Поученіе. Св.Григорій, епископъ Нисскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Должно дорожить св. православною вѣрою.

Святитель Григорий, епископ Нисский

I . Св. Григорій Нисскій, прославляемый нынѣ церковію, былъ младшій братъ Василія Великаго (р. около 332 г.) и подобно ему получилъ отъ родителей воспитаніе въ духѣ христіанскаго благочестія.

Поставленный въ 372 году епископомъ въ Ниссѣ (въ Каппадокіи), Григорій сдѣлался ревностнымъ защитникомъ православія и строгимъ обличителемъ аріанства, чѣмъ и возбудилъ противъ себя клеветы аріанъ. Такъ они обвиняли его въ растратѣ церковныхъ денегъ и самое посвященіе его въ епископа считали незаконнымъ. Аріанскіе епископы осудили Григорія на изгнаніе, въ которомъ онъ провелъ около трехъ лѣтъ и возвратился лишь по смерти императора Валента, по прекращеніи гоненія на православныхъ. Жизнь св. Григорія вся протекла въ постоянныхъ трудахъ. Въ 381 и 382 г. онъ защищалъ православное ученіе о Святомъ Духѣ противъ еретиковъ; въ 394 г. водворилъ миръ между двумя аравійскими епископами, оспаривавшими другъ у друга каѳедру. Когда Григорій не путешествовалъ, то неустанно заботился о своей паствѣ: по нѣскольку дней сряду говорилъ ей поученія, писалъ бесѣды на книги ветхаго и новаго завѣта, заботился о больныхъ и неимущихъ.

II. Св. Григорій, ревностный защитникъ православія, поучаетъ насъ, братіе, дорожить своею православною вѣрою, ибо первое и высочайшее наше благо на землѣ есть, неоспоримо, она— наша святая, отеческая, православная вѣра. На человѣка можно смотрѣть съ двухъ сторонъ: какъ на существо, высшее всѣхъ на землѣ по своей природѣ, и какъ насущество,несчастнѣйшее всѣхъ на землѣ по своему грѣхопаденію. И правильный взглядъ на человѣка непремѣнно долженъ обнимать его съ обѣихъ этихъ сторонъ.

а) Что же,— какое благо можно назвать первымъ для человѣка, какъ существа, превосходнѣйшаго изъ всѣхъ земнородныхъ? Первымъ благомъ можетъ быть для насъ только то, которое бы удовлетворяло самымъ высшимъ потребностямъ нашего существа. Какія же это потребности? Везъ сомнѣнія, не потребности тѣлесныя: ибо потребности сіи есть и у низшихъ животныхъ; значитъ, и блага чувственныя для насъ, какъ людей, не великой цѣны. Везъ сомнѣнія, и не душевныя потребности, которыя также общи намъ со всѣми животными, хотя у насъ являются на высшей степени, нежели у нихъ; значитъ, и душевныя блага — знанія, искусства и тому подобныя — для насъ, какъ людей, все еще не высшія блага. Нѣтъ, есть у насъ потребности, или справедливѣе, есть одна потребность духовная, которой уже не имѣетъ ни одно низшее животное, которая принадлежитъ намъ собственно какъ людямъ, превознесеннымъ надъ всѣми земнородными, и обща намъ съ безплотными, совершеннѣйшими духами. Это—потребность таинственнаго общенія и единенія съ Самимъ Богомъ (Іоан. 17,21), по образу Котораго мы сотворены; потребность жизни въ Богѣ, Богомъ и для Бога (Рим. 6,10), благодать Котораго столько же необходима для нашего духа, сколько воздухъ и пища для тѣла, знанія и законъ для души. Выше этой потребности не только въ насъ, но и вообще въ существахъ сотворенныхъ даже быть не можетъ. И сей-то высочайшей потребности нашего естества вполнѣ удовлетворяетъ Богодарованная намъ вѣра Христова; здѣсь всеблагій Человѣколюбецъ Самъ зоветъ насъ въ благодатное единеніе съ Собою, Самъ указываетъ намъ всѣ нужныя средства къ тому, Самъ вмѣстѣ со Отцемъ небеснымъ приходитъ къ намъ и творитъ въ насъ для Себя обитель (Іоан. 14, 23), такъ что христіанинъ истинно-вѣрующій и пребывали,въ любви, по истинѣ, въ в Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываете (Іоан. 4 ,1 6 ), не ктому живете сами, но живетъ въ немъ Христосъ (Гал. 2, 20). Сей-то высочайшей нашей потребности удовлетворяетъ только она одна — вѣра Христова православная, именно—вѣра, которая принесена на землю Сыномъ Божіимъ, истиннымъ Спасителемъ человѣковъ, проповѣдана въ началѣ Его св. апостолами, и съ тѣхъ поръ блюдется и проповѣдуется, во всей чистотѣ, Его православною Церковію: Азз есмъ путъ и истина и животъ: никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 1 4 ,6 ),—засвидѣтельствовалъ Самъ Христосъ, Господь нашъ; безъ Мене не можете творити ничесоже; аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вон (—15, 5 и 6). И тамъ, гдѣ измѣнена истина Христова и обезображена заблужденіями человѣческими, можно ли безъ противорѣчія утверждать, будто и тамъ истинная вѣра Христова, когда Христосъ одинъ, истина также одна, и между истиною и заблужденіемъ не можетъ быть никакого общенія?.. Отсюда слѣдуетъ, что вѣра православная для насъ, какъ людей, есть не только благо первое и высшее, но и благо единственное. Только она одна возвышаетъ насъ на степень людей, и даетъ намъ возможность жить жизнію истинно человѣческою; только она одна подлинно отличаетъ насъ онъ низшихъ животныхъ, и уподобляетъ совершеннѣйшимъ духамъ; только она одна дѣлаетъ насъ чадами Божіими, причастниками Божественнаго естества.

б) Посмотримъ ли мы теперь на себя, как на существа, несчастнѣйшія всѣхъ на землѣ по своему грѣхопаденію, мы опять увидимъ, что и въ этомъ отношеніи не только первое, но даже единственное наше благо есть та же самая православная вѣра Христова. Ибо въ чемъ эти наши несчастія? Въ томъ, что грѣхи наши безконечно прогнѣвили нашего Создателя и удаляютъ насъ отъ Него; въ томъ, что они глубоко повредили и непрестанно повреждаютъ болѣе и болѣе всѣ силы нашего существа; въ томъ, что они лишили насъ вѣчнаго блаженства, и уготовляютъ для насъ вѣчную погибель; короче: всѣ наши несчастія въ самихъ же грѣхахъ, а все прочее необходимо уже изъ нихъ вытекаетъ. Кто же изъ насъ не знаетъ, братіе, что отъ этихъ несчастій освобождаетъ и можетъ освободить насъ собственно одна лишь вѣра Христова, вѣра православная? Въ святѣйшихъ своихъ таинствахъ она очищаетъ насъ отъ всѣхъ грѣховъ; а очищая, она въ то же время и тѣмъ самымъ примиряетъ насъ съ Богомъ и содѣлываетъ сынами Его; перераждаетъ, обновляетъ и освящаетъ все наше естество, сообщаетъ намъ всѣ благодатныя дарованія для нашего послѣдующаго преуспѣянія во благочестіи, для нашего постепеннаго восхожденія отъ силы въ силу, отъ славы въ славу. Муки вѣчныя — оброцы грѣха тогда уже не для насъ, если мы пребудемъ истинными христіанами до самой своей кончины; нѣтъ,—горніе престолы, небесные вѣнцы, вѣчная слава и блаженство со Христомъ: вот тогда удѣлъ нашъ! О, Воже милосердный! Мало того, что Ты, по безконечной благодати Своей, освобождаешь насъ отъ величайшихъ бѣдствій, исторгаешь изъ самой бездны адовой, Ты даруешь еще намъ такія блага, поставляешь насъ на такую высоту, о которыхъ мы и помыслить бы не дерзнули... Столько-то безцѣнна для насъ—грѣшниковъ вѣра Христова! И не забудемъ, что несть иного имене подъ небесемъ, даннаго въ человѣцѣхъ, о немже подобаетъ спастися намъ, кромѣ имени Іисуса Христа (Дѣян. 4, 12); нѣтъ, слѣдовательно, и другого пути ко спасенію, кромѣ истинной, неповрежденной вѣры Христовой, т. е., вѣры православной; нѣтъ, слѣдовательно, и другой руководительницы ко спасенію, кромѣ истинной же Церкви Христовой, т. е. Церкви православной.

III. Время наконецъ, братіе, усвоить намъ и тѣ важнѣйшіе уроки, какіе заключаются въ разсмотрѣнной нами истинѣ.
Вѣра православная есть первое для насъ благо. Итакъ, прежде всего и болѣе всего, прославимъ и возблагодаримъ Виновника всѣхъ благъ Бога за то, что
Онъ удостоилъ насъ отъ самаго рожденія узнать это сокровище и имъ пользоваться.
Вѣра православная есть первое для насъ благо. Будемъ же блюсти это благо болѣе всѣхъ нашихъ благъ, блюсти съ ревностною и неусыпною попечительностію. Возревнуемъ о св. вѣрѣ такъ, какъ ревновали о ней нѣкогда наши благочестивые предки, которые постоянно ставили ее выше всего, не соглашались измѣнять ей ни за какія сокровища въ мірѣ, напротивъ, въ случаяхъ нужды, сани жертвовали, изъ приверженности къ ней, всѣмъ своимъ достояніемъ, съ радостію подвергались за нее гоненіямъ и страданіямъ, съ р а достію вкушали самую смерть, и т а кимъ образомъ соблюли для насъ древнее православіе во всей его чистотѣ и спасительности, и завѣщали намъ, какъ самое драгоцѣнное наслѣдіе. Аминъ.
(Сост. по „Слов. и Рѣч.а Макарія,митр. моск., изд. 2-е, 1891 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий