Поученіе. Св. Левъ, епископъ катанскій

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Грѣшно вѣрить, что волшебники могутъ „портить“ людей

  I. Въ сицилійскомъ городѣ Катанахъ былъ одинъ чародѣй, по имени Иліодоръ, весьма искусно творившій ложныя чудеса. Его неоднократно осуждали на смерть, но онъ вдругъ исчезалъ и въ одинъ и тотъ же день являлся въ различныхъ мѣстахъ. Напрасно св. Левъ, епископъ катанскій, память коего совершается нынѣ, убѣждалъ Иліодора покаяться.

Онъ смѣялся надъ увѣщаніями святителя и однажды пришелъ въ храмъ, гдѣ св. Левъ совершалъ службу, и своимъ волхвованіемъ произвелъ то, что молившіеся въ храмѣ христіане начали топать, прыгать смѣяться и дѣлать др. непристойности. За такое оскорбленіе св. храма Левъ подошелъ къ Иліодору, связалъ его омофоромъ и вывелъ изъ храма. Потомъ приказалъ зажечь костеръ, взошелъ въ огонь съ Иліодоромъ, и стоялъ до тѣхъ поръ, пока сгорѣлъ волхвъ. Огонь, уничтожившій Иліодора, не коснулся даже одежды св. Льва, который остался невредимъ. Вотъ какое великое и поучительное для насъ наказаніе постигаетъ тѣхъ, которые безчинствуюта въ храмѣ Божіемъ.

II. Изъ приведеннаго разсказа изъ жизни св. Льва, епископа катанскаго, нѣкоторые могутъ вывести весьма ложное заключеніе, а именно, будто волшебники могутъ вредить людямъ, или какъ обыкновенно говорятъ сельскіе жители: „портить" людей. Такое мнѣніе не имѣетъ никакого разумнаго основанія. Если упоминаемый въ житіи св. Льва волшебникъ могъ силою бѣсовскаго волхвованія сдѣлать то, что молившіеся во храмѣ христіане начали топать, прыгать, смѣяться и вообще вести себя безчинно, то это произошло единственно по допущенію Господа, Который восхотѣлъ чрезъ это торжественно и явно для всѣхъ показать все безсиліе волшебныхъ чарованій, ибо не прошло и нѣсколькихъ минутъ, какъ св. Левъ, укрѣпленный силою Божіею, совершилъ великое чудо: связавъ своимъ омофоромъ волшебника, онъ взошелъ вмѣстѣ съ нимъ въ горящій костеръ и оставался въ немъ совершенно невредимый до тѣхъ поръ, пока волшебникъ сгорѣлъ, явно показавъ чрезъ то все безсиліе бѣсовской силы, которою дѣйствовалъ волшебникъ.

И такъ, вѣрить, что волшебники могутъ портить людей, т. -е. поселять въ нихъ бѣса, неразумно и грѣшно.

а ) Суевѣрные волшебники, или колдуны вредны лить однимъ самимъ себѣ, а не другимъ людямъ; они только обманываютъ себя и другихъ,—и есть просто самооболыценные обманщики. Діаволъ ни въ чемъ не можетъ помочь суевѣрному волшебнику, потому что самъ ничего не можетъ сдѣлать безъ соизволенія Божія: безъ попущенія Божія діаволъ не можетъ даже приблизиться къ человѣку, какъ это видно изъ примѣра праведнаго Іова; равнымъ образомъ діаволъ не можетъ ослушаться повелѣнія Божія, какъ это видно изъ многихъ примѣровъ, описанныхъ въ евангеліи. Св. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: «діаволы не имѣютъ ни власти, ни силы противъ кого-нибудь, развѣ когда будетъ сіе попущено по усмотрѣнію Божію, какъ случилось съ Іовомъ, и какъ написано въ евангеліи о свиньяхъ гадаринскихъ. Но при Божьемъ попущеніи они сильны, принимаютъ и перемѣняютъ, какой хотятъ, мечтательный образъ» (Излож. вѣр. кн. II, гл. ІV, стр. 58). Поэтому народное повѣрье, будто волшебники, или, такъ называемые, колдуны «портятъ» людей, т. -е. поселяютъ діаволовъ въ какихъ имъ угодно людей, нелѣпо и совершенно неосновательно. Не слѣдуетъ потому приписывать имъ особенной силы и страшиться ихъ. Діаволъ вселяется въ людей по попущенію Божію, стало- быть, самъ по себѣ, никакой посторонній человѣкъ-волшебникъ, или колдунъ, не можетъ имѣть въ этомъ бѣдствіи никакого участія или посредства.

б) Но есть условія, при которыхъ діаволъ можетъ поселиться въ человѣкѣ. Поселяется діаволъ въ бѣсноватыхъ людяхъ, потому что эти люди сами привлекли къ себѣ злыхъ духовъ; они сами приготовили въ себѣ жилище для діаволовъ, выметенное и убранное нераскаянными грѣхами, не занятое Богомъ, благодатію Божіею, подготовленное грѣховною жизнію для вмѣстилища діавола. Бѣсноватые люди нераскаянными грѣхами своими вмѣсто жилища Божія дѣлаются вмѣстилищемъ духа нечистаго. Объ этомъ такъ говоритъ Спаситель нашъ: когда духъ нечистый выйдетъ изъ человѣка (изгнанный при крещеніи нашемъ), то ходитъ по безводнымъ мѣстамъ, ища покоя, и не находитъ. Тогда говоритъ: возвращусъ въ домъ мой, откуда я вышелъ. И вотъ онъ идетъ. И если, пришедши, находитъ его не занятымъ Богомъ, когда кто лишится Св. Духа за свою нераскаянную жизнь, тогда идетъ нечистый духъ и беретъ съ собою семь другихъ духовъ (какъ семь духовныхъ даровъ, такъ, въ противоположность сему, семь духовъ злобы, или семь смертныхъ грѣховъ и страстей; семь можно принимать и какъ обозначеніе множества вообще, а не въ строгомъ смыслѣ) («Толк. еванг.» еп. Михаила), злѣйшихъ себя, и вошедшіе, оживутъ тамъ; и бываетъ для человѣка того послѣднее хуже перваго (Мѳ. XII, 42—45; Лук. XI, 24 -2 6 ). Такимъ образомъ люди, одержимые злыми духами, которыхъ привлекли въ себя своими нераскаянными грѣхами, должны жаловаться въ своихъ временныхъ и вѣчныхъ мученіяхъ не на волшебниковъ или колдуновъ, а единственно на однихъ самихъ себя.

И дѣйствительно, есть иного примѣровъ въ жизнеописаніяхъ святыхъ, изъ которыхъ ясно, что нераскаянные грѣшники наказываются иногда бѣснованіемъ. Къ преп. Лимону привели одного бѣсноватаго отрока для уврачеванія; но онъ сказалъ: «украденнаго у вдовицы вола и вами съѣденнаго отдайте, и отрокъ выздоровѣетъ». Такъ и случилось. (Ч. -Мин. окт. 4. д.). Еще примѣръ: св. Пахомій помазаніемъ св. елеемъ исцѣлилъ отъ бѣса одну дѣвицу послѣ того, какъ она созналась отцу въ своемъ грѣхѣ и обѣщалась болѣе не грѣшить, а прежде того не хотѣлъ исцѣлить ее, какъ оскверненную блудомъ (Ч. -М. 15 мая). Въ угодныхъ же Богу людей бѣсы не могутъ войти: бѣсъ, изгнанный преп. Парѳеніемъ изъ одного человѣка, просилъ указать ему другого, въ котораго бы онъ вошелъ, и когда св. Парѳеній, отверзая уста свои , предлагалъ войти въ него, діаволъ, сказавши: «какъ я могу войти въ домъ Божій», исчезъ. (Ч. -М. 7 Февр.).

И не для чего иного Богъ допускаетъ діаволу поселиться въ человѣка, какъ для того, чтобы человѣкъ въ нераскаянныхъ грѣхахъ своихъ не погибъ на всю вѣчность, но чтобы, мучимый бѣсомъ, онъ раскаялся и обратился къ Богу. Такимъ образомъ діаволъ дѣлается невольнымъ орудіемъ спасенія того человѣка, котораго замыслилъ погубить. Въ этомъ именно діаволъ сознавался препод. Пахомію «крѣпость ваша возросла на меня вочеловѣченіемъ Бога Слова, давшаго власть наступать на всю силу нашу, поэтому я не могу къ вамъ приблизиться, и когда побораю васъ, то бываю виновникомъ пользы вашей» (Ч. -М. 15 мая),

в) Какія же существуютъ средства, которыми можно изгнать демоновъ? Самъ Спаситель сказалъ, что духа злобы можно изгнать постомъ и молитвою, а не силою волшебною. Духа злобы могутъ изгнать не волшебники, а только св. апостолы, которымъ Самъ Спаситель далъ власть на дусѣхъ нечистыхъ, да изгонятъ ихъ, а послѣ ихъ такую же власть имѣютъ пастыри церкви, какъ преемники апостоловъ (Мѳ. X, 1). Они имѣютъ въ св. церкви благодатныя средства къ изгнанію нечистыхъ духовъ, какъ-то: молитвы и заклинанія въ пользу вѣрующихъ, одержимыхъ нечистыми духами, чтенія евангелія, водоосвященія, исповѣдь одержимыхъ нечистыми духами, елеосвященіе, пріобщеніе св. тайнъ и другія богодарованныя средства. Страждущіе отъ духовъ нечистыхъ должны творить усердныя молитвы къ Господу I. Христу, пречистой Его Матери и къ тому святому, имя котораго наречено на нихъ, а также чаще исповѣдаться и причащаться св. тайнъ. Тогда духъ злобы не можетъ жить въ человѣкѣ. Въ жизнеописаніяхъ святыхъ Божіихъ находимъ, что самое сильное средство къ отгнанію. бѣсовъ есть, какъ возможно частое, отъ чистаго сердца и усердія, пріобщеніе св. и

животворящихъ тайнъ Христовыхъ. О преп. Іоаннѣ Вострскомъ повѣствуется, что этотъ св. мужъ спросилъ однажды бѣсовъ, мучившихъ отроковицъ: «изъ-за чего они боятся христіанъ?» Вѣсы отвѣчали: «у васъ есть три великія вещи, коихъ мы боимся: одну вы носите у себя на шеѣ (св. крестъ), другою вы омываетесь (св. крещеніе), третью вкушаете въ церкви (св. причащеніе)». — «Изъ сихъ трехъ которая для васъ страшнѣе?» спросилъ препод. Іоаннъ. Они отвѣчали: «если бы вы, христіане, хорошо умѣли хранить то, чего причащаетесь, то никто изъ насъ не посмѣлъ бы подойти къ вамъ“ (Троиц. лист. № 361. 1887 г.).

III. Итакъ «порча» есть пустое, вздорное и нелѣпое повѣрье: волшебники не могутъ ни поселить въ бѣсноватыхъ людяхъ злыхъ духовъ, ни изгнать ихъ. Нечего бояться и страшиться ихъ. Безъ воли Божіей и волоса съ головы нашей не падаетъ, а тѣмъ болѣе не можетъ совершиться безъ воли Божіей что-либо, выходящее изъ круга событій обыкновенныхъ. Все совершается подъ непосредственнымъ распоряженіемъ Божіимъ. (Сост. по X» 1 и 2-му „Пастырскаго собесѣдника,, за 1888 г. Г.Д-ко).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий