Поученіе. Св. и праведный Іовъ многострадальный

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О христіанскомъ терпѣніи

I. Праведный Іовъ, великое терпѣніе котораго прославляется въ сегодняшнихъ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, жилъ въ Аравіи за 1900 лѣтъ до Рожд. Христова. Былъ онъ человѣкъ богатый и славный.

У него было семь сыновъ и три дочери. Имѣнія у него было семь тысячъ мелкаго скота, три тысячи верблюдовъ, пятьсотъ паръ воловъ, пятьсотъ ослицъ, и весьма много прислуги. Дѣти его любили и почитали его; всѣ ближніе и знакомые его воздавали ему особенное уваженіе. Но не въ этомъ состояла слава Іова; онъ былъ богатъ св. вѣрою въ Бога и добрыми дѣлами; онъ былъ человѣкъ милостивый и много добра дѣлалъ людямъ. Но вотъ, чтобы прославить добродѣтели праведнаго Іова, Господь попустилъ діаволу поразить Іова самымъ тяжкимъ и горькимъ испытаніемъ. И вотъ Іовъ лишается всего земного своего богатства и счастія. Въ одинъ день приходитъ къ Іову вѣстникъ и говоритъ ему, что недобрые люди — савеяне — увели съ поля его воловъ и ослицъ, а слугъ побили мечемъ. Приходитъ другой вѣстникъ и говоритъ ему: упалъ съ неба огонь, опалилъ его овецъ и слугъ и истребилъ ихъ. Приходитъ третій вѣстникъ и сказываетъ: халдеи взяли его верблюдовъ, а слугъ побили мечемъ. Приходитъ и четвертый вѣстникъ и говоритъ: сыновья и дочери твои пировали въ домѣ старшаго брата своего, и вотъ подулъ сильный вѣтеръ, охватилъ четыре угла дома: домъ упалъ и всѣ, кто были тамъ, погибли. Что было дѣлать Іову въ такомъ тяжкомъ горѣ? Но среди тяжкихъ искушеній онъ не только не теряетъ вѣры въ Бога, а напротивъ благословляетъ Его и смиренно покоряется волѣ Его. Онъ палъ на землю, поклонился и сказалъ: «Господь далъ, Господь и взялъ; какъ угодно было Господу, такъ и сдѣлалось, да будетъ имя Господне благословенно» (Іов. 1, 21, 22). Но вотъ Іова постигаетъ новое тяжкое испытаніе: Господь допустилъ діаволу поразить Іова съ ногъ до главы лютою проказою, и Іовъ, покрытый мучительными струпьями, сидѣлъ на гноищѣ вдали отъ своего дома. Жена Іова, не могши выносить его страданій, желаетъ ему смерти и побуждаетъ его къ ропоту на Бога. Но праведный страдалецъ сказалъ ей: «ты говоришь какъ одна изъ безумныхъ. Мы умѣли принимать добро отъ руки Господней: почему же не потерпѣть и зла?» (Іов. 2, 9, 10). Великаго страдальца и праведника стали обижать и люди. Тѣ, которые прежде уважали его, теперь стали презирать его; близкіе и знакомые чуждаются его; рабы его не повинуются ему (Іов. 19, 13,16); люди ничтожные гнушаются имъ и не боятся плевать ему въ лице (Іов. 30, 10). Пришли къ нему три друга, но вмѣсто того, чтобы утѣшить его въ горести, они признавали его великимъ грѣшникомъ и говорили ему, что онъ такое великое бѣдствіе заслужилъ за свои грѣхи, и потому совѣтовали ему покаяться предъ Богомъ въ тайныхъ грѣхахъ своихъ. Но Іовъ защищалъ свою невинность, былъ твердъ въ вѣрѣ въ Бога и, перенося съ великимъ терпѣніемъ всѣ свои страданія, всю свою надежду возлагалъ на Бога (Іов. 19, 25—26). И вѣра праведника не посрамила его: Господь торжественно засвидѣтельствовалъ невинность Іова, благословилъ терпѣніе его, возвратилъ ему и здравіе, и богатство, и честь, благословилъ послѣдніе дни его болѣе, нежели прежде. Господь благословилъ его и семействомъ: у него было семь сыновей и три дочери (Іов. 42, 12—13). Онъ скончался въ глубокой старости и Господь прославилъ его вѣчною славою.

II. Св. праведный и многострадальный Іовъ есть великій учитель для всѣхъ христіанъ истиннаго терпѣнія, о которомъ и побесѣдуемъ сегодня.

Ни съ чемъ мы такъ часто не встрѣчаемся въ жизни, какъ съ несчастіями и скорбями. То удручаютъ насъ болѣзни тѣлѣсныя, то огорчаетъ насъ смерть близкихъ къ намъ людей, то насъ оскорбляетъ высокомѣріе людское, то падаетъ на насъ злоязыческая клевета, то преслѣдуетъ насъ зависть и ненависть человѣческая, всюду вредитъ нашему благосостоянію, чернитъ насъ въ глазахъ тѣхъ, отъ которыхъ зависитъ наше общественное или служебное положеніе; то какъ вихрь налетаетъ на насъ неожиданное бѣдствіе, пожаръ, хищеніе, и въ одинъ день, въ одну ночь лишаетъ насъ нажитаго многими трудами и годами. Да и возможно ли перечислить всѣ виды бѣдъ и несчастій, которыя насъ, странниковъ на землѣ, сопровождаютъ въ этой временной жизни? Не напрасно земля и земная жизнь наша называется юдолью плача и сѣтованія. И не было, и нѣтъ человѣка, который бы на свою долю не испыталъ въ жизни своей скорби и печали. Что же дѣлать намъ, чѣмъ оградиться противъ всѣхъ и всякихъ злоключеній этой жизни? Ничѣмъ инымъ, братіе, какъ христіанскимъ терпѣніемъ.

а) На самомъ дѣлѣ, безъ терпѣнія невозможно обойтись при каждомъ несчастіи, при каждой скорби; потому что кто знакомъ съ свойствомъ скорбей и несчастій (а кто изъ насъ не знакомъ съ ними?), тому очень хорошо извѣстно и то, что онѣ никогда не бываютъ дѣломъ минуты: напротивъ, большею частію между началомъ бѣдствій и печалей, постигающихъ насъ, и окончаніемъ ихъ проходитъ не мало времени, когда волею или неволею приходится терпѣть, нести на себѣ это иго — нести и страдать. Но часто такое терпѣніе съ нашей стороны бываетъ чисто невольнымъ. Часто мы страдаемъ, а не терпимъ, — страдаемъ, потому что не могли избѣжать причины своихъ страданій, и при этомъ ропщемъ, унываемъ, всѣмъ печалуемся на свою несчастную судьбу. Это вѣрнѣе назвать малодушіемъ, а не терпѣніемъ въ христіанскомъ смыслѣ этого слова.

Не такого терпѣнія требуетъ отъ насъ св. вѣра. Она требуетъ отъ насъ терпѣнія, какъ добраго подвига, который бы мы проходили безропотно, съ благодушіемъ и постоянствомъ, съ совершенною преданностію волѣ Божіей, наказующей и милующей насъ; св. вѣра требуетъ, чтобы мы терпѣли скорби и несчастія во имя Господа І. Христа, претерпѣвшаго крестныя страданія и смерть ради нашего спасенія, утѣшаясь участіемъ въ страданіяхъ Его (Филип. 3, 10). То угодно Богу, если кто, помышляя о Богѣ, переноситъ скорби... Ибо къ тому призваны мы, потому что и Христосъ пострадалъ за насъ... (1 Петр. 2, 19—21). — Незлобіе, кротость, глубокое смиреніе, полная и всецѣлая преданность волѣ Божіей — вотъ черты, въ которыхъ должно выказываться наше терпѣніе! «Терпѣніе, говоритъ святитель Тихонъ задонскій, есть изрядное врачевство противъ всякаго бѣдствія. Терпѣніемъ облегчается всякое страданіе. Посмотрите на тѣхъ, которые въ долговременной находятся болѣзни: они такъ къ этому бѣдствію привыкаютъ, что какъ будто не чувствуютъ того. Отъ скорби, происходитъ терпѣніе (Римл. 5, 3). Кто съ терпѣніемъ страдаетъ, тотъ въ себѣ помышляетъ: до сего времени терпѣлъ я — могу и далѣе такъ же терпѣть. Вчера терпѣлъ, — и сегодня можно терпѣть... Хотящему терпѣть ничего не невозможно, наипаче когда Богъ таковому помогаетъ». Такое терпѣніе есть самое счастливое состояніе сердца. «Сладкая есть, восклицаетъ тотъже святитель, — сладкая есть сія тишина! Преблагопріятный покой, въ которомъ сердце такъ упокоевается! Къ сему-то покою призываетъ насъ Христосъ Господь: возьмите иго Мое на себя и научитесь отъ Меня, ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ, и найдете покой душамъ вашимъ» (Матѳ. 11, 29). Такое истинно-христіанское терпѣніе привлекаетъ такимъ образомъ на насъ особенное благоволеніе и милость Божію: если вы терпите наказаніе, говоритъ св. апостолъ, то Богъ поступаетъ съ вами, какъ съ сынами (Евр. 12, 7).

б) Побужденія къ терпѣнію весьма велики и разнообразны.

аа) Терпѣніемъ подобаетъ вооружаться, что бы ни случилось съ нами. Тогда только и можно жить на землѣ. Въ этой юдоли плача все насъ безпокоитъ; одно только терпѣніе доставляетъ намъ покой. Умѣть спокойно жить значитъ умѣть терпѣть.

бб) Но не одно временное спокойствіе получаемъ мы отъ терпѣнія; оно отворяетъ намъ двери и къ вѣчному покою, къ вѣчной радости и блаженству: сѣющіе слезами, радостію пожнутъ (Псал. 125, 5). Скорбнымъ только путемъ и терпѣніемъ достигается вѣчное блаженство: многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царствіе Божіе (Дѣян. 14, 22).

Чѣмъ больше мы терпимъ, тѣмъ больше очищаемся отъ грѣховъ: отъ огня золото дѣлается свѣтлѣе, блестящѣе; отъ терпѣнія наша душа дѣлается чище. Терпѣть — такъ же спасительно для нашей души, какъ и заниматься спасеніемъ. Терпѣніе даже важнѣе иногда иныхъ богоугодныхъ дѣлъ (Злат. 31 бес. на Матѳ.). Терпѣніемъ вашимъ, спасайте души ваши (Лук. 21, 19)!

вв) Нужно ли еще побужденіе къ терпѣнію? — Возьмите себѣ въ примѣръ пророковъ и всѣхъ ветхозавѣтныхъ и новозавѣтныхъ праведниковъ. Страданія и скорби всегда составляли удѣлъ избранниковъ Божіихъ на землѣ; терпѣніемъ побѣждали они всякое зло, какъ и виновниковъ своихъ скорбей и страданій. Праведный Іовъ, потерявшій всѣ свои богатства и дѣтей, покрытый струпамн, влачитъ многіе дни на гнонщѣ, утѣшая себя такимъ благочестивымъ сознаніемъ: неужели доброе мы будемъ приниматъ отъ Бога, а злого не будемъ принимать? (Іов. 2, 10). Кроткій Давидъ постоянно терпитъ гоненія отъ Саула, который обязанъ ему былъ большею частію своихъ побѣдъ. Смиренно пророкъ Илія удаляется въ пустыню, чтобы скрыться отъ гнѣва нечестиваго Ахава. Съ наступленіемъ благодатнаго царства Христова, послѣ того какъ Самъ Начальникъ и Совершитель нашей вѣры потерпѣлъ крестную смерть, мы видимъ еще болѣе примѣровъ неповинныхъ страданій избранныхъ Божіихъ и ихъ высочайшаго долготерпѣнія. Упоминать ли о первыхъ ученикахъ Его, св. апостолахъ, которые ради имени Хрнстова потерпѣли все и даже смерть, — о цѣлыхъ сонмахъ мучениковъ, которые въ продолженіе первыхъ трехъ вѣковъ христіанства обагряли грѣшную землю своею святою кровію?

III. Итакъ, братіе, все будемъ переносить терпѣливо, великое и малое, съ вѣрою. и надеждою, принимая всѣ злостраданія свои, какъ наказаніе и какъ милость Божію. Претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 18, 22). Аминь. (Сост. Г. Д—ко по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.» 1892 г. іюль и др. источн.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий