Поученіе. Св. муч. Никандръ

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

  Въ чемъ должна выражаться наша любовь къ умершимъ?

  I. Св. Никандръ, память коего совершается нынѣ, пострадалъ въ царствованіе Діоклитіана, съ именемъ котораго соединяется воспоминаніе о самомъ страшномъ гоненіи, которое когда либо испытывали христіане. Св. Никандръ былъ врачъ; онъ посѣщалъ мучениковъ въ темницахъ и служилъ имъ. Однажды онъ занимался погребеніемъ тѣлъ св. мучениковъ, брошенныхъ на съѣденіе звѣрямъ и птицамъ. Его за то предали различнымъ мукамъ, потомъ содрали кожу съ живого и умертвили мечемъ.

II. Св. мучен. Никандръ выражалъ свою любовь къ умершимъ, а именно къ пострадавшимъ за Христа св. мученикамъ, погребеніемъ ихъ св. тѣлъ. Его примѣръ и для насъ обязателенъ: и мы должны заботиться о преданіи честному погребенію умершихъ нашихъ ближнихъ въ надеждѣ славнаго воскресенія ихъ въ день всеобщаго суда Божія.

Но этимъ наша любовь къ умершимъ не должна ограничиться.

Въ чемъ же она должна проявляться по отношенію къ умершимъ? Для нихъ дороги теперь молитвы, для нихъ дороги вещественныя приношенія, подаваемыя по нимъ нуждающимся; для нихъ безпредѣльно дорога безкровная жертва, совершаемая по нимъ. Вотъ если мы исполнимъ это, то покажемъ, что мы любимъ умершихъ и умѣемъ благотворить имъ; вотъ только этого одного и ждутъ умершіе, только въ этомъ одномъ и нуждаются.

а) И такъ будемъ молиться за умершихъ не только въ извѣстное время года, но всегда, каждый день будемъ молиться о нихъ. Своею молитвою мы доставимъ желаемое и ожидаемое благо умершимъ, доставимъ имъ лучшее положеніе, избавимъ ихъ отъ страданій адскихъ, доставимъ имъ отраду и утѣшеніе. Теперь умершіе сами собой ничего не могутъ сдѣлать, не могутъ перейти изъ одного состоянія въ другое. Но мы, живые, движимые Христовою любовію, которая и къ намъ привлечетъ милосердіе Божіе, можемъ облегчить ихъ участь и изъ безотрадной сдѣлать отрадною.

Если желаемъ знать, что молитвы облегчаютъ страданія умершихъ и даруютъ имъ блаженное состояніе, то вотъ примѣръ тому изъ отеческихъ сказаній. «Кто ты?» спросилъ святой Макарій, путешествуя по пустынѣ, одинъ черепъ—«Я былъ начальникомъ идольскихъ жрецовъ», отозвался черепъ. «Каково вамъ, язычникамъ, на томъ свѣтѣ?» опять спросилъ св. Макарій. — «Мы въ огнѣ, отвѣчалъ черепъ со стенаніями, пламя охватываетъ насъ съ ногъ до головы, и мы не видимъ другъ друга; но когда ты молишься о насъ, тогда мы начинаемъ видѣть нѣсколько одинъ другого, и это доставляетъ намъ о т р а д у» . Изъ этого ясно, что молитвы, съ вѣрою совершаемыя, приносятъ дѣйствительную пользу умершимъ и не только вѣрующимъ, но и язычникамъ.

б) Такую же пользу доставляютъ и благотворенія по умершимъ. Милостыня отъ смерти избавляете, и тая очищаете воякъ грѣхъ, говоритъ слово Божіе (Тов. 12, 9). «Почти умершаго милостынями и благотвореніями: ибо милостыня служитъ къ избавленію отъ вѣчныхъ мукъ», говоритъ св. Златоустъ (42 бесѣд. на ев. Іоан.). И дѣйствительно, благотворенія и милостыни по умершимъ служатъ къ облегченію ихъ участи, какъ то подтверждаетъ слѣдующій примѣръ. Св. игуменія Аѳанасія, предъ отшествіемъ изъ сей жизни, заповѣдала сестрамъ своего монастыря поставлять въ память ея трапезу нищимъ до сорока дней. Случилось же, что сестры только до десяти дней соблюдали завѣщаніе своей начальницы. Это нерадѣніе вызвало святую изъ другого міра. Явившись въ сопровожденіи двухъ ангеловъ нѣкоторымъ изъ сестеръ обители, она говорила имъ: «для чего преступили вы заповѣдь мою? да будетъ всѣмъ извѣстно, что творитворимыя до сорока дней за душу умершаго милостыни и питаніе алчущихъ умилостивляютъ Бога. Если грѣшны души усопшихъ, то чрезъ сіе онѣ пріемлютъ отъ Господа отпущеніе грѣховъ, если праведны, благотворительность за нихъ служитъ ко спасенію благотворителямъ» (Чет. -Мин. 12 апр.). Видите ли, братіе христіане, пользу и важность благотворенія по умершимъ? И слово Божіе, и ученіе учителей церкви, и свидѣтельства отеческихъ сказаній подтверждаютъ, что милостыня и благотворенія по умершимъ доставляютъ пользу не только умершимъ, но и ихъ благотворителямъ.

в) Теперь скажемъ о важности спасительной безкровной жертвы. Безкровная жертва для того и приносится, чтобы очищать, умилостивлять, спасать. Если подзаконные священники, говоритъ Ефремъ Сиринъ, служебными приношеніями очищали грѣхи убіенныхъ и оскверненныхъ беззаконіями, какъ упоминается въ священномъ писаніи (2 Мак. 12), то не удобнѣе ли священники новаго завѣта Христова могутъ дѣйствительно очищать долги отшедшихъ отъ земли грѣшниковъ святыми приношеніями и молитвами устъ своихъ ф. Сир. т. II, стр. 289)? «Не напрасно установили  апостолы, говоритъ святой Златоустъ, чтобы при совершеніи страшныхъ Тайнъ поминать усопшихъ,—ибо когда весь народъ и священный ликъ стоитъ съ воздаяніемъ рукъ, и когда предлежитъ страшная жертва, то какъ не умолимъ Бога, прося за умершихъ» (41 бесѣд. на 1 посл. Кор.)? При совершеніи безкровной жертвы въ лицѣ священнодѣйствующихъ приноситъ эту жертву Самъ Христосъ. Онъ Самъ ходатайствуетъ предъ правосудіемъ Божіимъ о прощеніи грѣшника. А отъ сего-то и превеликая бываетъ польза душамъ, о которыхъ моленіе возносится въ то время, какъ предлежитъ святая и страшная жертва. Вотъ и примѣръ того, что безкровная жертва облегчаетъ участь умершихъ. Одному благочестивому пресвитеру явился одинъ преставившися христіанинъ и просилъ совершить за упокой его души безкровную жертву. Къ этой просьбѣ присовокупилъ явившійся, что если священная жертва облегчитъ его участь, то онъ уже въ знаменіе сего не явится ему болѣе.

Священникъ Христовъ исполнилъ требованіе, и новаго явленія не послѣдовало (Гр. Двоесл. кн. IV, гл. 59). III. Этими способами и будемъ, братіе, благотворить умершимъ. Въ этихъ благотвореніяхъ и будемъ проявлять свою любовь къ нимъ. Аминъ. (Сост. по проп. прилож. къ „Рук. для с. паст.“ за 1Ь87 г. апрѣль мѣс.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий