Поученіе. Св. Левъ, папа римскій

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Сила кроткаго слова.

 I Велика сила слова, которое исходитъ изъ благочестиваго кроткаго сердца: оно смиряетъ гордыхъ и смягчаетъ жестокосердыхъ.

Святитель Лев,папа Римский

Въ подтвержденіе этой истины разскажемъ вамъ, братіе, слѣдующее событіе изъ жизни св. Льва, папы римскаго, память коего нынѣ.

Въ то время, когда Левъ былъ папою или, что тоже значитъ, архіепископомъ въ Римѣ, появился дикій и воинственный народъ гунны. Предводителемъ этого народа былъ Атилла, справедливо прозванный бичемъ Божіимъ, ибо жегъ, грабилъ и убивалъ людей безъ всякаго состраданія; онъ самъ хвалился, что не выростаетъ трава тамъ, гдѣ прошелъ конь его. Вотъ онъ уже сжегъ и разрушилъ до пятисотъ городовъ и приближался къ Риму. Страхъ обнялъ жителей Рима, всѣ бѣжали изъ города, бросали оружіе, такъ какъ считали врага непобѣдимымъ. Но не бѣжалъ и не страшился Атиллы св. Левъ. ІІо просьбѣ императора, онъ встрѣтилъ непобѣдимаго завоевателя съ оружіемъ, которое оказалось острѣе всѣхъ мечей,—оружіе это было доброе, кроткое слово служителя Божія. « Атилла, ты побѣдилъ всю вселенную, говорилъ св. Левъ, теперь просимъ тебя, побѣди самого себя, не разрушай нашего города, пощади насъ» . Слова св. Льва были такъ убѣдительны и кротки, что смягчили жестокаго варвара, и Атилла сказалъ Льву: «твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни былъ, человѣкъ или ангелъ, но Римъ обязанъ тебѣ своимъ спасеніемъ. Старецъ, ты въ одну минуту и нѣсколькими словами сдѣлалъ болѣе, нежели всѣ многочисленные воины, воевавшіе со мною; я признаю себя побѣжденнымъ!».

II. Видите, братія, доброю ласкою и просьбой всегда можно сдѣлать гораздо болѣе, чѣмъ гнѣвомъ.

Если вы видите, что кто либо замышляетъ оскорбить васъ, то вмѣсто того, чтобы вступать съ нимъ въ ссору, поспѣшите смягчить гнѣвъ его ласковымъ словомъ. Языкъ, исправляющій ближняго, есть какъ бы древо жизни. «Кроткій языкъ—древо жизни, но необузданный—сокрушеніе духа», говорится въ притчахъ Соломона (Притч. 15, 4).

Чтобы наглядно видѣть, какую силу имѣетъ слово, исполненное христіанской любви и кротости, какъ оно могущественно дѣйствуетъ даже на грубыхъ людей, не просвѣщенныхъ свѣтомъ христіанской вѣры, приведемъ здѣсь два примѣра.

Когда пришли къ аввѣ Іоанну персянину злодѣи, чтобы ограбить его и убить, онъ принесъ умывальницу и умолялъ ихъ словами христіанской любви и кротости позволить ему умыть ихъ запыленныя ноги. Злодѣи устыдились: начали просить у св. старца прощенія и раскаиваться въ своей злонамѣренности. (Достопам. сказ. оподв. св. и блаж. Отцевъ).

Однажды преподобный Макарій, идя въ нитрійскую гору въ сопровожденіи ученика своего, повелѣлъ ему итти нѣсколько впереди себя. Ученикъ,ушедши на нѣкоторое разстояніе впередъ, повстрѣчался съ идольскимъ жрецомъ, который куда-то очень спѣшилъ, неся большой отрубокъ дерева. Ученикъ воскликнулъ ему: «куда бѣжишь, демонъ?» Жрецъ, разсердившись, прибилъ его жестоко, и оставивъ его едва дышавшимъ, снова поспѣшно продолжалъ путь свой. ІІрошедши немного, онъ встрѣтился съ блаженнымъ Макаріемъ, который еще издали привѣтствовалъ его такъ: «здравствуй, трудолюбецъ, здравствуй!». Жрецъ, удивившись, отвѣчалъ: «что нашелъ ты во мнѣ добраго, чтобы привѣтствовать меня?» Старецъ сказалъ: «сдѣлалъ я тебѣ привѣтствіе потому, что увидѣлъ тебя трудящимся и заботливо спѣшащимъ куда-то».  Жрецъ на это отвѣчалъ: «отъ привѣтствія твоего я пришелъ въ умиленіе, и понялъ, что ты—великій служитель Бога, — напротивъ того, другой, не знаю какой, инокъ, повстрѣчавшись со мной, обругалъ меня, за то я и прибилъ его». Съ этими словами онъ палъ къ ногамъ Макарія, обнялъ ихъ и воскликнулъ: «не оставлю тебя, доколѣ не сдѣлаешь меня монахомъ!». Они пошли вмѣстѣ. Дошедши до того мѣста, гдѣ лежалъ избитый инокъ, они подняли его и отнесли на рукахъ въ церковь, потому что онъ не могъ итти. Братія горы, увидѣвъ, что жрецъ идольскій идетъ вмѣстѣ съ блаженнымъ Макаріемъ, очень удивились этому. Жрецъ принялъ христіанство, а потомъ и монашество. Наставленные примѣромъ его, многіе изъ идолопоклонниковъ обратилися къ христіанству.

По этому случаю сказалъ авва Макарій: «слово гордое и злое направляетъ ко злу и гордыхъ людей, а слово смиренное и благое обращаетъ къ добру и злыхъ людей». («Отечн» , еп. Игнат., стр. 308).

III. Молитвами св. Льва, нынѣ воспоминаемаго, да удалитъ отъ насъ Господь духъ раздраженія и гнѣва и да даруетъ намъ духъ христіанской кротости и любви въ обращеніи со всѣми нашими ближними и не только съ друзьями, что и естественно, но и съ людьми, враждебно къ намъ настроенными. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий