Пс. 40, 2), говоритъ псалмопѣвецъ. Милостыня отъ смерти избавляетъ, и не оставляетъ ити во тму (Тов. 4,10), говоритъ благочестивый Товитъ. Милуяй нища взаимъ даетъ Богови (Притч. 19, 17), говоритъ опятъ премудрый Соломонъ. Пріидите благословеніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. Понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 34, 40), скажетъ Господь на будущемъ страшномъ судѣ тѣмъ, которые призрѣвали бѣдныхъ и несчастныхъ.

III. Будемъ же, братіе, благотворить нуждающимся дабы получить награду на небесахъ, которая несравненно дороже всѣхъ земныхъ сокровищъ. Аминь. (Сост. По «Сѣят. Благочестія», прот. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий