Поученіе. Св. мученица Февронія

Прот. Григорій Дьяченко

Имѣютъ ли право родители обрекать малолѣтнихъ дѣтей на служеніе Богу?

  I. Воспоминаемая нынѣ церковью святая Февронія на третьемъ году жизни была отдана въ общину подвижницъ, находившуюся въ Месопотаміи и основанную діакониссой Платонидой. Месопотамія въ то время была одной изъ областей обширной римской имперіи. Когда Февронія достигла возраста, допускавшаго воздержаніе, она стала по совѣту тетки, благочестивой Вріенны, которая тогда была настоятельницей обители, принимать пищу черезъ день.

Такъ какъ здоровье Февроніи нисколько не пострадало отъ поста, то она вскорѣ усилила воздержаніе и употребляла самое малое количество хлѣба и воды. Къ этому она присоединяла самую строгую жизнь, спала на узкой и короткой доскѣ, ночью нерѣдко вставала и читала священное Писаніе или молилась. Между тѣмъ въ римской имперіи возникло гоненіе на христіанъ и для преслѣдованія ихъ императоръ Діоклиуіанъ послалъ въ Месопотамію своихъ сановниковъ Лизимаха и Селенія. Селеній былъ человѣкъ жестокій и въ ненависти къ христіанамъ не уступалъ самому императору, Лизимахъ, имѣвшій въ то время всего двадцать лѣтъ, былъ добръ и кротокъ и еще въ дѣтствѣ слышалъ много хорошаго о христіанахъ отъ своей матери, которая, будучи сама христіанкой, передъ смертью завѣщала сыну покровительствовать христіанамъ. Пославъ Лизимаха въ Месопотамію, Діоклитіанъ не особенно довѣрялъ ему, подозрѣвая его склонность къ христіанству, а потому далъ ему въ руководители Селенія. Жители вскорѣ съ ужасомъ услышали о жестокихъ дѣйствіяхъ Селенія въ Месопотаміи и Сиріи, какъ онъ истреблялъ христіанъ мечомъ и отдавалъ ихъ на растерзаніе дикимъ звѣрямъ. Многіе изъ христіанъ, между ними пресвитеры, отшельники и самъ епископъ, спаслись бѣгствомъ при приближеніи Селенія. Инокини монастыря Вріенны хотѣли послѣдовать ихъ примѣру, но Вріенна убѣждала ихъ не терять мужества и принять смерть за Христа, Который также пострадалъ и умеръ за насъ. Увѣщанія настоятельницы подѣйствовали только на двухъ инокинь, Февронію и престарѣлую Ѳомаиду, которыя и остались въ обители съ настоятельницею, остальныя инокини ушли. Вріенна и Ѳомаида уговаривали Февронію не отчаиваться и укрѣпиться духомъ. „Ты всегда была покорною дочерью моею", говорила Вріенна, „утѣшь же мою старость вѣрностію Господу". На утро слѣдующаго дня римскіе воины вошли въ Низибію, схватили многихъ христіанъ и отвели въ темницу. Затѣмъ воины проникли въ обитель, хотѣли предать смерти настоятельницу и уже замахнулись мечами, какъ Февронія бросилась къ ногамъ ихъ и умоляла умертвить прежде ее, чтобы не видѣть ей смерти Вріенны. Воины надѣли на шею ея желѣзное кольцо, сковали ее и повели изъ обители. Желая склонить святую къ отреченію отъ Христа, Селеній обратился къ ней съ льстивымъ предложеніемъ „клянусь богами—сказалъ онъ, я не долженъ былъ бы оказывать тебѣ снисхожденія, но твоя красота и скромность обезоруживаютъ меня. Слушай же: хотя отецъ Лизимаха избралъ уже для него богатую и знатную невѣсту, но я готовъ соединить твою руку съ рукою Лизимаха. Дѣтей у меня нѣтъ и онъ мой наслѣдникъ: императоръ окажетъ ему много милостей. Но знай и то, что если ты не примешь моего совѣта, то не будешь жить“. Февронія безбоязненно отвѣчала: „я имѣю Жениха небеснаго и не ищу брака на землѣ. Никакія угрозы или обѣщанія не премѣнятъ моего рѣшеніяи. Раздраженный этимъ отвѣтомъ, Селеній велѣлъ мучить святую. Необыкновенная твердость, съ какою она переносила мученія, возбуждала удивленіе и сожалѣніе всѣхъ присутствовавшихъ. Селеній приказалъ остановить мученія лишь тогда, когда Февронія лишилась чувствъ. Страдалицу привели въ чувство водою. Мучитель спросилъ ее, измѣнила ли она свое рѣшеніе; Февронія осталась по-прежнему тверда духомъ. Тогда ее предали новымъ мученіямъ. Селеній приказалъ отсѣчь ей руки и ноги, говоря: „пока не увижу послѣдняго вздоха ея, не уйду“. Когда Февронія скончалась, Селеній удалился къ себѣ и здѣсь съ нимъ произошелъ припадокъ; онъ пришелъ въ изступленіе, упалъ и разбилъ себѣ голову о камень.

II. Трехлѣтнею отроковицею была отдана св. Февронія въ обитель. На это обстоятельство обратимъ, братіе, наше вниманіе и рѣшимъ слѣдующій вопросъ:

Имѣютъ ли нынѣ право поступать такимъ образомъ родители? Могутъ ли свое дитя малодѣтное, или только еще на свѣтъ ожидаемое, обрекать Богу, на служеніе Ему?

а) По — видимому, само Священное Писаніе благопріятствуетъ раннему предназначенію человѣка на священное служеніе Богу. Благо есть мужу, говоритъ пророкъ, егда возьметъ яремъ въ юности своей. Не лучше ли, чтобы заранѣе гибкая выя юноши преклонилась предъ тѣмъ ярмомъ, вся тяжесть котораго должна лечь на немъ, когда онъ достигнетъ лѣтъ возмужалости?

Но о какомъ ярмѣ говоритъ пророкъ?— Это есть яремъ смиренія и безропотной покорности испытующему Промыслу Божію. Хорошо человѣку, если онъ съ младенчества пріучился Богу повиноваться, и нести иго послѣдованія Христу, сказавшему: возьмите иго Мое на себе (Матѳ. 11, 29).

Отъ сего ига общаго надлежитъ отличать частное — иго священнаго служенія. Первое безусловно должно быть пріемлемо каждымъ изъ насъ, и оно при крещеніи уже возлагается на насъ. Послѣднее требуетъ зрѣлости мысли, чтобы познать широту возлагаемыхъ на себя обязанностей и взвѣсить великую отвѣтственность за нихъ; требуетъ рѣшимости воли, чтобы принять ихъ на себя; терпѣнія,—чтобы ихъ понести; постоянства и мужества,—чтобъ не свергнуть ихъ съ себя. Кто же предскажетъ, что дитя, когда выростетъ, будетъ ко всему этому готово?

б) Если бы какіе родители и обрекли свое дитя на священное служеніе Богу, то ихъ обѣщаніе тогда только возъимѣетъ свою силу, когда это дитя, возросши, само рѣшитъ свою судьбу, какъ сдѣлала это воспоминаемая нынѣ св. мученица. Святый Василій Великій далъ такое правило относительно юныхъ отроковицъ, приводимыхъ въ женскія обители: „многихъ родители, прежде совершеннаго возраста, приводятъ... Таковыхъ не должно легко пріимати, доколѣ не узнаемъ собственнаго ихъ расположенія. Но имѣющую шестнадцать, или семнадцать лѣтъ, долго испытуемую и пребывшую въ намѣреніи твердою, подобаетъ наконецъ пріимати въ чинъ дѣвъ" (Прав. 18).

в) Не только въ страхъ, адаже въ уныніе можетъ притти возрастный сынъ, какъ скоро онъ узнаетъ, что безъ его вѣдома и согласія, или прежде его рожденія, онъ обреченъ родителями на труды священнаго званія. Это повергало въ ужасъ не только слабыхъ, а и сильныхъ волей и чистыхъ сердцемъ. Мать святого Григорія Богослова, еще до его рожденія, обрекла его на священное служеніе Богу. Сынъ потомъ отъ нея самой это узналъ; но когда былъ предложенъ ему санъ пастырскій, онъ стадъ уклоняться, боясь отвѣтственности. Испытавъ внутреннее томленіе, принялъ онъ рукоположеніе, и потомъ онъ самъ о себѣ разсказывалъ: „долго боролся я мыслями, находясь между двумя страхами, изъ которыхъ одинъ удерживалъ меня внизу, а другой побуждалъ итти вверхъ. Среди недоумѣній, подобно струѣ, гонимой вѣтрами, уступилъ я сильнѣйшему: меня увлекъ страхъ оказаться непокорнымъ. Я удалялся, чтобы себя разсмотрѣть, а теперь готовъ восхвалять Господа въ церкви велицѣй“ (Сл. защит. о своемъ удаленіи).

III. Итакъ, братіе, не обрекать дѣтей должно къ какому-либо особенному поприщу, а чаще водить ихъ въ храмъ, пріучить ихъ къ молитвѣ и духовнымъ занятіямъ, чтобы сами они навыкали восходить выше по ступенямъ полезной дѣятельности, и нести на себѣ ярмо покорности заповѣдямъ Божіимъ. А когда придутъ въ возрастъ, они сами изберутъ, чѣмъ быть желаютъ. Ибо не лишится руководительныхъ указаній Промысла тотъ, кто въ благочестіи воспитанъ, и кто съ сердечною мольбою обращается къ Верховному Рѣшителю нашихъ судебъ: скажи мнѣ, Господи, путь, въ онъже пойду (Псал. 142, 8). Аминь. (Сост. по „Слов. и рѣч.“ Сергія, архіеп. херсон. и одесск. (нынѣ митр. моск.), т. I, изд. 1893 г.).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий