Поученіе. Св. Митрофанъ, патріархъ цареградскій

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Тайна долголѣтней жизни.

  I. Св. Митрофанъ, память коего совершается нынѣ, жившій во время равноапостольнаго царя Константина, принадлежалъ къ благочестивому семейству христіанскому и состоялъ въ родствѣ съ императорскимъ домомъ.

Со временемъ, когда Константинъ Великій перенесъ столицу изъ Рима въ Константинополь, Митрофанъ, за святость жизни и высокій умъ, возведенъ былъ въ епископское достоинство и былъ первымъ константинопольскимъ святителемъ. Онъ жилъ сто семнадцать лѣтъ, отличался даромъ прозорливости и скончался мирно, уважаемый всею церковію, предсказавъ за 10 дней часъ своей кончины.

II. Святитель Митрофанъ, прожившій 117 лѣтъ, даетъ намъ, братія, поводъ побесѣдовать съ вами о тайнѣ долголѣтней жизни.

а) Кто могъ бы намъ сказать, въ чемъ заключается тайна долголѣтней жизни? Всего лучше, конечно, спросить объ этомъ у того, кто самъ достигъ глубокой старости, а стало быть опытомъ жизни постигъ эту желанную тайну. Но гдѣ же эти старцы—избранники Божій, къ которымъ и смерть-то боится подойти съ своей острою косою прежде, чѣмъ сѣдина украситъ ихъ головы? — Эти старцы —св. подвижники, ихъ жилища— тѣсныя келліи, дикія пустыни, темныя пещеры, да дебри непроходимыя! Трудно бы повѣрить этому, если бы не было такъ много неложныхъ очевидцевъ-свидѣтелей. Раскройте житія св. Отцевъ, подвизавшихся въ общежитіи, и читайте: большая часть дня и ночи у нихъ проходила въ церковномъ богослуженіи- затѣмъ колѣнопреклоненія и молитвенныя стоянья по цѣлымъ часамъ у себя въ кельѣ; потомъ—рукодѣлье, тяжелые труды монастырскихъ послушаній, и—часъ,двавъ сутки для отдыха; при всемъ этомъ — пища самая скудная, часто одинъ хлѣбъ — да вода, а то и просто одно какое-нибудь зеліе... На долго ли, кажется, достанетъ силъ тѣлесныхъ при такихъ трудахъ? А вотъ у этихъ старцевъ доставало ихъ на восемьдесятъ, девяносто, и даже на сто лѣтъ! Пахомій Великій жилъ до 85 лѣтъ;, Евѳимій Великій— 97 лѣтъ; Ѳеодосій общихъ житій начальникъ—105 л.; Савва Освященный и Іоанникій Великій — 94 г.; и наши русскіе подвижники: пр. Никонъ печерскій 90 л.; Сергій радонежскій 78 л.; Кириллъ бѣлозерскій 90 л.; Александръ свирскій 85 л.; Макарій желтоводскій 95 л. и друг.

б) Скажутъ: „то были святые люди; ихъ ужъ Самъ богъ хранилъ Своею благодатію. Гдѣ ужъ намъ, грѣшнымъ, брать съ нихъ примѣръ? «

 Но, во-первыхъ, никто и не говоритъ, чтобы нужно было непремѣнно бросить міръ, бѣжать въ пустыню; у насъ идетъ рѣчь о долголѣтіи, и вотъ мы указываемъ примѣры долголѣтней жизни у св. подвижниковъ, а эти примѣры ясно говорятъ, что строгіе посты, умерщвленіе плоти и другіе подвиги христіанскіе вовсе не сокращаютъ жизни человѣческой, какъ думаютъ мудрецы вѣка сего, и что, стало быть, св. заповѣди Божій о постѣ и воздержаніи нисколько не противорѣчатъ человѣческой природѣ.

Во-вторыхъ, правда и то, что Богъ особенно хранилъ и продолжалъ жизнь Своихъ угодниковъ, дабы они своимъ словомъ и примѣромъ пользовали и другихъ. Однако-же не слѣдуетъ забывать, что вѣдь Господь за то и дарилъ имъ долгую жизнь, что они эту жизнь всецѣло Ему же на служеніе посвящали. Значитъ: живи по-Божьи, Богъ и тебя благословитъ долголѣтіемъ,—ихъ хранилъ, и тебя сохранитъ, имъ помогалъ, и тебѣ поможетъ.

Наконецъ, надобно еще вотъ что сказать: ужъ слишкомъ мы привыкли извинять себя тѣмъ, что мы не святые, что мы люди грѣшные. А того и не хотимъ понять, что вѣдь святые-то были такіе же люди, какъ и мы; что вѣдь и они имѣли ту же плоть и кровь — не ангелы вѣдь были, а стало быть и голодъ и жажду, и стужу и зной — все такъ же ощущали, какъ и мы. Стало быть напрасно мы думаемъ, будто святые такъ ужъ и жили только одною благодатію.

в) Нѣтъ, въ томъ-то и дѣло, что самая простота ихъ жизни, самая строгость ихъ подвиговъ, ихъ суровые посты, тяжелые труды, все это и было, разумѣется, не безъ содѣйствія благодати Божіей, причиною ихъ долголѣтней жизни. Какимъ образомъ? А вотъ послушайте: есть у насъ одинъ врагъ жизни—это грѣхъ; его оброки— болѣзнь и смерть. И съ какою жадностію этотъ господинъ собираетъ свои оброки!

Пьяницѣ онъ властно говоритъ: тебѣ долго не жить — ты мой!

Блуднику тотъ- же приговоръ: твоя развратная жизнь скоро истощитъ твой духовныя и тѣлесныя силы, сведетъ тебя въ могилу—ты мой!

Честолюбцу и сребролюбцу говоритъ: зависть, какъ червь, подточитъ и засушитъ ваши кости и сократитъ ваши дни—вы мои...

Гнѣвливый и  раздражительный самъ сокращаетъ свою жизнь,...

И вотъ святые Божіи всю жизнь вели борьбу со грѣхомъ, и крѣпко побѣждали въ своемъ сердцѣ этого лютаго врага: оттого онъ и не смѣлъ пресѣкать ихъ жизни серпомъ смертнымъ прежде, чѣмъ они, какъ пшеница Божій., созрѣвали для житницы небесной...

Правда, есть случаи, когда напр. младенцы; еще ничѣмъ не согрѣшившіе, умираютъ, когда зрѣлые мужи, полные любви къ Богу и ближнимъ, не достигшіе и половины дней своей жизни, восхищаются отъ сей земной жизни къ жизни небесной,—но эти случаи исключительные и находятся подъ особымъ смотрѣніемъ премудраго и всеблагаго Промысла Божія, то избавляющаго сихъ прежде времени умершихъ людей отъ грѣха и наказаній за него, то чрезъ преждевременную смерть ихъ наказывающаго людей, не хотящихъ цѣнить ихъ, какъ великихъ слугъ Божіихъ, или чрезъ отнятіе отъ земной жизни великихъ людей направляющаго исторію людей на иной путь.

III. Итакъ,—вообще говоря, грѣхъ— вотъ настоящій врагъ нашей жизни; во всемъ воздержаніе —есть мать здоровья и долгоденствія. Святитель Митрофанъ воронежскій, соименный нынѣ прославляемому Митрофану цареградскому, такое правило давалъ: „мало пій, мало яждь —здравъ будешь». Вотъ въ чемъ тайна долголѣтней жизни! А стало быть и тѣ, кто говоритъ, будто „кому ужъ какой предѣлъ положенъ, кому сколько Богъ назначилъ жить, столько и проживешь", — говорятъ неправду: Богъ назначаетъ предѣлъ жизни твоей, смотря потому, какъ ты самъ живешь: будешь жить хорошо — Богъ и вѣку тебѣ прибавитъ; будешь жить худо—и на долгую жизнь не расчитывай: твой же грѣхи сократятъ ее и отнимутъ у тебя прежде времени, Кто есть человѣкъ хотяй животъ, любяй дни видѣти благи; уклонися отъ зла, и сотвори благо (Псал. 33, 13. 15). Это урокъ многоопытнаго царя и пророка Давида. (Сост. съ допол. по № 95 „Троицк. лист. ").

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий