Поученіе. Св. Богопріимецъ Сѵмеонъ и пророчица Анна

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Почему праведный Сѵмеонъ не боялся смерти?

Праведный Симеон Богоприимец.  Босния и Герцеговина, црква у Имљанима, холст, масло,

 I. Воспоминая срѣтеніе Господа нашего І. Христа въ храмѣ іерусалимскомъ, св. церковь ублажаетъ и тѣхъ лицъ, которые участвовали въ этомъ евангельскомъ событіи первыхъ дней земной жизни Богомладенца.

Когда прошло сорокъ дней отъ рожденія Спасителя, Богоматерь и Іосифъ принесли младенца Іисуса въ іерусалимскій храмъ, чтобы представить Его предъ Господа. Здѣсь встрѣтили ихъ праведный Сѵмеонъ съ пророчицею Анною и открыто возвѣстили всѣмъ о наступленіи спасенія чрезъ рожденіе единороднаго Сына Божія. По свидѣтельству евангелія, Сѵмеонъ былъ мужъ праведный и благочестивый, чающій утѣшенія Израилева, и Духъ Святый былъ на немъ. Этотъ святой старецъ благоговѣйно служилъ Богу и вѣрно исполнялъ всѣ обязанности къ своимъ ближнимъ. За свою святую и богоугодную жизнь онъ удостоился особеннаго благоволенія Божія: ему обѣщано было Духомъ Святымъ, что онъ не умретъ, пока не увидитъ Христа Господня. Сколько лѣтъ праведный Сѵмеонъ ожидалъ исполненія этого радостнаго обѣщанія, намъ неизвѣстно. Но судя по его словамъ, немалое время ему пришлось ожидать Утѣхи Израилевой, такъ что онъ смотрѣлъ на смерть, какъ на отрадный предѣлъ своего многотруднаго и долголѣтняго странствованія на землѣ. Наконецъ въ одинъ день онъ, по внушенію Духа Божія, приходитъ въ храмъ и встрѣчаетъ Богомладенца вмѣстѣ съ преблагословенною Маріею и праведнымъ Іосифомъ. Тогда Стмеонъ, принявъ на свои руки Младенца Іисуса, прославляя Бога, возгласилъ: «нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ». Здѣсь же присутствовала и пророчица Анна, вдова лѣтъ около восьмидесяти четырехъ, которая не отходила отъ храма, постомъ и молитвою служа Богу день и ночь. И она вмѣстѣ съ Сѵмеонъ восхваляла Господа и говорила о явленіи Спасителя всѣмъ, ожидавшимъ въ Іерусалимѣ Его пришествія.

II. Въ лицѣ св. праведныхъ Сѵмеона Богопріимца и пророчицы Анны представляется намъ примѣръ долголѣтней жизни, увѣнчанной мирною кончиною. Кто изъ насъ не желалъ бы достигнуть такого безстрашія при разставаніи съ земною жизнію, какое проявилъ праведный Сѵмеонъ? Всѣ мы должны рано или поздно умереть. О, если бы Господь сподобилъ и насъ, при кончинѣ дней своихъ, въ нелицемѣрной совѣсти спокойно сказать: нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, съ миромъ! И св. церковь наша при ежедневныхъ богослуженіяхъ проситъ для насъ у Господа «христіанскія кончины живота нашего непостыдны, мирны и добраго отвѣта на страшномъ судищѣ Христовѣ». Между тѣмъ многіе ли изъ насъ умираютъ спокойно? Не всѣ ли мы трепещемъ при одномъ воспоминаніи о смерти? Отчего же праведный Сѵмеонъ не боялся смерти? Гдѣ тайна его безстрашія?

а ) Часть этой тайны сказываетъ самъ Сѵмеонъ: яко видѣста, взываетъ онъ ко Господу, очи мой спасеніе Твое! То есть, какъ бы такъ говорилъ праведникъ: мнѣ нечего уже дѣлать на землѣ, ибо я видѣлъ все—Спасителя и самое спасеніе; увидѣвъ Его, мнѣ нечего страшиться- и за предѣлами земли; ибо, съ Нимъ — всемогущимъ Спасителемъ моимъ, аще пойду и посредѣ сѣни смертной, не убоюся зла. Но тутъ, братіе, какъ я сказалъ, только часть тайны Сѵмеоновой, а не воя тайна. Спасеніе, видѣнное Сѵмеономъ, видѣли очами своими многіе изъ современниковъ Сѵмеона, видѣли гораздо болѣе и долѣе Сѵмеона; од накоже мы не видимъ въ евангеліи, чтобы кто другой, кромѣ Сѵмеона, сказалъ: нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, съ миромъ.

б) Другую часть тайны мирной кончины Сѵмеона, умолчанной имъ по смиренію, открываетъ евангелистъ, когда изображаетъ лице Сѵмеона: человѣкъ сей, говоритъ онъ о Сѵмеонѣ, бѣ праведенъ и благочестива, чая Утѣхи Израилевы, и Духъ бѣ Святъ вз немъ, и бѣ ему обѣщанно Духомъ Святымъ не видѣти смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня (Лук. 2, 25. 26), то есть въ Сѵмеонѣ былъ цѣлый соборъ добродѣтелей: любовь къ ближнимъ питала въ немъ любовь къ Богу и страхъ Божій; страхъ и любовь къ Богу укрѣпляли вѣру въ Искупителя, вѣра въ Искупителя привлекла Духа Святаго; Духъ Святый удостоилъ его откровеній и далъ возможность увидѣть Спасителя; лицезрѣніе Спасителя изгнало страхъ смерти;—и Сѵмеонъ отходитъ съ миромъ туда, куда другіе не могутъ и воззрѣть безъ трепета! Такимъ образомъ, вотъ святая тайна Сѵмеонова! Вотъ какъ дошелъ онъ до драгоцѣнной возможности — умереть въ мирѣ! Кто хочетъ смерти Сѵмеоновой, тотъ иди путемъ Сѵмеоновьшъ: будь праведенъ и благочестивъ, вѣруй въ Искупителя, старайся содѣлаться жилищемъ Духа Святаго, и удостоишься лицезрѣнія своего Спасителя.

III. Господь видимо является у одра почти каждаго болящаго—въ Тѣлѣ и Крови Своей. Хотя бы симъ Богоявленіемъ мы умѣли пользоваться! Хотя бы здѣсь спѣшили принимать Господа и озариться свѣтомъ лица Его, прежде нежели померкнетъ свѣтъ въ очахъ,— отверзли для Него. уста и сердце, прежде нежели онѣ заключатся навсегда болѣзнію! А то что бываетъ? Смотрятъ на священника, несущаго чашу жизни, какъ на ангела смерти, и потому стараются, какъ можно долѣе, не видѣть его! Пріемлютъ Тѣло и Кровь Господа, когда уже не могутъ ничего принимать.  «Дождь ми, Господи, даже до конечнаго моего издыханія неосужденно воспріимати часть святынь Твоихъ въ Духа Святаго общеніе, въ напутіе живота вѣчнаго, и въ благопріятенъ отвѣтъ на страшнѣмъ судищи Твоемъ, яко да и азъ со всѣми избранными Твоими общникъ буду нетлѣнныхъ Твоихъ благъ, яже уготовалъ еси любящимъ Тя, Господи! въ нихже препрославленъ еси во вѣки». (Послѣд. ко св. Причащ. Молитва 1-я). (Сост. по проп. Иннокентія, архіеп. херсонск., и др. источн.).

Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий