Поученіе. Св. муч. Агаѳія

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.

 О вѣрности Христу.

Святая мученица Агафия

 I. Св. мученица Агаѳія, нынѣ прославляемая, родомъ изъ Сициліи, дочь благородныхъ и богатыхъ родителей, была необыкновенной красоты.

Во времена гоненія отъ Декія, правитель острова, услышавъ о ея красотѣ и богатствѣ, хотѣлъ склонить ее къ отреченію отъ Христа и беззаконному супружеству; но ни ласки, ни мученія не помогли ему въ этомъ. «Легче смягчить камень и растопить желѣзо, чѣмъ убѣдить эту дѣвицу», сказала объ Ага ѳіи Афродисія, которой отдана была она для того, чтобы убѣдить ее исполнить желаніе правителя. «Да будетъ вамъ извѣстно, отвѣчала св. Агаѳія своимъ соблазнителямъ, что всѣ мой помышленія основаны на камнѣ и ни кто не можетъ отлучить меня отъ любви Христовой; ваши же лестныя слова подобны вѣтру; ваши мірскія увеселенія— какъ дождь, а ваши угрозы, какъ рѣки. Устремляется все это на храмину души моей, но поколебать не можетъ, ибо она стоитъ на камнѣ, иже есть Христосъ — Сынъ Божій». ІІослѣ жестокихъ мученій, когда повели ее въ темницу, мирно скончалась въ 251 году.

II. Св. Агаѳія служитъ чуднымъ образцомъ непоколебимой вѣрности Христу.

 а) Вѣрнымъ называемъ того, кто долгъ подданства и повиновенія, признанную обязанность, данную клятву и даже простое данное слово или обѣщаніе исполняетъ безъ измѣны, безъ уклоненія, безъ ослабленія, безъ лицемѣрія, дѣятельно, точно, чистосердечно. Вѣрнымъ до смерти можно почитать того, кто пребываетъ вѣрнымъ во всю свою жизнь до конца ея; преимущественно же того должно почитать вѣрнымъ до смерти, кто, встрѣчая обстоятельства, въ которыхъ вѣрность нельзя сохранить иначе, какъ съ пожертвованіемъ удовольствій, выгодъ, почестей и самой жизни, рѣшительно готовъ пожертвовать, и дѣйствительно жертвуетъ, удовольствіями, выгодами, почестями, самою жизнію, чтобы сохранить вѣрность. Этихъ понятій о вѣрности, надѣюсь, никто не будетъ оспаривать.

б) Теперь, чтобы опредѣлить нашу вѣрность ко Христу, должную и дѣйствительную, надлежитъ принять въ разсужденіе, какія мы имѣемъ къ Нему обязанности, и какъ ихъ исполняемъ. Мы природные рабы Богу и Христу, по владычественному праву Творца надъ Своими созданіями, Вседержителя надъ всѣмъ, что пользуется Его промышленіемъ и управленіемъ. Но, такъ какъ мы нарушили сей естественный союзъ съ Богомъ нашею невѣрностію и непослушаніемъ; и такъ какъ Христосъ желаетъ возвысить рабовъ на степень свободныхъ, и даже въ достоинство сыновъ: то Онъ призвалъ насъ добровольно вступить въ новый съ Нимъ завѣтъ; и мы вступили въ него крещеніемъ, и приняли соединенныя съ нимъ обязанности. Какія?—Мы отреклись сатаны и всѣхъ дѣлъ его, и сочетались Христу, исповѣдавъ вѣру въ Него и признавъ въ Немъ нашего Царя и Бога.

в) Вѣрны ли мы принятымъ на себя чрезъ это обязанностямъ?—Кажется, мы чуждаемся дѣлъ сатаны; не возстаемъ противъ Бога; не идолопоклонствуемъ; чувствуемъ отвращеніе отъ злобы и разврата; сохраняемъ вѣру во Святую Троицу и во Христа Спасителя; продолжаемъ признавать Его нашимъ Царемъ и Богомъ. Что вы думаете? Не выдержали-ли мы уже испытанія въ вѣрности Христу? Не можемъ ли уже простереть руку къ Вѣнцедавцул сказать: Господи, кажется, мы вѣрны: подаждь намъ вѣнецъ живота!—Нѣтъ, братія, можетъ случиться, что это само- испытаніе, кажущееся такъ удовлетворительнымъ по важности предметовъ и благовидности выраженій, окажется неполнымъ и ненадежнымъ, если продолжимъ испытывать себя не поверхностнымъ, а проницательнымъ взоромъ, и если станемъ повѣрять мысль и слово дѣломъ и опытомъ. Истина лучше откроется, если спросимъ себя: пріобрѣли-ль мы вѣрность христіанскимъ обязанностямъ до смертію, подобно тому, какъ стяжали ее св. подвижники и мученики? Смертный приговоръ за вѣрность Христу св. мученики выслушивали съ радостію: съ мирною молитвою преклоняли голову подъ мечъ, или метаемые на нихъ камни; не могли поколебать ихъ вѣрности ни прельщенія чувственными удовольствіями, или видами корысти и славы человѣческой, ни угрозы, ни темницы, ни отъятіе имѣнія, ни осужденіе на тяжкія работы, ни разнородныя мученія изобрѣтательной злобы,—эта медленная, нерѣшительная смерть, противъ которой непоколебимо устоять труднѣе, нежели противъ рѣшительной, мгновенной смерти. Подобные опыты вѣрности способны ли выдержать люди, которые, думая быть вѣрными Христу, гораздо болѣе вѣрны своимъ прихотливымъ желаніямъ, своимъ безотчетнымъ привычкамъ и суетнымъ обычаямъ, своимъ страстямъ? Напримѣръ, перенесъ ли бы благодушно долгое темничное заключеніе за вѣру и правду тотъ, кто не переноситъ однодневнаго добровольнаго заключенія въ своемъ домѣ, не для какого-нибудь истязанія себя, но для полезнаго труда, для попеченія о душѣ, для размышленія о Богѣ, а чувствуетъ неодолимое влеченіе, если не утромъ, то вечеромъ, броситься въ разсѣянный кругъ подобныхъ людей, или въ вихрь увеселеній? Былъ ли бы тотъ безстрашенъ и непоколебимъ, охраняя свою вѣру и совѣсть, при видѣ угрожающихъ за сіе лишеній, страданій и смерти, кто колеблется предъ лишеніемъ— тучной пищи въ день поста, боится умереть — отъ воздержанія, оказываетъ невниманіе къ руководству матери-церкви, чтобы не причинить скорби—своему чреву? Или намъ не слиткомъ нужно заботиться о строгихъ испытаніяхъ вѣрности, потому что мы живемъ не въ мученическія времена?—Но, братія, безсмертный Вѣнцедавецъ требуетъ вѣрности до смерти, а безъ того не обѣщаетъ дать вѣнецъ живота: буди вѣренъ даже до смерти и дамъ ти вѣжш живота (Апок. II, 10).

III. Что же намъ должно дѣлать? — На добно найти средство сдѣлаться вѣрными до смерти и безъ мученичества, и употребить такое средство прежде смерти: потому что поздно будетъ сѣять, когда настанетъ время собирать плоды. Такое средство предлагаетъ намъ апостолъ, когда говоритъ: умертвите уды ваша, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе (Колос. III, 5). Умерщвляйте плотское самолюбіе и самоугодіе, не только во внѣшнихъ дѣйствіяхъ, но и въ сокровенныхъ движеніяхъ вашего сердца, и это не собственнымъ только мудрованіемъ,которое чѣмъ болѣе самонадѣянно, тѣмъ менѣе надежно, но непрестаннымъ обращеніемъ сердца вашего ко Христу, съ искреннимъ желаніемъ благоугодить Ему, при помощи благодати Его. (Сост. по проп. Фил.митр. моск.,т. V, изд. 1885г.).

Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий