Поученіе. Св. мученица Агрипина

Скорби ведутъ на небо.

Прот. Григорій Дьяченко

 I. Св. нынѣ ублажаемая мученица Агрипина была римлянка, дочь благочестивыхъ родителей, которые съ малолѣтства воспитали ее въ христіанской вѣрѣ и благочестіи. Достигши зрѣлаго возраста, она не вступала въ супружество и, живя благочестиво, много приносила пользы другимъ своими задушевными бесѣдами о вѣрѣ и жизни христіанской.

Когда императоръ Валеріанъ открылъ гоненіе на христіанъ, то не оставили и ея въ покоѣ. Ее обнаженную бичевали палками до сокрушенія костей и наконецъ связали веревками такъ сильно, что она умерла въ мукахъ. Мощи св. Агрипины погребены были въ Сициліи, а около IX вѣка перенесены въ Константинополь.

II. Мы видѣли, братія, что св. муч. Агрипина взошла на небо и наслѣдовала царствіе небесное путемъ тяжкихъ страданій и скорбей. И дѣйствительно, если размыслимъ, какъ должно, мы увидимъ, что скорби — лѣствица, возводящая на небо.

На небо иного пути кромѣ крестнаго не было, нѣтъ и не будетъ.

а) Въ этомъ удостовѣряетъ насъ вся исторія святыхъ. Господь, Пречистая Его Матерь, возлюбленные ученики и всѣ святые скорбнымъ путемъ шествовали, который и всѣмъ намъ заповѣданъ Господомъ, какъ подражаніе Ему, по слову Его: иже не пріиметъ креста своего, и вслѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ.

б) «Богомъ опредѣлено, какъ говоритъ св. Макарій египетскій, чтобы путь, вводящій въ жизнь вѣчную, былъ со скорбію, съ тѣснотою, со многими испытаніями, съ самыми горькими искушеніями, чтобъ какъ по милосердію Божію, такъ и по правдѣ наслѣдовалъ человѣкъ блага небесныя. Какъ обѣтованія Божіи велики, неизглаголанны и неисповѣдимы, такъ потребны намъ вѣра и надежда, труды, великіе подвиги и долговременное испытаніе. Со Христомъ желаемъ мы царствовать безконечные вѣки: ужели не рѣшимся съ усердіемъ въ продолженіе кратковременной жизни этой до самой смерти терпѣть боренія, труды и искушенія? Божественный апостолъ, провидя духомъ небесное воздаяніе, уготованное за скорби, сказалъ, что скорби сего вѣка недостойны той небесной славы, которая явится въ насъ по переходѣ въ вѣчность». (Твор. св. Макарія египетскаго).

в) Живущіе своевольно, идущіе широкимъ путемъ, вводящимъ въ пагубу, менѣе подвергаются скорбямъ, ибо врагъ спасенія, видя ихъ исполняющихъ волю его, оставляетъ въ покоѣ, тогда какъ старающихся о спасеніи своемъ онъ ввергаетъ въ великія скорби, почему и сказано: многи скорби праведнымъ, а также: аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушеніе. А о проводящихъ жизнь безъ скорбей апостолъ Павелъ говоритъ, что горе имъ, что они забыты Богомъ и не чада Божіи.

г) Скорби, очищая человѣка, какъ золото въ горнилѣ, содѣлываютъ его, по благодати Божіей, достойнымъ вѣчныхъ небесныхъ благъ. Блаженный созерцатель таинъ Божіихъ, въ бывшемъ ему небесномъ откровеніи, видѣлъ сонмъ облеченныхъ въ бѣлыя одежды съ финиковыми вѣтвями въ рукахъ, и ему сказано было о нихъ: сіи суть иже пріидоша отъ скорби великія (Апокал. 7, 14). Душа, истинно любящая Бога, ни во что вмѣняетъ скорби, но ими наслаждается, и въ злостраданіи цвѣтетъ, провидя духомъ небесную славу, уготованную за скорби.

III. Въ чемъ христіанинъ можетъ найте утѣшеніе въ скорбяхъ?

а) Въ надеждѣ на Бога. Всякая душа, какъ говоритъ св. Ефремъ Сиринъ, желающая благоугодить Богу, прежде всего да сохраняетъ мужественно терпѣніе и упованіе; ибо Богъ не допускаетъ душѣ, уповающей на Него и терпѣливой, быть искушенной въ такой мѣрѣ, чтобъ дойти ей до отчаянія и впасть въ такія искушенія и скорби, которыхъ не можетъ она перенести: вѣренъ же Богъ, Иже не оставитъ васъ искуситися, паче еже можете; но сотворитъ со искушеніемъ и избытіе, яко возмощи вамъ понести. Лукавый не въ такой мѣрѣ искушаетъ душу и подавляетъ ее скорбію, въ какой хочетъ, но въ какой попущено ему Богомъ.

б) Благодушное терпѣніе скорбей — это цѣлительный бальзамъ, небесное врачевство, при семъ должно разсуждать, что приключившуюся скорбь всячески неизбѣжно вытерпѣть; но кто несетъ это бремя съ ропотомъ, то оно дѣлаетса болѣе и болѣе тяжкимъ, а кто благодаритъ Бога, считая себя достойнымъ даже большаго наказанія, таковому облегчается бремя скорбей, по реченному Спасителемъ нашимъ: иго бо Мое, благо, и бремя Мое легко есть.

в) Несомнѣнно должно вѣровать, что все, бываемое съ нами по волѣ Божіей, служитъ къ благу нашему; мысль эта утвердитъ насъ въ благодатномъ терпѣніи. Скорби служатъ очищеніемъ грѣховъ, иногда и такихъ, о коихъ мы даже забыли. Посему горе намъ, вѣчное горе, если, проведя жизнь въ грѣхахъ, явимся на вселенскомъ судѣ Божіемъ не очищенные покаяніемъ и скорбями, тогда весь свѣтъ увидитъ духовную нашу наготу, ангелы Божіи и сонмъ святыхъ возгнушаются нами; николиже знахъ васъ, скажетъ Господь.

г) Сравнивай свои скорби со скорбями другихъ и получишь утѣшеніе чрезъ это. «Если находишься, говоритъ святитель Тихонъ, въ долговременной болѣзни, и имѣешь какое-либо утѣшеніе отъ служащихъ тебѣ, посмотри на тѣхъ, которые внутри терпятъ скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты, и не имѣютъ, кто бы имъ послужилъ, накормилъ, напоилъ, поднялъ, омылъ раны, и терпятъ. Если ты въ изгнаніи, приведи на умъ заключенныхъ, которые въ кандалахъ, въ рубищахъ, отъ дома и отечества удалены, всякій день біеніе и раны принимаютъ, днемъ на тяжкой работѣ, ночью заключены въ нечистыхъ и смрадныхъ темницахъ и безъ всякаго утѣшенія находятся, — имъ смерть пріятнѣе жизни. Если терпишь нищету, помысли о тѣхъ, которые прежде были богаты и славны, и дошли до того, что ни себя, ни семейство не имѣютъ чѣмъ питать, одѣть, гдѣ главу преклонить, скитаются по чужимъ дворамъ, обремененные долгами, отвсюду въ тѣснотѣ, въ печали, въ скорби, какъ въ печи горятъ. Посмотри на бѣдняковъ, полунагихъ, больныхъ, съ которыхъ подати и оброки требуются. Снизойди умомъ во адъ и разсуди: какъ бѣдные осужденные мучатся, которые, еслибъ можно было, желали бы здѣсь до скончанія міра въ огнѣ горѣть, только бы отъ вѣчнаго огня освободиться. Возведи умныя очи въ селенія небесныя, — изъ живущихъ тамъ ни одного не сыщется, кто бы не путемъ терпѣнія пришелъ туда, ибо какъ сказано: многими скорбми подобаетъ внити въ царствіе небесное». (Изъ твор. св. Тихона задонск.).

ІѴ. Итакъ, скорби есть даръ Божій и даръ великій, ибо за временное терпѣніе сподобляемся наслѣдія неизреченныхъ и вѣчныхъ небесныхъ благъ: такъ благоизволилъ всеблагій Господь, Самъ понесшій лютѣйшія скорби. Онъ былъ безгрѣшенъ, и претерпѣлъ такія страданія, подобныхъ коимъ нѣтъ въ лѣтописяхъ человѣческихъ, а мы грѣшные терпимъ за грѣхи наши, и тѣмъ не только очищаемся отъ нихъ, но, по благодати Божіей, сподобляемся быть наслѣдниками тѣхъ благъ, о коихъ сказалъ сподобившійся видѣнія ихъ: око не видѣ, ухо не слыша, и не сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его. (Сост. съ дополн. по Аѳонск. лист. № 29).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий