Поученіе. Св. муч. Кодратъ

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Лѣчиться не грѣхъ.

 1. Св. муч, Кодратъ, память коего нынѣ, новорожденнымъ младенцемъ найденъ въ пустынѣ, близъ г. Коринѳа. Тутъ родила его Руѳина, жена коринѳскаго гражданина, которая скрывалась въ пустынѣ во время гоненія на христіанъ въ III вѣкѣ., и умерла.

Когда при явной помощи Божественнаго Промысла выросъ Кодратъ, то научился врачеванію болѣзней; но по любви къ уединенію удалился въ горы., гдѣ подвизался въ постѣ и молитвѣ. По временамъ все-таки посѣщалъ городъ для врачеванія болѣзней, ибо, живя въ пустынѣ, изучилъ иного цѣлебныхъ травъ и растеній, и движимый любовію къ ближнимъ, дѣлился своими познаніями, пособляя бѣднымъ. Когда воздвигъ гоненіе на христіанъ Декій, то Іасонъ, царскій чиновникъ, прибывшій въ Коринѳъ, призвалъ къ себѣ Кодрата съ его друзьями и требовалъ, чтобы они отреклись отъ Христа. Когда же они отказались, то приказалъ ихъ повѣсить головами внизъ, бить, строгать тѣло и жечь, наконецъ отсѣчь имъ головы. На мѣстѣ казни, гдѣ земля обагрилась кровію мучениковъ, вдругъ явился источникъ чистой воды.

II. Изъ краткой жизни этого св. мученика вы видѣли, братія, что онъ, находясь долго въ пустынѣ и узнавъ цѣлебныя средства многихъ растеній, оказывалъ при помощи Божіей, врачебную помощь людямъ. Это учитъ насъ той истинѣ, что лѣчиться не грѣхъ, вопреки предразсудку нѣкоторыхъ, которые считаютъ лѣченіе отъ болѣзней грѣхомъ.

а) Еще древній ветхозавѣтный мудрецъ говорилъ: «почитай врача честью по надобности въ немъ, ибо Господь создалъ его, и отъ Вышняго — врачеваніе, и отъ даря получаетъ онъ даръ. Знаніе врача возвыситъ его, и между вельможами онъ будетъ въ почетѣ. Господь создалъ изъ земли врачевства, и благоразумный человѣкъ не будетъ пренебрегать ими. Ими онъ врачуетъ человѣка и уничтожаетъ болѣзнь его. Приготовляющій лѣкарства дѣлаетъ изъ нихъ смѣсь, и черезъ него бываетъ благо на землѣ. Сынъ мой! Въ болѣзни твой не будь небреженъ, но молись Господу... и дай мѣсто врачу, ибо и его создалъ Господь, и да не удаляется онъ отъ тебя, ибо онъ нуженъ. Въ иное время и въ ихъ рукахъ бываетъ успѣхъ; ибо и они молятся Господу, чтобы Онъ послалъ имъ подать больному облегченіе и исцѣленіе къ продолженію жизни» (Сир. 38, 1—14). Таковъ совѣтъ многоопытнаго мужа, владѣвшаго духовною прозорливостію. Можно ли не согласиться съ этимъ совѣтомъ, можно ли отвергать пользу, приносимую врачебною наукою и ея служителями?

б) Соображенія здраваго разума говорятъ за ту же пользу. Въ настоящее время только самые темные люди относятся съ предубѣжденіемъ и недовѣріемъ къ врачамъ; только самые упорные въ своихъ наслѣдственныхъ заблужденіяхъ не довѣряютъ врачамъ и не хотятъ пользоваться предохранительными отъ болѣзни средствами. Въ самомъ дѣлѣ, врачи, нарочито изучавшіе врачебныя науки и имѣвшіе многочисленные случаи лѣченія всякихъ недуговъ, лучше, чѣмъ кто — либо, могутъ оказать помощь заболѣвшему. Имъ извѣстенъ и родъ болѣзни и средства, ее облегчающія. Совершенно неправильно поэтому поступаютъ тѣ люди, которые, держась мнѣнія: чему быть—того не миновать, не хотятъ употреблять предписываемыя свѣдущими людьми предосторожности отъ губительныхъ болѣзней. Нѣтъ, здоровье — это первое наше благо на землѣ, и мы должны пользоваться имъ разумно и осторожно, должны заботиться о сохраненіи его сами, не разсчитывая всякій разъ на чудесную помощь Божію, которой мы по грѣхамъ своимъ быть можетъ и недостойны. Это было бы признакомъ духовной гордости, сколько грѣховной, столько же и гибельной.

в) Подобнымъ образомъ учатъ и свв. отцы церкви.

«Такъ какъ всѣмъ возмущаемое тѣло наше, пишетъ св. Василій Великій, подвержено многоразличнымъ поврежденіямъ: и совнѣ приключающимся, и зараждаемымъ внутри принятою пищею, и излишествами и недостатками ея: то распоряжающійся всею нашею жизнію Богъ дозволилъ намъ врачебное искусство, которое, въ образецъ душевнаго врачеванія, имѣетъ цѣлію избавлять отъ излишняго и восполнять недостаточное, ибо не сами собой прозябли травы, состоящія въ свойствѣ съ каждою изъ немощей, но, очевидно, по волѣ Создавшаго произведены съ цѣлію служить къ нашей пользѣ. По- этому свойства, заключающіяся въ корняхъ, въ цвѣтахъ, въ листьяхъ, въ плодахъ и въ сокахъ, и что въ металлахъ и въ морѣ открыто годнаго къ пользованію плоти, все это подобно изобрѣтенію принимаемаго въ пищу и питіе. Скотское было бы несмысліе ожидать себѣ здоровья единственно отъ рукъ врача. Но и то будетъ упорствомъ, если во всякомъ случаѣ избѣгать пользованія врачебнымъ искусствомъ. Напротивъ того, пріемля дары отъ Бога, Который съ благостію и премудростію устрояетъ жизнь нашу, будемъ просить у Него сперва познанія тѣхъ причинъ, по которымъ поражаетъ Онъ насъ, а потомъ избавленія отъ скорбей. И дарованную намъ благодать исцѣленія пріимемъ съ благодарностію». (Васил. Вел. Прав. простр. излож. Отв. на вопросъ 55-й).

г) Приведемъ и примѣръ изъ церк. исторіи, показывающій, что лѣчиться не грѣхъ. Преподобный Македоній, сдѣлавшись боленъ, дозволилъ себѣ нѣсколько умѣрить свое воздержаніе и въ оправданіе свое разсуждалъ такъ предъ одной благочестивой женой, отказывавшейся принимать врачебныя средства: «если я умру, я долженъ буду отдать праведному Судіи отвѣтъ за свою смерть, какъ человѣкъ, который избѣжалъ подвиговъ и уклонился отъ трудовъ служенія,— какъ человѣкъ, которому мож смерть и остаться въ живыхъ, чтобы трудиться и собирать отъ трудовъ богатство, но который предпочелъ голодную смерть любомудрственной жизни. Устрашенный этимъ, желая успокоить укоризны совѣсти, я и приказалъ принесть хлѣбъ и, когда его принесли, употребилъ. И тебя прошу, чтобы ты мнѣ болѣе уже не доставляла ячменя, но—хлѣбъ». (См. «Ист. боголюб.» блаж. Ѳеодорита, еп. кирр., стр. 131).

III. И такъ въ случаѣ болѣзни будемъ прибѣгать къ врачебной помощи, напередъ обратившись къ Богу и св. церкви за небеснымъ благословеніемъ и за врачеваніемъ души отъ грѣховъ, отъ которыхъ весьма часто зависятъ и самыя болѣзни. (Свящ. Гр. Дьяченко).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий