Поученіе. Св. Іона, митрополитъ московскій

Прот. Григорій Дьяченко

 Уроки изъ его жизни: а) должно служить Богу, б) помогать несчастнымъ и в) любить свое отечество.

 I. Св. Іона, митрополитъ московскій, память коего св. церковь совершаетъ въ настоящій день, съ юныхъ лѣтъ возлюбилъ уединеніе и труды монашескаго житія. Еще 12 лѣтъ онъ поступилъ въ одинъ изъ монастырей на своей родинѣ, Костромской области, и потомъ продолжалъ иноческіе подвиги въ московскомъ Симоновѣ монастырѣ.

Однажды митрополитъ Фотій, посѣщая Симоновъ монастырь и обходя церкви и службы монастырскія, нашелъ въ пекарнѣ спящаго съ кроткимъ величественнымъ видомъ Іону и, замѣтивъ, что персты десной руки его сложены, какъ бы для благословенія, сказалъ окружающимъ, что этотъ юный инокъ нѣкогда будетъ первымъ святителемъ земли русской. Дѣйствительно, опредѣленіе Божіе о высокомъ служеніи Іоны въ свое время постепенно приходило въ исполненіе. Избраніемъ собора іерарховъ, утвержденнымъ великимъ княземъ, св. Іона былъ возведенъ въ санъ епископа рязанскаго и муромскаго, потомъ въ 1448 году онъ былъ поставленъ на каѳедру митрополіи всероссійской.

Во время святителъства Іоны церковь и отечество наше подвергались великимъ опасностямъ: съ одной стороны въ это время особенно усилились притязанія папы римскаго подчинить своей власти русскую церковь и совершенно отторгнуть отъ единства церкви православной многія искони русскія области, бывшія подъ властію польскаго короля,— съ другой постоянную скорбь причиняли отечеству нашему татары, съ огнемъ и мечемъ проходившіе внутрь страны, пользуясь слабостію и усобицами князей русскихъ. Свят. Іона, какъ неусыпный стражъ православія, зорко наблюдалъ козни римскаго папы и своими распоряженіями и посланіями старался охранить нераздѣльное единство церкви православной. Онъ даже самъ отправлялся въ литовскіе предѣлы для благоустройства дѣлъ церковныхъ.

Тѣми же чувствами любви къ православію св. Іона руководствовался при поддержаніи сношеній съ православною восточною церковію. Въ его время, съ завоеваніемъ турками Константинополя въ 1453 году, совершилось окончательное паденіе греческаго царства. Православная восточная церковь, подавленная и уничтоженная дикими выходцами Азіи — поклонниками Магомета, могла находить единственную поддержку только въ православной Россіи. Первосвятитель русскій горячо принялъ къ сердцу скорбь православныхъ востока: онъ дѣлалъ воззванія ко всѣмъ князьямъ, епископамъ и всему православному христіанству Россіи оказывать вещественную помощь для облегченія участи страждущихъ христіанъ востока и искупленія плѣнныхъ турками. Такъ св. Іона въ самое благопотребное время поддержалъ готовую прерваться нить того союза отечества нашего съ православною восточною церковію, который, въ послѣдствіи, чрезъ рядъ вѣковъ охраняемый промысломъ Божіимъ, послужилъ залогомъ спасенія угнетенныхъ рабствомъ христіанъ востока, помощію и оружіемъ Россіи.

Ревностно поддерживая православіе, св. Іона питалъ въ сердцѣ своемъ глубокое чувство любви къ отечеству. Онъ не только старался содѣйствовать благоденствію Россіи умиротвореніемъ и прекращеніемъ смутъ отъ гибельныхъ междоусобій княжескихъ, но въ тяжкія минуты ослабленія отечества, нашего отъ внѣшнихъ враговъ являлся,, какъ истинный пастырь, готовый положить душу за паству свою. Такъ въ 1451 году, когда татары проникли до Москвы и осадили ее, а великій князь выѣхалъ изъ нея для собранія войскъ, потребныхъ для отраженія враговъ, св. Іона остался въ Кремлѣ вмѣстѣ съ осажденными. Татары зажгли посады московскіе и святитель при зноѣ пламени, въ облакахъ дыма и подъ стрѣлами непріятельскими, совершалъ крестные ходы по стѣнамъ осажденнаго Кремля для молитвеннаго ободренія защитниковъ и умилостивилъ Бога къ ниспосланію Его помощи. Молитвами святителя городъ былъ избавленъ отъ страшной опасности. Послѣ вылазки, во время которой ободренные защитники бились до вечера, татары утромъ неожиданно бѣжали, оставивъ тяжелые запасы въ добычу осажденнымъ. И послѣ сего сколько ни было случаевъ нападеній татарскихъ, Господь, по молитвамъ угодника Своего, не оставлялъ отечество наше Своею всесильною помощію.

Совершивъ подвигъ многотруднаго служенія церкви и отечеству на первосвятительскомъ поприщѣ, св. Іона скончался въ глубокой старости въ 1461 году и отъ небеснаго Пастыреначальника увѣнчанъ славнымъ вѣнцемъ нетлѣнія и чудотворенія отъ мощей его, которыя и до нынѣ, почивая въ московскомъ Успенскомъ соборѣ, служатъ немолчнымъ свидѣтельствомъ Божія благоволенія къ православному отечеству нашему.

II. Прославляя святителя Іону, будемъ, братія, подражать его св. жизни-

а) Его благочестивая жизнь, которую онъ въ подвигахъ поста, молитвеннаго бдѣнія и труда и монашескаго послушанія началъ проводить съ 12 лѣтняго возраста, да напомнитъ и намъ о необходимости скорѣе обратиться къ Богу и служить Ему, ходя по стопамъ заповѣдей Его; не будемъ откладывать свое нравственное исправленіе до старости, ибо не только старость, но и слѣдующій день не въ нашей волѣ: бдите убо, яко не вѣсше дне ни часа, въ оньже Сынъ человѣческій пріидетъ (Мѳ. 25,13).

б) Будемъ, по примѣру св. Іоны, отзывчивы на помощь всѣмъ несчастнымъ нашимъ ближнимъ, которымъ станемъ помогать не только словомъ и добрымъ совѣтомъ, но и вещественными пожертвованіями. Будемъ имѣть любовь между собою, которая есть вѣрный признакъ того, что мы истинные ученики I. Христа и христіане не по имени только, ной на самомъ дѣлѣ. Въ день страшнаго суда Божія дѣла нашего милосердія къ ближнимъ не будутъ забыты и привлекутъ къ намъ милость Божію по слову Господа: ублаженіе милостивы, яко тіи помилованы будутъ

 в) Станемъ, наконецъ, по подражанію святителю Іонѣ, горячо любить свое отечество и не щадить никакихъ жертвъ для него. Если долгъ и присяга потребуютъ отъ насъ пожертвовать нашею жизнію, защищая и охраняя св. вѣру, царя и отечество, то не устрашимся этой жертвы, какъ бы она ни казалась велика: за временную жизнь мы наслѣдуемъ вѣчную, за потерю земныхъ и скоропреходящихъ благъ мы сдѣлаемся наслѣдниками небесныхъ и нескончаемыхъ. Исполняя не изъ страха только, но и по совѣсти всѣ свои гражданскія обязанности, возложенныя на насъ законами отечества, будемъ всегда помнить, что „худой гражданинъ царства земного и для небеснаго царства не годенъ", по мудрому выраженію одного учителя отечественной церкви. Аминъ. (Сост. съ заимств. историч. части поуч. изъ № 21 Моск. Епарх. Вѣд. за 1879 г. свящ. Гр. Д—ко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий