Поученіе. Св. муч. Лукилліанъ

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 

 Вѣра въ Бога Отца, Сына и Св. Духа должна быть свидѣтельствована нашею жизнію и дѣлами.

  I. Св. муч. Лукилліанъ, память коего нынѣ, до пожилыхъ лѣтъ былъ языческимъ жрецомъ и только въ старости уразумѣлъ ложность язычества и увѣровалъ въ Бога христіанскаго.

Тогда принялъ онъ св. крещеніе и, съ усердіемъ предавшись изученію христіанскаго ученія, онъ ревностно распространялъ его,и счастливый своимъ обращеніемъ, обращалъ ко Христу и другихъ. Между тѣмъ, въ это время въ г. Никомидіи, гдѣ жилъ Лукилліанъ, возникло сильное гоненіе на христіанъ. Это не остановило старца безбоязненно продолжать свою проповѣдь еллинамъ и іудеямъ. А закоренѣлые между ними донесли на Лукилліана, что онъ развращаетъ народъ безумною проповѣдію о Христѣ. Старца подвергли жестокимъ истязаніямъ и послѣ того заключили въ темницу; тамъ томились уже въ это время четверо отроковъ, взятыхъ за исповѣданіе вѣры Христовой. Посланный какъ бы Самимъ Богомъ для подкрѣпленія молодыхъ страдальцевъ, которымъ предстояло еще болѣе тяжелое испытаніе, св. Лукилліанъ подкрѣпилъ ихъ на мученическій подвигъ молитвою и бесѣдою съ ними о I. Христѣ. Черезъ нѣсколько времени всѣ они были призваны къ допросу и, заявивъ себя твердыми исповѣдниками, были преданы истязаніямъ. Опаляемы они были огнемъ, но силою Божіею остались невредимыми. Тогда ихъ отправили въ Византію, чтобы тамъ предать смертной казни. Четырехъ отроковъ казнили мечемъ, а св. старца Лу килліана распяли на крестѣ, пригвожденнаго по всѣму тѣлу гвоздями.

II. Св. муч. Лукилліанъ, прежній языческій жрецъ, по обращеніи въ христіанство доказавшій свою истинную вѣру своею благочестивою жизнію и мученическимъ подвигомъ, учитъ и насъ, братія, свидѣтельствовать свою вѣру нашею жизнію и дѣлами. Покажи мнѣ вѣру твою отъ дѣлъ твоихъ говоритъ св. ап. Іаковъ, ибо вѣра безъ дѣлъ мертва есть о себѣ.

а) Въ самомъ дѣлѣ, кто истинно вѣруетъ въ Бога Отца, Творца и Вседержителя, Владыку и Промыслителя всяческихъ; кто убѣжденъ совершенно, что жизнь его какъ въ началѣ произошла отъ Бога, такъ и во всякое время находится въ Его вседержавной волѣ: тотъ всякое мгновеніе жизни своей почитаетъ даромъ Божіимъ неоцѣнимымъ, непрестанно благодаритъ Дарователя, всегда блюдетъ себя, чтобы не употребить во зло ни одной минуты жизни, данной ему на дѣла благая. Кто убѣжденъ всѣмъ сердцемъ что все, чѣмъ онъ ни пользуется въ жизни, ниспосылается и подается намъ свыше отъ Отца свѣтовъ; тотъ пользуется всѣмъ съ благоговѣніемъ, какъ даромъ Божіимъ, все пріемлетъ съ благодареніемъ, какъ даръ незаслуженный. Тотъ всего себя и всю жизнь свою ввѣряетъ премудрости Отца небеснаго, всего ожидаетъ отъ Его благости, во всемъ уповаетъ на Его отеческій промыслъ и заступленіе: безропотно и съ благодареніемъ срѣтаетъ все, что ни случается съ нимъ въ жизни—пріятное и непріятное, радостное и печальное. Тотъ всегда остерегается, чтобы не оскорбить величія и святости Божіей не только дѣломъ и словомъ беззаконнымъ, но и мыслію и желаніемъ нечистымъ и намѣреніемъ злымъ,— словомъ, истинно вѣрующій въ Бога какъ Творца и Промыслителя Своего свидѣтельствуетъ свою вѣру въ Него всѣмъ своимъ существомъ —мыслію, желаніемъ сердца, словами и дѣлами богоугодной жизни.

б) Кто истинно вѣруетъ въ Сына Божія, воплотившагося для спасенія нашего, распятаго на крестѣ за грѣхи наши, страдавшаго и умершаго въ мукахъ, для избавленія насъ отъ грѣха, проклятія и смерти; тотъ страшится грѣха, какъ яда смертоноснаго, и лучше готовъ пролить собственную кровь, нежели поругаться надъ кровію Христовою, пролитою за грѣхи, и второе распинать Сына Божія грѣхами своими. Тотъ, по любви къ своему Искупителю и Господу, во всемъ и всегда старается подражать Ему: мыслитъ и чувствуетъ, говоритъ и дѣйствуетъ, какъ мыслилъ и чувствовалъ, говорилъ и дѣйствовалъ Самъ I. Христосъ; страдаетъ и терпитъ, молится и уповаетъ, какъ терпѣлъ и молился I. Христосъ. Тотъ всегда имѣетъ предъ очами своими смерть и судъ Божій, постоянно приготовляется къ мирному переходу въ вѣчность къ Своему Господу Спасителю.

в) Кто истинно вѣруетъ въ Духа Святаго, Господа животворящаго, освящающаго пасъ Своею благодатію, живущаго въ истинныхъ христіанахъ, какъ въ храмахъ Своихъ; тотъ страшится болѣе всего осквернить себя какою-либо скверною грѣховною, памятуя всегда слово апостольское: не вѣстели, яко храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ васъ; аще кто Божій храмъ растлитъ,растлитъ сего Богъ (1 Кор. 3, 16, 17). Тотъ не поблажаетъ падшей природѣ своей, не даетъ надъ собою власти страстямъ своимъ, но сражается съ ними и побѣждаетъ ихъ, отсѣкая всякое нечистое желаніе; тотъ слѣдуетъ во всемъ не своей волѣ и своему мудрованію, не своимъ правиламъ, занятымъ отъ обычаевъ свѣта, но волѣ Божіей, словесамъ Духа Божія и правиламъ евангелія Христова. Тотъ ревнуетъ всѣмъ сердцемъ своимъ о томъ, чтобы возрастить въ себѣ плоды Духа Святаго—любы,радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе. Тотъ, если и падаетъ, какъ человѣкъ, не остается въ небреженіи, не предается усыпленію грѣховному, но тотчасъ возбуждаетъ себя къ покаянію, омываетъ душу свою слезами сокрушенія сердечнаго, очищаетъ совѣсть свою исповѣданіемъ грѣха и тѣмъ съ большею ревностію течетъ по пути заповѣдей Господнихъ.

III. Такую то живую и животворящую вѣру стяжите, братіе мой, сохраняйте ее въ себѣ, какъ несомнѣнный залогъ вѣчной жизни со Христомъ Господомъ; ее возгрѣвайте въ себѣ молитвою и чтеніемъ слова Божія, святымъ усердіемъ и ревностію къ испол ненію заповѣдей Божіихъ, подражая въ (Сост. по проп. Дни., архіеп. херсон., семъ нынѣ воспоминаемому угоднику т. III). Божію св. муч. Лукилліану. Аминъ.

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий