Поученіе. Св. Игнатій, епископъ ростовскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Истинный путь жизни.

I. Св. Игнатій, память коего совершается нынѣ, былъ епископомъ въ Ростовѣ. Въ молодыхъ лѣтахъ ушелъ въ монастырь, за святую и строго подвижническую жизнь былъ поставленъ сначала архимандритомъ, а потомъ въ 1262 г. и епископомъ.

 

Св. Игнатій основалъ первую обитель Св. Троицы въ Бѣлозерскомъ краю, откуда иноки, подъ руководствомъ его, трудились въ распространеніи христіанства между чудью и корелами. Два раза предпринималъ онъ тяжелое путешествіе въ татарскую орду по церковнымъ дѣламъ. Кромѣ того онъ отличался миротвореніемъ, отвращая гибельныя княжескія междоусобія. Св. Игнатій скончался 28-го мая 1288 г. Онъ одинъ изъ всѣхъ русскихъ святыхъ угодниковъ прославился цѣлебною силою своихъ нетлѣнныхъ останковъ еще до погребенія ихъ, и потому не былъ преданъ землѣ, такъ какъ чудеса, совершившіяся при его погребеніи, побудили клиръ и народъ поставить открыто мощи св. Игнатія въ соборѣ у сѣверныхъ вратъ алтаря, гдѣ онѣ почиваютъ и понынѣ. Серебряная рака на его мощахъ устроена въ 1745 году. Въ лѣтописи ХѴ вѣка св. Игнатій названъ «великимъ чудотворцемъ»; въ граматахъ ХѴІ вѣка — «святымъ чудотворцемъ».

II. Братіе христіане! Св. Игнатій, прославленный отъ Бога силою чудесъ, которыя тотчасъ послѣ его кончины начали совершаться при его нетлѣнно доселѣ почивающихъ мощахъ, очевидно во время своей земной жизни шелъ истиннымъ путемъ, который привелъ его къ Богу и вѣчной блаженной съ Нимъ жизни. Такимъ ли путемъ мы идемъ?

Какъ иногда даже и осторожные путешественники сбиваются съ пути, и потомъ очень жалѣютъ о своей ошибкѣ, такъ можемъ сбиться съ своего пути и мы. И какъ всякій умный путешественникъ во время путешествія обращаетъ вниманіе на свою дорогу, та ли она, по которой ему должно идти; такъ и всякому изъ насъ прилично когда-нибудь осмотрѣться, на правомъ ли онъ пути, дабы, въ случаѣ заблужденія, немедленно стараться выйти на дорогу настоящую. Осмотримся!

Въ вѣчность не всѣ мы идемъ одною дорогою. Люди обыкновенно раздѣляются на двѣ дороги: одна изъ этихъ дорогъ ведетъ къ вѣчности блаженной, другая — къ вѣчности несчастной.

а) О дорогѣ, ведущей къ вѣчности несчастной, I. Христосъ сказалъ, что она широкій путь (Матѳ. 7, 13). Широкая, большая, бойкая дорога. Этимъ названіемъ Онъ хотѣлъ сказать намъ ясно то, что по этой дорогѣ итти удобно, или легко и пріятно. Въ самомъ дѣлѣ, удовлетворять въ жизни всѣмъ склонностямъ своего сердца подлинно какъ-то легко и пріятно; а посему неудивительно, что этою дорогою, какъ утверждаетъ Господь, идетъ много народа: мнози суть входящія путемъ широкимъ (Матѳ. 7, 13). Идущіе этою широкою, большою дорогою обыкновенно думаютъ, что они умны и счастливы, и потому всякаго благочестиваго человѣка, который не хочетъ итти съ ними одною дорогою, считаютъ человѣкомъ глупымъ, и иногда смѣются надъ нимъ безъ пощады. Но они не всегда будутъ смѣяться: конецъ покажетъ, что имъ вмѣсто того, чтобы смѣяться надъ другими, должно было неутѣшно плакать о себѣ.

б) Другую дорогу I. Христосъ назвалъ путемъ узкимъ и тѣснымъ (Матѳ. 7, 14). Этимъ названіемъ также ясно Онъ хотѣлъ намъ дать знать, что этою дорогою итти безпокойно, непріятно и трудно. И въ самомъ дѣлѣ, какъ легко сдѣлаться въ жизни порочнымъ, такъ не легко сдѣлаться добродѣтельнымъ. Кто хочетъ сдѣлаться добродѣтельнымъ, тому должно обуздывать свои дурныя склонности; должно почти непрерывно останавливать злые порывы своего сердца, и много терпѣть отъ себя самого; должно быть сильнаго духа, чтобы не смотрѣть ни на какіе соблазнительные примѣры людей мірского или адскаго духа, ни на какія насмѣшки невѣрующихъ, не уступать никакимъ искушеніямъ и всегда твердо держаться закона Божія. Это дѣло трудно, а часто бываетъ и мучительно такъ, какъ мучительно бываетъ человѣку, когда распинаютъ его; потому-то слово Божіе называетъ это дѣло распинаніемъ своей плоти. Иже Христовы суть, сказалъ св. апостолъ Павелъ, плоть распяша со страстми и похотми (Галат. 5, 24).

Такъ какъ дорога къ блаженной вѣчности трудна, то этою дорогою идутъ весьма немногіе люди. Мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ путь сей, сказалъ Господь (Матѳ. 7,14). У немногихъ такъ много духа, чтобы входить въ трудную, хотя и необходимую борьбу съ злыми склонностями и привычками своего сердца и своей плоти. Лишь немногіе такъ тверды, чтобы могли устоять противъ заразительнаго дѣйствія злыхъ примѣровъ, лести, недоброжелательнаго и злобнаго взора, насмѣшекъ, клеветъ и хулы міра.

III. Братья и сестры! по которой изъ этихъ двухъ дорогъ идете вы? Этотъ вопросъ очень важенъ. Господь сказалъ, что въ Его время очень многіе шли широкою, большою дорогою: мнози суть входящіи широкимъ путемъ (Матѳ. 7, 13). Но время Христово немного отличается отъ временъ нашихъ, потому что міръ всегда состоялъ и въ наше время состоитъ изъ людей, наибольшею частію не привязанныхъ къ истинному благочестію, или привязанныхъ очень не твердо.

И такъ, какою идете дорогою вы? Ежели идете широкою дорогою, т. -е. живете, какъ живутъ люди мірского духа, то, какъ бы вы ни обнадеживали себя, конецъ вашей дороги не можетъ быть хорошъ. Широкій путь есть, какъ сказалъ Господь, вводяй въ пагубу (Матѳ. 7, 13). Идите тѣснымъ путемъ: онъ тѣсенъ, непріятенъ, труденъ, но — вводяй въ животъ (Матѳ. 7, 14). Хотя Богъ долготерпѣливо ожидаетъ обращенія грѣшника и весьма милостивъ когда онъ обращается къ Нему; но Онъ и неумолимо строгій Судія всѣмъ, которые постоянно противятся Его зову къ покаянію и исправленію.

Идите тѣснымъ путемъ, какъ онъ ни тѣсенъ, какъ ни скученъ и какъ ни труденъ! Ревностно содѣвайте свое спасеніе, ни мало не думая о недостаткѣ силъ! Всѣмъ трудящимся и призываюшимъ въ помощь Господа Онъ всегда доставляетъ духовныя силы въ достаточной мѣрѣ. (Сост. по Ч. -М. и «Слова и бесѣды» Григорія, архіеп. каз. и свіяжск.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий