Поученіе. Св. архистратигъ Михаилъ

 Прот. Григорій Дьяченко

Объясненіе изображенія св. архистратига Михаила съ нравственными уроками изъ него.

I. Празднуя въ честь св. архангела Михаила, обратимся благоговѣйнымъ вниманіемъ къ образу св. архистратига небесныхъ силъ, и воспользуемся урокомъ, который св. церковь хочетъ преподать чрезъ него всѣмъ вѣрующимъ.


II. а) На иконѣ видимъ св. архангела Михаила въ воинственномъ ополченіи. Что это значитъ? Почему житель неба, гдѣ обитаетъ миръ и любовь, представленъ вооруженнымъ? Но, братія, была нѣкогда брань и тамъ—въ царствѣ мира и любви. Кто противъ кого возставалъ и ратовалъ? Одинъ изъ высшихъ духовъ, обладавшій великими совершенствами— Люциферъ, съ надменіемъи гордостію возсталъ противъ своего Творца и владыки всяческихъ; за нимъ увлеклось много другихъ духовъ, и они составили страшное ополченіе возмутителей небеснаго порядка. Тогда-то изъ среды ангеловъ является поборникъ славы Божіей св. архангелъ Михаилъ. Собравъ всѣ ангельскіе чины и воинства вѣрные Богу, онъ велегласно воззвалъ: „вонмемъ, станемъ добрѣ предъ сотворившимъ ны, и не помышляемъ противная Богус". И, стоя на первомъ мѣстѣ въ сонмѣ духовъ безплотныхъ, воспѣлъ торжественную пѣснь: „святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ!“ И вскорѣ за симъ всѣ духи злобы низвержены были съ неба. Вотъ почему архангелъ Михаилъ, какъ главный поборникъ славы Божіей, побѣдитель діавола и аггеловъ его, именуется св. церковію началовождемъ ангеломъ, посредѣ полковъ ангельскихъ старѣйшимъ, небесныхъ чиновъ архистратигомъ! Вотъ почему она изображаетъ его всегда въ воинственномъ видѣ, съ мелемъ или копіемъ въ рукѣ, имѣющимъ подъ ногами дракона, змія древняго, иже есть діаволъ и сатана (Апок. 20, 2), духъ злобы, имъ пораженный и низверженный.
Послѣ сего, братія, что внушаетъ намъ воинственный видъ архистратига небесныхъ силъ, ревнующаго по славѣ Божіей и ратоборствующаго за церковь Христову? Ту же ревность по Бозѣ, всегда бодрствующую, всегда готовую стать въ ополченіи противъ нападеній діавола—древняго змія, въ началѣ сокровенныхъ, а потомъ явныхъ и страшныхъ, — внушаетъ, чтобы мы во время нападеній со стороны врага Вожія обращались къ сему ратоборцу съ молитвою о помощи и заступленіи: предводитель воинства безплотныхъ на небѣ, конечно, есть лучшій защитникъ напаствуемыхъ на землѣ со стороны исконнаго человѣкоубійцы.

б) Не рѣдко, впрочемъ, святый архангелъ Михаилъ изображается съ копіемъ, котораго верхъ украшаетъ бѣлая хоругвь съ крестомъ. Что это значитъ?

аа) Бѣлая хоругвь, украшающая верхъ копія, составляетъ особенное отличіе архангела и всего воинства его, свидѣтельство о воинственной его доблести. Она означаетъ неизмѣнную чистоту нравственную и непоколебимую вѣрность ангеловъ Царю небесному. Мужественное воинство добрыхъ ангеловъ отъ начала бытія своего сохраняетъ чистоту въ мысляхъ, желаніяхъ, чувствованіяхъ и дѣйствіяхъ своихъ; отъ созданія своего доселѣ остается вѣрнымъ и неизмѣннымъ Богу, и до того утвердилось въ своей вѣрности, что никогда уже не можетъ нарушить своего святого служенія Царю царей. Намъ, братія, земнымъ духовнымъ воинамъ,—ибо хотя мы и живемъ на землѣ, но принадлежимъ къ тому же воинству небесному, ратующему за славу Божію, отчего и наша церковь земная называется воинствующею,— намъ, говоримъ, должно подражать архистратигу и всѣмъ безплотнымъ добрымъ силамъ въ чистотѣ и вѣрности Господу силъ, намъ, такъ часто имѣющимъ нужду въ заступленіи и помощи ангеловъ, по преимуществу должно заботиться о сохраненіи нравственной чистоты и вѣрности волѣ Божіей, для того, чтобы находиться въ постоянномъ общеніи съ небесными силами, безъ помощи коихъ мы, по своей слѣпотѣ и лѣности, по своему невниманію и слабости, не могли бы совершить ни одной побѣды надъ врагомъ нашимъ.

бб) Что означаетъ крестъ, которымъ оканчивается копье, изображаемое въ рукахъ архангела? Онъ означаетъ, что брань съ царствомъ тьмы и побѣда надъ нимъ самими силами небесными совершается во имя креста Христова, притомъ посредствомъ терпѣнія, смиренія и самоотверженія... «Кто совершитель окончательной побѣды надъ врагомъ Божіимъ? Кто можетъ сокрушить до конца главу змія? Одинъ Тотъ, въ руцѣ коего всякое начальство, всякая власть и сила надъ небомъ и землею. Сатана съ своими клевретами— воинствомъ ангеловъ, подъ начальствомъ св. архистратига, низверженъ съ неба, но не сокрушенъ совершенно: низверженный, онъ на землѣ образовалъ ополченіе противъ неба, несокрушимое, можно сказать, никакимъ ангеломъ, но сокрушенное Богочеловѣкомъ I. Христомъ, чрезъ крестную смерть Его. Съ того времени это воинство небесное ратоборствуетъ противъ духовъ злобы подъ знаменемъ Побѣдителя ада и смерти, заимствуя въ крестѣ силу и мужество.

Итакъ, изображеніе св. архистратига Михаила естественно обращаетъ нашу мысль къ тому великому Крестоносцу, Который есть начальникъ и совершитель нашего спасенія. Если и небесныя силы совершаютъ побѣду надъ древнимъ врагомъ Бога, ангеловъ и человѣковъ подъ знаменемъ Господа нашего I. Христа, то намъ, слабымъ и немощнымъ, какъ можно ближе над- лежитъ подходить подъ сѣнь креста, всѣми мѣрами стараться, чтобы никогда не выходить изъ-подъ его спасительнаго осѣненія

III. Вотъ что знаменуетъ, братія, изображеніе св. архистратига Михаила! Вотъ какія мысли внушаетъ намъ его святой образъ! Будемъ внимательнѣе всматриваться въ сей образъ, чтобы самихъ себя преобразовать въ подобіе воиновъ небесныхъ, чтобы чрезъ содружество съ изображаемымъ пріобрѣсти въ немъ защитника, помощника и поборника противъ нашихъ враговъ.

Святый Архистратиже Божій, съ ликомъ безплотныхъ! Молимъ тя, спасай насъ отъ враговъ нашихъ. Аминъ. (Сост. по „Словамъ и рѣч.“ Леонтія, митр. моск. т. II).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий