Поученіе. Св. муч. Павелъ и Іуліанія

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 

Каждый мученикъ есть въ то же время и проповѣдникъ.

  I. Императоръ Авреліанъ, объѣзжая однажды государство свое, прибылъ въ Птолемаиду. Когда онъ въѣзжалъ въ городъ, молодой христіанинъ, по имени Павелъ, перекрестился и сказалъ сестрѣ своей, стоявшей около него: «готовься сестра; христіанамъ будетъ великое искушеніе». Царь видѣлъ,что молодой человѣкъ перекрестился,и велѣлъ взять его подъ стражу, потому что тогда строго преслѣдовали христіанъ.

Когда послѣ тщетныхъ убѣжденій оставить христіанскую вѣру, св. Павла подвергли мученіямъ, на судилище вбѣжала молодая дѣвица, которая начала укорять царя за его жестокость. Это была Іуліанія, сестра Павла.

— «За что терзаешь брата моего?» воскликнула она. «Развѣ онъ хотя разъ въ жизни оскорбилъ величество царя, или обидѣлъ кого-либо изъ согражданъ? Весь народъ поручится тебѣ за его добродѣтель. Государь, пощади его!».

Когда Авреліанъ узналъ, кто дѣвица, онъ началъ уговаривать ее отречься отъ христіанской вѣры; но ласковыя слова и лестныя обѣщанія не произвели желаемаго дѣйствія. Дѣвица повторяла одно, что она христіанка и готова умереть за вѣру свою; тогда Авреліанъ велѣлъ мучить и ее.

Павла и Іуліанію предали ужаснѣйшимъ мученіямъ; ихъ терзали желѣзными когтями, повергали въ котлы съ кипящею смолой; но истязанія не побѣдили ихъ твердости и явили только окружавшимъ ихъ силу Бога истиннаго, Который укрѣплялъ вѣрныхъ рабовъ Своихъ и облегчалъ страданія ихъ. Распростертые на желѣзныхъ горячихъ рѣшеткахъ, святые мученики громко славили Бога.

Двое изъ мучителей, видя непоколебимую твердость христіанъ, поняли, что имъ дана помощь свыше, и познали величіе Божіе. «Нѣтъ другого Бога, кромѣ Того, Который помогаетъ Павлу и Іуліаніи!» воскликнули они. Царь приказалъ казнить ихъ. «Не бойтесь, говорили имъ святые мученики,— вы не на вѣкъ умрете, но получите жизнь вѣчную». Они увѣровали всѣмъ сердцемъ и съ молитвою предали души Богу. Имена ихъ—Квадратъ и Акакій. Мучениковъ же отвели въ темницу, гдѣ Господь укрѣпилъ ихъ чудеснымъ явленіемъ и исцѣлилъ раны ихъ.

На слѣдующій день ихъ снова при вели къ царю, который сталъ опятъ убѣждать ихъ отречься отъ Христа.

Видя, что слова его безполезны, онъ предалъ ихъ новымъ истязаніямъ. Но и теперь, какъ наканунѣ, Господь помогалъ имъ и облегчалъ ихъ страданія. Видя, что мученія не побѣждаютъ твердости христіанъ, и что число вѣрующихъ, напротивъ, умножается: ибо спокойствіе страдальцевъ и радость, съ которою они шли на мученія, ясно доказывали язычникамъ всемогущество Господа, помогающаго Своимъ служителямъ, царь Авреліанъ осудилъ Павла и Іуліанію на смертную казнь. Святые мученики съ радостію пошли на смерть, воспѣвая громкимъ голосомъ: „спаслъ еси насъ, Господи, отъ стужающихъ насъ, и ненавидящихъ насъ посрамилъ еси» . Когда привели ихъ за городъ, на мѣсто казни, св. Павелъ упросилъ палача свершить сперва смертный приговоръ надъ Іуліаніей, боясь, чтобы она не устрашилась, видя его казнь. Она перекрестилась и радостно предала душу свою Богу. Послѣ нея и Павелъ былъ усѣченъ мечемъ. Авреліанъ велѣлъ бросить тѣла ихъ звѣрямъ, но звѣри не коснулись ихъ; и христіане, взявъ тѣла ихъ ночью, похоронили съ честію. Это было въ Ш-мъ вѣкѣ.

II. Какое же назиданіе, братіе, извлечемъ мы изъ сего повѣствованія о страданіяхъ св. муч. Павла и Іуліаніи? Св. мученики сами будутъ нынѣ проповѣдниками.

Такъ называю я празднуемыхъ св. мучениковъ; и, вѣрно, никто не лишитъ ихъ сего священнаго титла. Ибо, если, по слову Писанія, не малъ уже и тотъ, кто возвѣщаетъ истину словомъ и устами; еще болѣе тотъ, кто проповѣдуетъ своими дѣлами и жизнію: то на какую высоту должно поставить того, кто за истину проповѣди евангельской пролилъ свою кровь и претерпѣлъ смерть мученическую? ІІредъ такою проповѣдію всѣ наши слова и все наше витійство суть яко слабое лепетаніе младенца предъ величественною рѣчью мужа и старца.

а) Не такая ли проповѣдь сокрушила идоловъ и привлекла ко Христу вселенную? У первобытныхъ христіанъ, гонимыхъ кесарями и философами, не было не только каѳедръ проповѣдническихъ, ниже храмовъ; самое богослуженіе и таинства совершались изрѣдка, тайно, подъ землею, среди безмолвія полунощнаго. Но гласъ евангельской проповѣди гремѣлъ неумолкно во всѣ концы земли: не давалъ покоя ни кесарямъ, ни философамъ, влеча всѣхъ и каждаго ко Христу. Откуда исходилъ онъ? Изъ мрачныхъ темницъ, наполненныхъ христіанами,—изъ раскаленныхъ печей и конобовъ, въ кои повергали ихъ, съ пылающихъ костровъ и крестовъ, облитыхъ кровію свидѣтелей истины. Является на позоръ среди града или веси исповѣдникъ Христовъ, и начинается проповѣдь! Ему предлагаютъ прощеніе и свободу, богатства и чести, иногда цвѣтущую красотою невѣсту, да поклонится идоламъ: но онъ возводитъ очи горѣ и, вмѣсто отвѣта, знаменуетъ себя крестомъ!.. Его подвергаютъ мукамъ, бичуютъ, жгутъ различными огнями, рвутъ тѣло клещами, лишаютъ очей и устъ: — онъ терпитъ безъ ропота и молится о самыхъ мучителяхъ! Его предаютъ на растерзаніе лютымъ звѣрямъ, или пригвождаютъ ко кресту, или повергаютъ съ камнемъ на выи въ море: онъ срѣтаетъ смерть съ такимъ свѣтлымъ лицомъ, съ какимъ рѣдкіе идутъ подъ вѣнецъ брачный. Удивительно ли послѣ сего, что самыя грубыя толпы народа, пораженныя величіемъ души страдальца, пришедъ сами въ умиленіе и нѣкоего рода святый восторгъ, восклицали: «великъ Богъ христіанскій! Святая вѣра, дающая такое мужество и презрѣніе жизни!». Сею-то проповѣдію, братіе мой, побѣжденъ міръ, не оружіемъ, не краснорѣчіемъ, не мудростію земною!

б) Что намъ проповѣдуютъ св. мученики? Проповѣдуютъ любить Христа до смерти, не бояться на землѣ ничего кромѣ Бога, — пренебрегать всѣми благами міра, какъ бреніемъ, вѣровать въ жизнь будущую такъ, какъ бы она была предъ очами нашими. Ибо, что могло расположить ихъ отвергнуть всѣ ласки и обѣщанія судіи, презрѣть всѣ угрозы и лютость мучителя, какъ не живая вѣра во Христа и упованіе жизни вѣчной? Что заставило претерпѣть невыносимыя мученія какъ не вся терпящая и николиже отпадающая любовь ко Христу?

в) Желаете ли еще болѣе убѣдиться въ томъ, какъ справедливо сказано нами, что каждый мученикъ есть проповѣдникъ? Подумайте, чѣмъ привлечены къ исповѣданію Христа двое изъ самихъ мучителей? Не проповѣдію съ каѳедры церковной, а терпѣніемъ и страданіями. Можетъ быть, они сто разъ слышали проповѣди учителей христіанскихъ, но оставались во тьмѣ идолопоклонства: когда же увидѣли страданіе и мужество исповѣдниковъ, тогда безъ слова и проповѣди уразумѣли истину и тронулись душею, вознебрегая самою жизнію, и въ одну минуту изъ язычниковъ взошли на высоту мучениковъ.

III. Такъ дѣйствовалъ нѣкогда примѣръ св. мучениковъ! Надъ нами, кажется, и онъ потерялъ всю силу. Святые подвиги ихъ, торжествуемые церковію, содѣлались для насъ похожи на тѣ сонмы звѣздъ, кои, за отдаленіемъ, сливаются для нашего глаза въ туманно-свѣтлыя пятна. Когда наводится на эти пятна зрительная труба, они раздѣляются въ яркія звѣзды, и мы дивимся ихъ величію, а во все прочее время не обращаемъ на нихъ никакого вниманія, даже не знаемъ о ихъ существованіи. Такъ, когда проповѣдникъ ли, или какая книга разскажетъ намъ о подвигахъ мученическихъ, мы изумляемся величію души ихъ, не думая однакоже нисколько о томъ, чтобы взять съ нихъ примѣръ для своихъ дѣйствій, засвѣтить отъ ихъ небеснаго огня въ своемъ сердцѣ вѣру, устремиться по слѣдамъ ихъ любви къ Богу. А безъ книгъ и проповѣдника дѣянія мучениковъ, по невниманію нашему къ нимъ, какъ бы не существуютъ. Даже тѣ изъ насъ, кои носятъ имена св. мучениковъ, часто вовсе не знаютъ, кто былъ тотъ, коего именемъ они отличаются со дня рожденія. Да не будетъ сего у насъ, братіе! (Сост. по «Сочин.» Иннокентія, архіеп. херс. и тавр., т. III, изд. 1873 г.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий